Привести людей к Богу через созерцание красоты

Как подбираются растения в саду Сретенского монастыря, как даже далекого от Церкви человека высаживание роз может привести к Богу, чем отличается церковная флористика от светской, что самое сложное в уходе за цветами и растениями… Об этом рассказывает садовник нашего монастыря Ирина Петровна Крылова.

1, превью (3).jpg

«Удивительным садом нашего монастыря, вероятно, нельзя не восхищаться. Наглядное тому подтверждение: каждый раз, когда переступаешь врата обители, неизменно видишь, как случайно забредший путник или давний прихожанин с телефоном в руках пытается подыскать идеальный ракурс, чтобы запечатлеть полюбившийся ему цветок, а то и всю клумбу. Объяснить это можно вполне просто – душа каждого тянется к совершенству. А его яркое проявление – цветы, обладающие красотой в полной мере, поэтому становится очевидным, что у великолепного монастырского сада есть свое особое предназначение – привести человека к величайшему совершенству, Богу.

Но есть и отличительная черта монастырского сада в частности и церковной флористики в общем. Если любоваться садами обычными, в парках или усадьбах, то их можно назвать самодостаточными: они привлекают внимание к себе, их цель – порадовать глаз. Но если присмотреться к цветам в обители или выложенным у иконы, то они, напротив, не должны отвлекать взгляд на себя, должны служить именно украшением, обрамлением монастыря, храма или отдельного образа. Недопустимо, чтобы сад обители был слишком ярким, пестрым. Важно, чтобы он либо помогал настроиться на молитвенное состояние, подготовиться к общению с Творцом, либо являлся органичным продолжением молитвы, так что у нашего сада особая функция – миссионерская. Восхищаясь растениями и цветами, люди познают красоту Божиего мира, силу и могущество Бога, а потом и заходят в храм».

У нашего сада своя особая функция – миссионерская

Ирина Петровна Крылова рассказала одну удивительную историю, случившуюся много лет назад. Как-то раз потрудиться пришла ее знакомая, которая в то время была обычным светским человеком, неверующим и далеким от Церкви. Но, завершив работу, она ушла домой совершенно иной – с полным осознанием того, что Бог есть. Она необъяснимым образом встретилась с Ним, когда просто сажала розы. Уже давно эта женщина – прихожанка нашей обители.

Господь говорит с каждым на его языке, нередко на том уровне, на котором тот способен воспринять Его слова, услышать их. На начальном этапе такой диалог может совершаться через восхищение растущими при храме лилиями, у людей более опытных духовно – через обстоятельства жизни, у подвижников – через созерцание в молитве.

В качестве еще одной иллюстрации этих слов Ирина вспомнила, как к ней подошла женщина и спросила: «У вас в пруду жили рыбки. Сейчас их нет. Где они?» В ответ она услышала: «С ними все хорошо, они будут выпущены в пруд позднее». Незнакомка с детской простотой удивилась: «Как жаль. А я, когда возникнут какие-то проблемы, всегда рассказываю о них рыбкам, и потом все трудности разрешаются. Приезжаю к вам издалека».

2 - 2023-08-07T001904.617.jpg

В книге «Несвятые святые» есть подобный рассказ. В Египте в глубокой древности жил монах, который дружил с бесхитростным крестьянином. Как-то раз он сказал монаху, что тоже почитает Творца – каждый вечер наливает в миску молочко, и Бог приходит и выпивает его. Ученый монах лишь рассмеялся, услышав эти слова, и добродушно пояснил, что Бог не нуждается в молоке, но крестьянин настаивал на своем. Тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком остается под пальмой. В указанный час монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста. Крестьянин как громом был сражен этим открытием и сказал: «Теперь я вижу – это был не Бог!» Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог – это Дух, что люди познают Его особым образом. Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову. А потом заплакал и пошел в свою лачугу. Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал: «У этого простого человека не было ни воспитания, ни книжности, ни мудрости, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву». Кажется, история про молитву и рыбок является реальным воплощением рассказа «Про молитву и лисичку» из сборника владыки Тихона (Шевкунова).

«Чтобы сад помогал настроиться на молитву, важно, чтобы он в целом по стилю и пропорциям сочетался с внешним обликом монастыря. К примеру, у нас в обители территория небольшая, на ней расположены два храма, которые построены в традиционном русском стиле. Один из них – Владимирский, древний, другой – новый, в честь Воскресения Христова и новомучеников Российских. И, соответственно, два сада, старый и новый, и они должны гармонировать между собой и вписываться в облик обители. По этой причине приходится сочетать два стиля – природный, естественный, и классический. Украшают наш сад многообразные цветы и кустарники: как розы, лилии, гортензии, рододендроны, так и декоративные злаки, хвойники, а между ними, словно акценты, – рябчики, герани, астранции.

К тому же необходимо соблюсти пропорции: нельзя, чтобы на очень маленькой площади старого сада за Владимирским собором росли слишком высокие деревья. По этой причине их недавно подрезали, чтобы они были немного ниже, но при этом гуще, пышнее. Более того, важно организовать сад таким образом, чтобы различные элементы общей композиции перекликались между собой. Например, чтобы те или иные цвета присутствовали на различных участках, чтобы они все сочетались между собой и с видом монастыря в целом.

3 - 2023-08-07T001907.329.jpg

Важнейшая задача каждого садовника – создать сад непрерывного цветения, чтобы одни растения начинали цвести, другие заканчивали, и так в течение всего сезона, который у нас продолжается с апреля по ноябрь. Но здесь приходится не рассчитывать на свои силы, а предоставлять все воле Божией. Например, в этом году высадили множество тюльпанов различного срока цветения и рассчитывали, что они будут радовать людей поочередно в течение продолжительного времени. Но конец апреля и начало мая выдались необычайно теплыми, даже жаркими, поэтому все тюльпаны зацвели синхронно.

Самое трудное в нашем саду – поддерживать его: следить за тем, чтобы все растения были здоровыми, ухоженными. В нашей обители сад небольшой, но плотность посадки чрезвычайно велика, и это создает особую трудность.

Приходится непрестанно следить за тем, чтобы все было гармонично. Ведь умиротворенная атмосфера в саду – залог того, что в сердцах дивящихся им людей тоже водворится мир, радость, ощущение красоты и ее понимание. И это поможет человеку настроиться на состояние более высокого порядка – молитвенное, благоговейное, готовое созерцать совершенного Бога».

Подготовила Мария Степанова

Ирина Крылова 6 августа 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить