Если мы умеем прощать - ранить нас невозможно

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Перед тем, как сказать эту проповедь, хотелось какое-то время просто помолчать. Чтобы молчание это стало вопросом к каждому из нас: кто я? Кто же я на самом деле? Что я делаю сегодня в темном храме среди сотен таких же ищущих людей? Куда обращены наши глаза, блестящие от мерцающих свечей и слез? Чтобы молчание это дало возможность задуматься о том, что мы, вопреки создающемуся вокруг впечатлению благополучия, достатка, сытой жизни, - потеряны в этом мире. 

Адам скрывался от Бога в благословенном саду, не в силах выносить Божественного присутствия. Он знал, что сам испортил отношения с Отцом. Мы скрываемся уже друг от друга, не зная, кто всё испортил, не в силах выносить тягот, радостей, сомнений, грехов, странностей друг друга. 

Довелось ли слышать вам, как кричит одинокая птица в лесу, погруженном в ночную тьму? Как взывает от своего одиночества дикий зверь, ища утешения, содрогаясь от собственного вопля? Кажется, что всё сущее под звездным небом приходит в волнение от такого жаждущего воззвания. Так вопиет и душа человека, человека изгнанного из Рая, обреченного на скитания вдали от своего Бога, в ночном лесу суетной жизни. Часто одинокой и беспросветной жизни. Душа наша жаждет Бога. Жаждет общения и благодати с Единственным. Жаждет бессмертия. И потому мы сегодня здесь. 

И дело в том, что никто не отнимал у нас ни богообщения, ни общения друг с другом. Никто не отнимал у нас любви. Говорят, обстоятельства делают нас жестокими. Говорят, жестокими делают нас несправедливые люди или лишения. Так говорят, и, может быть, они отчасти правы. Но эта жестокость - страшный приговор, которым мы сами себя приговариваем к одиночеству и тоске. И вот сегодня, когда мы подошли к черте, за которой открывается великопостный путь, Господь дает нам возможность попытаться растопить в себе эту жестокость. Одуматься. Повернуться к своим ближним и постараться их простить. 

Простить не словами, которые для многих из нас уже стали привычной отмашкой, - «Бог простит и я прощаю». Простить иначе, в корне изменив свое отношение к человеку. Возможно, мы не сможем сделать это прямо сегодня и сейчас. Но сегодня, здесь и сейчас мы сможем начать этот путь. Мы можем дать себе и Богу обещание любить и поддерживать того человека, который нуждается в нашем прощении. И если мы будем любить его и поддерживать во всех его сложностях, в чертах, которые даже кажутся нам неприемлемыми - то только так мы начнем приближаться к прощению. Только так мы сможем сами начать заживлять мучительную рану в душе. 

Господь учит нас прощать. Прощать «до семижды семидесяти раз». Прощать тех, кто не просто обидел, а унижает, гонит, причиняет боль, клевещет, ненавидит. Прощать тех, кто хочет убить. Прощать тех, кто убивает нас. Как Сам Он простил тех, кто прибил Его ко кресту. Господь говорит нам: перестаньте считаться, перестаньте замечать, сколько грехов вы простили ближнему. Прощение - безгранично. «Что даром получили, то даром и отдайте», - учит Он нас. Прощение мы получили даром. И получили его сполна. А потому и отдавать мы его должны безо всякого подсчета, просто так, столько, сколько нужно. 

И как только мы осознаем, что в наших силах прощать всегда, прощать каждый раз, прощать всё и всем - мы обретем свободу и внутреннюю силу. Потому что перестанем быть уязвимыми перед лицом собственных обид. Потому что перестанем быть узниками собственной чувствительности и щепетильности по отношению к другим. Потому что нам не нужно больше быть скованными заботами о собственном достоинстве и чести, которые все вокруг будто бы хотят поколебать. Мы можем принимать всех, вообще всех людей, всех ближних и дальних, и не бояться, что они нас ранят. Потому что если мы умеем прощать всё - ранить нас больше невозможно.

Но, помимо того, чтобы научиться прощать - мы и сами нуждаемся в прощении. Мы не можем жить абсолютно кристальной жизнью. Мы не можем, к сожалению, не задевать ближних, не причинять боль родным, мы не можем быть со всеми ласковыми и всем уделять необходимое время и нежность своих сердец. Это «не можем» не должно прозвучать как оправдание нашей будто бы обоснованной немощи. Нет. На самом деле, конечно, можем. Только не хотим. И вина этих дел или бездействий лежит на каждом из нас по отношению друг к другу. Особенно по отношению к самым близким, к тем, с кем живем под одной крышей, с кем едим за одним столом. И потому каждый из нас нуждается в прощении.

Ощущение этой своей вины по отношению к Богу, по отношению к близким и далеким, чувство покаяния и жажда прощения - должны и нас учить прощать. Как было это сказано Господом Иисусом в притче о должнике. Помните, там некий господин простил своего должника, а этот должник в свою очередь не смог простить человека, который должен был ему какую-то мелочь. Понимаете, Бог нас простил, а мы часто простить не можем даже гораздо более простой вины других. А часто даже не вины, а присутствия другого мы уже не в силах терпеть. 

Но разве не падаем мы на колени перед Богом, лепеча бессвязно, как тот должник перед господином, - я исправлюсь, потерпи, всё отдам, всё заплачу. При этом точно зная, что ничего не отдадим, не вернем долг, не сможем исправиться. Но всё равно чувствуем и знаем, что Он простил. Простил, подобно тому займодавцу, о котором Сам рассказывал. А значит и мы должны встать с колен и идти прощать. Прощать ближним всё, потому что всё, что они должны нам, - несомненно меньше всего того, что прощено нам Богом.

И вот я, стоя перед вами, нашей с вами семьей во Христе, каюсь и приношу все свои сложности: нескладность, неподатливость, черствость, неспособность дарить любовь. Я нуждаюсь в вашем прощении, потому что вы мои ближние и самые близкие. Господь нас соединяет в Евхаристии за каждой Литургией, и потому никого нам нет ближе друг друга. Прошу вас: простите меня, вашего недостойного архиерея, за всё, что я перечислил, а еще больше за то, чего не заметил и не перечислил. Если кого-то ранил или ввел в осуждение своими действиями, а еще хуже - бездействием. Простите меня. 

Аминь.


// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия на вечернем богослужении с чином прощения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской 1 марта 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить