Наша цель — Христос и жизнь с Ним

В евангельском отрывке мы слышали о том, как ученики Христовы не смогли исцелить бесноватого, который тяжко страдал в новолуния. Господь Иисус Христос сказал горькие слова: о род неверный и развращенный, доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17:17). Потом Он Сам изгнал беса из юноши, а на вопрос учеников, почему они не смогли сделать сами это, ответил: по неверию вашему; …если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе этой: «перейди отсюда туда», и она перейдет. И ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). И про изгнание бесов сказал: сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). 

Церковь уже третье воскресенье подряд предлагает нам евангельские отрывки, связанные с верой и неверием, с силой веры и со слабостью человеческой. Сегодня же услышали еще и о силе молитвы человека верующего. И слова эти о силе молитвы заставляют задумываться всякий раз о собственной вере, ведь Господь говорит, что тот, кто будет иметь даже самую малую крупицу веры, сможет делать зримые великие дела. И очевидно, что ни один из нас не может сейчас выйти и сказать горе перейти с одного места на другое — и она перейдет. Что это значит? Значит ли это то, что наша вера и наши молитвы ничего не стоят в глазах Творца?  

Мы молимся о прекращении бедствий, молимся о прекращении эпидемии, молимся об изменении сложных обстоятельств — и часто видим, что по нашим молитвам не происходит многого из того, о чем мы просим. И в то же время мы видим из Священного Писания, как молился Авраам и Бог не уничтожал Содома до тех пор, пока племянник Авраама Лот не покинул город. Видим молитвы Илии, по которым Бог с неба низвел огонь и сжег жертву пророка. Видим молитву Иисуса Навина, которая остановила движение солнца по небосводу. Видим молитвы апостолов, молитвы святых, по которым происходили великие чудеса и знамения. 

И видим собственные молитвы, которые часто словно не слышит Бог. И понимаем с очевидностью, что между нашей верой и верой этих людей есть какое-то невероятное расстояние, которое мы чаще всего не понимаем, как преодолеть. И в то же время на страницах Евангелия вновь читаем слова Христа: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:22). 

Ведь мы верим в Того же Бога, что и они. Так же, как и они, пытаемся не грешить, но оступаемся. Так же пытаемся становиться лучше. Ходим в церковь, посещаем службы и участвуем в Таинствах. Но чаще всего кажется, что топчемся на месте. Если задать себе вопрос о том, как Господь проявил Себя в наших жизнях, то окажется что что-то подобное происходило последний раз, возможно, при первых осознанных шагах веры, когда мы только начинали верить в Бога, либо много лет назад. И если посмотреть на свою духовную жизнь пять лет назад и сегодня, может оказаться, что за эти годы ничего не произошло, мы не стали лучше, не стали внутренне сильнее, наша вера не стала более крепкой. А это значит, что все эти годы мы топтались на месте и не было никакого духовного роста. 

Апостол Павел пишет к христианам Коринфа, пишет и нам о том, что есть разные состояния духовной зрелости  и духовной незрелости: Я, братья, не мог говорить с вами, как с людьми духа, а только как с людьми плоти, для Христа вы были как младенцы. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, которую вы не могли переварить. Впрочем, и теперь еще не можете, вы все еще живете по законам плоти. Если среди вас зависть и распри, разве вы не по ним живете, разве поступаете не по человеческому обыкновению? (1 Кор. 3:1–3).

Наверное, мы иногда просто забываем, что быть христианином — значит не просто исполнять что-то, одни вещи делать, а другие нет. Быть христианином — значит стремиться постоянно расти, расти духовно, становиться выше собственного роста, стремиться стать зрелыми во Христе. Быть христианином — значит не просто отдавать немного своего времени Богу, а остальное оставлять для прочих дел, но подчинить Ему всю жизнь свою, каждую потаенную комнату собственной души, весь быт и всю повседневность наполнить Его волей. Запустить Его в собственное сердце целиком, ничего не оставляя для себя. Ведь Ему важна вся наша жизнь, без остатка, ведь Он говорил: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. 8:34). Таким образом, чтобы следовать за Ним — нужно именно следовать, а не стоять на месте. 

Но что это значит на практике? Каким образом можем мы жить Им без остатка? Как мы можем идти за Ним и начать духовно расти? Наверное, для начала стоит попробовать попросить Его Самого помочь нам в этом. Потом направить и собственную волю навстречу Ему: начать задавать перед каждым поступком себе вопрос: а что мне на это скажет мой Господь? Задавать Ему этот вопрос: Господи, стоит ли мне это делать? И такой образ поведения уже отсечет массу ошибок. Ведь если мы спросим Его так перед недобрым делом, связанным с обманом, неправдой, клеветой на ближнего, грехом, — то сами почувствуем, что Он не одобряет этих дел. А если будем спрашивать Его только перед делами добрыми, только перед такими, какие не будут мучать нашу совесть Его ответом, — то, значит, мы далеко не всю свою жизнь связали со Христом, значит, мы не отверглись себя, значит, мы следуем за Ним лишь иногда, от случая к случаю, когда нам удобно. И именно поэтому мы топчемся на месте в духовной жизни. 

Ведь если мы имеем некую цель, но идем не напрямую к ней, делаем один шаг в сторону цели, затем два назад, потом еще несколько шагов в сторону, потом еще шаг к цели и так далее — мы нескоро сдвинемся с места, а возможно, никогда и не достигнем этой цели. Но разве можно топтаться на месте и тратить зря драгоценное время жизни?

Ведь наша цель — Христос и жизнь с Ним.

Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия на Божественной литургии в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской 16 августа 2020 года




Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить