«Свою первую проповедь я провалил»

О своем пути к Богу и встрече со старцами, которые благословили на монашеский путь, рассказывает насельник Сретенской обители игумен Киприан (Партс).

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о значимых встречах в Вашей жизни. Например, Вы встречались с архимандритом Наумом (Байбородиным).

– К отцу Науму я ездил раза два, но до меня очередь не доходила. Пасха в 1993 году была ранняя, лежал снег. Я тогда был в армии, и армейское начальство, зная, что я хожу в храм, отпустило меня на Пасху в увольнение с ночевкой. Вообще, увольнение – это с утра до вечера, а тут с ночевкой. Я поехал в Троице-Сергиеву лавру, думал, вдруг сейчас к отцу Науму попаду. Была Великая Суббота, и у батюшки, конечно, было закрыто. Тогда я пошел в Троицкий храм к преподобному Сергию. Приложился к мощам, написал записку поминальную и на выходе услышал, как женщина громко спросила паломников, кто готов пойти чистить картошку. Я ответил, что готов пойти чистить, мне бы в Лавре подольше побыть.

Фото 1. Архимандрит Наум (Байбородин) jpg.jpg
Архимандрит Наум (Байбородин), Источник: pravlife.org

И я с несколькими женщинами отправился потрудиться. Пока чистили, читали по очереди «Богородице Дево, радуйся». Справились быстро, нас покормили, и я у той женщины спросил, уже как у своей, можно ли попасть к отцу Науму или к отцу Кириллу (Павлову). Отца Кирилла не было в Лавре, а к отцу Науму она провела. Передо мной в очереди была только одна игумения. Раньше приезжал в Лавру и не мог попасть к старцам, а тут потрудился у преподобного – и такой подарок.

Я исповедовался, получил от батюшки нужные наставления. Отец Наум мне подарил иноческое келейное правило, Евангелие на церковнославянском языке и второй том двухтомника «И дух прав обнови во утробе моей» с преподобным Серафимом Саровским на обложке.

И батюшка сказал: «Смотри, ничего не воруй, даже такой вещицы» – и пальцами показал сантиметров десять. Я же понимаю, что воровать – плохо, но уже потом обнаружил у себя в кармане такую вещицу, такого размера – карандаш, которым писал записку у преподобного. Будьте осторожны с чужими вещами. Казалось бы, машинально положил в карман, а это уже воровство, это же не моя вещь.

– Отец Наум подарил Вам иноческое келейное правило. У Вас уже тогда были мысли о монашестве?

– Да, я о монашестве думал еще до армии. О нем я узнал из «Закона Божьего» протоиерея Серафима Слободского, причем там написан был буквально один абзац. Я прочитал и понял: «О, это мое».

К отцу Науму я пришел уже с этим намерением, и он укрепил меня в выборе.

Фото 2 .jpg

Мама не хотела меня видеть монахом. После моей встречи с батюшкой Наумом я попросил маму съездить к нему. Мама съездила, но мне ничего не сказала. Позже, когда я работал трудником на подворье, она меня спросила, что я хочу, я ответил, что хочу в монастырь, и она дала согласие.

И уже потом мама рассказала не мне, а одной нашей прихожанке, что отец Наум сказал ей: «Отпусти его идти своей дорогой».

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашей встрече с отцом Кириллом (Павловым).

– К отцу Кириллу я поехал зимой 1993 года в Переделкино с одной серьезной проблемой. Он разговаривал со мной кротко, но строго, потому что мое состояние тогда требовало этого. После исповеди батюшка спросил о моих дальнейших намерениях. Я ответил, что хочу на подворье Псково-Печерского монастыря, и он благословил. Отец Кирилл подарил мне крестик из Иерусалима, бумажные иконки великомученицы Ирины, образы Богородицы «Знамение» и «Владимирская».

– Как Вы думаете, почему именно это выбрал батюшка для подарка?

– Ничего случайного не бывает. Мамина сестра – Ирина, мы с ней были очень близки. Это с одной стороны. С другой – Ирина с греческого – «мир». Главное, что нам надо хранить, – душевный мир. Это противоположно гневливости.

Главное, что нам надо хранить, – душевный мир. Это противоположно гневливости

Образ «Знамение» ограждает от падших духов, мне это тоже было тогда необходимо. А образ Богородицы «Владимирская» – это благословение в Сретенский монастырь, подворья тогда еще не было. Первая служба была в феврале 1994 года на Сретение Господне.

Фото 3. Образ Пресвятой Богородицы Знамение.jpg
Образ Пресвятой Богородицы «Знамение»

Вообще, впервые я здесь оказался неожиданным для себя образом осенью 1993 года. Как-то, гуляя по Москве, я пошел по Лубянке, еще до того, как открылось подворье Псково-Печерского монастыря. Вижу белый храм, подошел к нему и думаю: «Как же здесь хорошо!» Мне так понравилось это место. Здесь же я нашел первый том двухтомника «Сердце чисто созижди во мне, Боже». Продавался только первый том, второй мне подарил отец Наум весной этого года.

Когда в феврале следующего года мы ехали сюда на первую службу, у меня еще не было ассоциации, что это тот самый монастырь, что мне тогда понравился. Приехав, узнал обитель.

– Какую встречу Вы считаете поворотной в вашей жизни?

– Это встреча с отцом Тихоном (Шевкуновым). Я выбрал батюшку своим духовником, остальное было без моего выбора, все пошло по прямой. Он имел опыт общения с отцом Иоанном (Крестьянкиным) и другими старцами Псково-Печерского монастыря. Старцами были заложены правильные ориентиры духовной жизни.

– Что касается духовной жизни, у святых отцов сказано, что гордость – начало всех пороков. Как не допустить его развитие в детях?

– Ребенку нельзя внушать, что он лучше всех, это напитывает его душу превозношением. Человек мало что вносит в мир своего, в основном он его у кого-то берет, и первое, что он видит, – это пример своих родителей. Я, например, думал, что я достаточно независимый человек, но, когда, придя в монастырь, начал убирать в своей келье, я понял, что делаю это как моя мама. Ведь она специально меня не учила, значит, я это впитал бессознательно. Ребенок копирует своих родителей на подсознательном уровне.

Первое, что видит человек в мире, – это пример своих родителей

Когда папа курит, а сыну говорит, что это плохо, ребенок понимает, что это мораль для детей. Но когда он вырастет, как раз и надо делать как папа.

Фото 4 (5).jpg

– Можно хвалить, ободрять человека?

– Ободрять должно и нужно, хвалить – нет. Если человек унывает, то можно и похвалить, чтобы он не унывал. Например, я свою первую проповедь провалил: я говорил сумбурно, со словами-паразитами, кем-то был даже неправильно понят. С какими чувствами я заходил в алтарь! И что сказал мне на это наместник? «Златоуст!» Для чего? Чтобы я не унывал и в следующий раз вышел на проповедь.

О гордости надо читать святых отцов, они делом прошли эту науку и оставили нам положительный опыт борьбы.

Беседовала Ирина Ефремова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить