Каждый из нас ищет покоя

Многие из нас знают строки «вечный покой сердце вряд ли обрадует». И когда мы думаем о вечном покое, и когда мы молимся о вечном покое, возникает внутреннее непонимание: как можно хотеть покоя? Иногда нам кажется, что покой – это что-то связанное с бездействием; но для человека бездействовать совершенное неестественно. Очень сложно сесть посреди комнаты и ничего не делать, а еще сложнее в этот момент ничего не думать. Конечно, мы понимаем, что для нас совершенно неестественно бездействовать; и когда мы говорим о покое, то наше внутреннее человеческое существо начинает сопротивляться, и вполне справедливо это делает. Когда мы молимся об упокоении усопших, когда мы просим: «Господи, упокой их со святыми», мы говорим не про бездействие. Особенно хорошо мы знаем, что люди, достигшие святости и прославленные, и те, кого знаем поименно в лике святых, - они все способны участвовать в нашей жизни. То есть они не бездействуют в Царстве Божием, но при этом находятся в покое. Как это понять? 

Когда человек спокоен – это не значит, что он ничего не делает, это значит, что он не делает лишнего. И на самом деле каждый из нас больше всего хочет успокоиться. Ведь для чего мы стремимся иногда заработать денег, жениться или выйти замуж, воспитать детей, или построить дом, или поступить в какой-то вуз или на работу? Потому что у нас есть внутреннее ощущение, что после этого мы успокоимся. Но когда приходит то, чего мы хотели, оказывается, что мы не успокаиваемся, этого внутреннего спокойствия нет. И появляется следующая цель, о которой мы себе говорим: «Ее я достигну и тогда успокоюсь». 

Начинается это с детства. Оттого, что мы не спокойны, мы становимся недовольными, мы просто честно себе признаёмся, насколько много вещей, которые в жизни нас не устраивают. Почему мы ходим недовольные так часто? Потому что мы не позволяем себе успокоиться здесь и сейчас. Мы всё время ставим себе условия, после которых мы обязательно успокоимся. Но это неправда, и эта неправда начинается с детства. Самые довольные люди – это дети в детском саду и в начальной школе. Когда ты подходишь к 7, к 8 классу, ты себе говоришь: «Вот, сейчас надо потерпеть, а успокоюсь тогда, когда закончу школу». Я заканчиваю школу и мне надо поступать в университет, и я себе говорю, что успокоюсь только тогда, когда поступлю в университет. Потом я поступаю в университет и происходит тоже самое с первой сессией. После первой сессии тоже самое с дипломом. Получаю диплом, понимаю, что я как-то слегка коснулся этой радости, и ставлю себе следующую задачу – найти работу; нахожу работу и появляется много-много-много следующих целей, которые нас обманывают и которые говорят нам: «Вот сейчас ты достигнешь, чего хочешь, и тогда успокоишься». Но это всё иллюзия. 

Мы в нашу земную жизнь очень часто погружаемся, и поэтому мы, христиане, так говорим о важности отходить от суеты, ведь суета — это очень много разных целей. И каждая из целей как бы говорит человеку: «Вот ты меня достигнешь, и тогда ты успокоишься». Но каждый раз вместо успокоения мы получаем обман и новые недовольства. Так вот, когда мы говорим о духовной жизни, мы очень много говорим о том, что человеку действительно важно отойти от суеты, сосредоточиться, и это всё на самом деле про то спокойствие, которое всем нам обещает Христос. Он нам говорит: «Придите ко Мне трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим». Господь говорит это нам потому, что знает: на самом деле каждый из нас ищет этот покой. И если мы в своей жизни постоянно играем в бега, постоянно преодолеваем барьеры и препятствия, чтобы успокоиться, то эта скачка никогда не закончится. Мы должны осознать, что можем получить покой и радость уже здесь и сейчас, тогда нам станет легче. И Христос говорит: вы можете это сделать, потому что, если вы придете ко Мне, своей целью будете ставить не поступить на учебу или работу, построить дом, или вырастить детей, а своей целью будете ставить отношения со Мной, ваш покой будет зависеть от того, насколько близко Я нахожусь рядом с вами, и тогда вы этот покой получите. 

Но у этого покоя есть две очень важные сопутствующие вещи, о которых говорит Христос, - это кротость и смирение. Иногда мы считаем, что это одно и тоже, но это не так. Кротость – по Иоанну Лествичнику – это внутренняя стойкость, он говорит, что кротость возвышается как скала над волнами бушующего моря, и все волны разбиваются о нее. И если мы хотим покоя внутри себя, то очень важно научиться этой внутренней стойкости, то есть научиться сохранять внутри себя мир и дорожить им, потому что если я дорожу своим внутренним миром, то я не захочу ввязываться в конфликты, не захочу ругаться, я не захочу делать зло человеку или что-то подобное, нарушать Божии заповеди, потому что я от этого буду терять мир. Есть еще важная вещь – это смирение. Смирение – это то, что помогает человеку успокоиться, потому что смирение заключается в первую очередь в умении принять окружающую реальность как данность. Есть такая хорошая мысль: реальность вокруг нас похожа на погоду, и когда погода нам не нравится, мы не выходим в легкой одежде в снег, чтобы появилось солнце, а наоборот пытаемся одеваться по погоде. Вот когда мы учимся к реальности так относиться и не пытаться ее менять, ломать, бежать куда-то, чтобы поменять всё вокруг себя, когда мы учимся принимать окружающую нас реальность, нам становится спокойнее. Но после того, как мы ее приняли, очень важно в состоянии покоя продолжать делать, что ты можешь, а всё, что не можешь, предоставить Господу Богу. Мы, когда говорим о Царстве Божием, знаем, что святые находятся в совершенном покое. И если мы к этому покою не начнем двигаться, то, перейдя границу земной жизни, мы не найдем радости, потому что если мы не научились быть довольными сейчас, если мы не научились ценить то, что у нас есть, если мы постоянно ставим себе условия для того, чтобы успокоиться и не находим этого успокоения во Христе, то человек перейдя границу земной жизни так же продолжает куда-то бежать, так же  продолжает что-то искать, что бы его наполнило, что бы его успокоило. Но если в земной жизни есть вещи, которые могут успокоить хотя бы на время, то в жизни вечной этих вещей нет. Если мы сейчас с вами не начнем двигаться к этому вечному покою, то мы не сможем успокоиться после нашей временной жизни. А этот вечный покой нам доступен – достаточно жить со Христом, достаточно стремиться быть довольными, радоваться тому, что Господь нам дает и тогда с помощью Божией мы будем в Царствии Небесном со святыми, и на нас будет исполняться церковная молитва: «Со святыми упокой…». Аминь.


Иеромонах Андроник (Пантак). Проповедь на Божественной литургии в субботу мясопустную (Вселенскую родительскую субботу) 22 февраля 2020 года.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить