15 января 1999 года, 25 лет назад, в скиту Сретенского монастыря был освящен храм в честь преподобного Серафима Саровского. Насельник монастыря иеродиакон Серафим (Чернышук) поделился воспоминаниями об этом событии и некоторыми своими размышлениями о монашестве.
Монах есть тот, кто очищает
Скорбями первозданный вид,
Кто на Единого взирает
И только Богу прилежит.
Кто благодатью обновился
И в Господе одном живет,
Кто с Небесами примирился
И Божий мир другим несет.
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)
– Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как возник скит нашего монастыря?
– Возник он так. У митрополита Тихона (Шевкунова), на тот момент еще иеромонаха, были знакомые, связанные с РАО «ЕЭС России». На месте скита, бывшей старой усадьбы, до 80-х годов прошлого века был туберкулезный диспансер, а потом эта организация хотела сделать там базу отдыха для своих сотрудников. На территории усадьбы был барский дом, храм Казанской иконы Божией Матери, но всё было в полуразрушенном состоянии. Конный двор, в котором сейчас располагается наш скит, был совсем разрушен. Отцу Тихону предложили, чтобы он взял храм и прилегающую территорию для монастыря в качестве скита. Он согласился, но не сразу. Какое-то время подумал, наверное, спросил благословения у отца Иоанна (Крестьянкина), и там стали проводиться ремонтные работы, потому что жить там было невозможно.
Восстановление здания конного двора
|
Первая служба была еще на летнюю Казанскую, задолго до 15 января 1999 года, когда храм освятили. Наш праздничный хор съездил туда на богослужение.
Усадьба находится в деревне, там несколько жилых домов. А тот, что располагался в непосредственной близости, и был первым пристанищем для братии, пока ремонтировался скит. В 1998 году после Пасхи, это был июль месяц, мы поехали всей братией из Москвы в Дивеево. И на обратном пути поступило предложение заехать в скит. День был жаркий, мы там отдыхали, купались в пруду. Тогда и было принято решение освятить скит в честь преподобного Серафима Саровского. И в январе, через полгода, часть скита уже была отремонтирована, в одной из четырех башенок был устроен храм.
Подготовить храм к малому освящению, как благословил отец Тихон, поехали мы вчетвером: отец Киприан (Партс), он тогда уже был иеромонахом, отец Лука (Ауле) и отец Клеопа (Данелян) – иеродиаконы, а я был послушником. При нас рабочие заканчивали ремонт храма, ставили иконостас. Нашей задачей было помыть храм и отслужить всенощное бдение, потому что так положено по чину. Мы привезли с собой облачения, престол. И вот когда мы закончили всё мыть, поставили престол, надели облачения, ровно в полночь мы начали службу.
– И наутро уже Литургию.
– Да. Но не помню, был ли наутро отец Тихон. Там маленький храмик, домовый. Вот как раз там и была первая служба.
– Вы там жили?
– Нет. Там постоянно жили по очереди отец Гавриил (Чумаченко) и инок Алексий, ныне покойный. В разное время там были разные скитоначальники. Дольше всех там находится отец Гавриил, он до сих пор там живет.
Братское кладбище на территории скита
|
– Где Вам легче молиться, в монастыре или в скиту?
– Наверное, в скиту, потому что скит, получается, – это детство моей монастырской жизни. Все самые лучшие воспоминания у меня связаны именно со скитом. Там же наше братское кладбище, первые насельники монастыря там погребены, и связь с ними живая. На самом деле скит жив, пока там есть монахи. Был у нас такой период, когда скит превращался в подсобное хозяйство, и постоянного скитоначальника там не было. И, конечно, уныло там было, потому что служба не служится. Вроде внешне все благолепно, чисто, все отремонтировано, все работает, а чего-то не хватает. Сейчас, слава Богу, уже довольно много лет отец Гавриил там живет, братия туда периодически приезжает, студенты-первокурсники там служат вместе со своим духовником в храме преподобного Серафима Саровского и в Казанском храме. И, слава Богу, жизнь там идет.
Скит жив, пока там есть монахи. Слава Богу, сейчас жизнь там идет
– Что бы Вы могли посоветовать тем, кто думает о монашестве? Как человек может понять, есть ли у него призвание к этому пути?
– Не ошибается тот, кто ничего не делает. В свое время отец Тихон при мне сказал такие слова: «Желание монашества сродни влюбленности». Вот как девушка и юноша подружились, что они в друг друге нашли? Им хорошо вместе, и всё. Примерно то же самое должно быть относительно монашества. По крайней мере, должно быть такое увлечение. Но у всех свои пути прихода в монашество. Кто-то приходит от любви к Богу. Кто-то приходит, наоборот, от разочарования в миру.
– По-Вашему, можно приходить в монашество от разочарования?
– Можно. Всегда существует испытательный срок, искус. У нас в Русской Православной Церкви это плюс-минус пять лет. Человек должен определиться за эти годы и тогда уже принести Богу обеты невозвратные. Человек должен испытать себя, если он чувствует тягу к такой жизни. И чем раньше у него созреет решение, тем лучше для него. Потому что мятущийся человек – это всегда плохо.
– Как человек может найти свой монастырь?
– Это, мне кажется, по сугубо внутренним ощущениям происходит.
– Некоторые на Афон едут и там себя находят.
– Да. А некоторые из Греции, наоборот, приезжают в Россию и здесь себя находят. Пути Господни неисповедимы. Помните у святого апостола Павла: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11: 33). У каждого человека свой путь. У нас есть знакомый монах по имени Поликарп, он уже много лет живет на Святой Земле. Он в свое время собрался на Святую Гору. Все, принял решение и от своего духовника получил благословение. Но так получилось, что перед Грецией ему выпал шанс съездить на Святую Землю, поклониться святыням. И ему предложили там остаться. Правда, не совсем в монастыре. Там живут келлиоты, прямо в городе. У них есть небольшой дом, дворик, участочек, несколько оливковых деревьев, козочка, огород. Это прямо в Иерусалиме, рядом с Елеонским монастырем. И там у него греческий старец, и так они живут, подвизаются, молятся. И хоть он был с прицелом на Афон, а Господь его привел в Иерусалим.
Прежде всего, у человека всегда должна быть вера. А если есть вера, Господь обязательно, грубо говоря, за руку приведет. И туда, куда надо. Должно быть доверие Богу. Естественно, надо просить Его об этом. И еще: лбом стену не прошибешь. Если большие препятствия возникают, а человек все равно настаивает на своем, это тоже не совсем правильно. Нужно какое-то внутреннее чутье, чуткость, слышание воли Божией о себе. Она по-разному открывается: через людей, через какие-то добрые помыслы. Бывает, мысль пришла в голову: «Вот, точно, схожу-ка я туда, съезжу туда». Если все складывается, замечательно, это ваше. Кто-то со мной может и не согласиться, я не навязываю свою точку зрения.
Если есть вера, Господь обязательно за руку приведет туда, куда надо
У меня был случай. Я был непродолжительное время на Святой Горе. Приехал попаломничать один наш собрат из Сретенского монастыря. И мы с ним решили подняться на вершину. У нас была неделя времени, но надо было выбрать день. Было лето, жара стояла страшная, солнце пекло. Это очень тяжело, так подниматься. И вдруг мне внезапно приходит мысль, такая мгновенная, как будто сложился пазл в голове. На вершине есть храм в честь Преображения Господня, и у меня мысль: «В этом году на какой день недели выпадает Преображение?» Я открываю календарь и смотрю: вторник. И говорю: «Пойдем с тобой во вторник». И действительно, этот день был единственным пасмурным днем за всю неделю, и нам такое облегчение было.
– Скажите, пожалуйста, как следует вести себя прихожанам, дабы не быть соблазном для других, по слову апостола Павла: «Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 40).
– Думаю, что можно провести такую параллель. По-моему, кто-то из Оптинских старцев дал наставление молодому послушнику, что нужно вести себя в монастыре так, как в первый день. В первый день ты такой аккуратный, благоговейный, стеснительный. Ты на всех смотришь с почтением, с глубоким уважением, а себя считаешь самым последним. Думаю, что прихожане, которые в первый раз приходят, ведут себя так же. Но когда проходит какое-то время, прихожане начинают чувствовать себя «своими» и начинают себе позволять некоторые вещи, которые другие себе позволить не могут из благоговения. Вот как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «В церкви Божией должно сохранять всевозможное благоговение и порядок, как для славы Божией, так для собственной душевной пользы». А я еще добавлю: каждый сверчок знай свой шесток.
Беседовала Александра Калиновская
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.