«Поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники»...

Священномученик Гавриил (Архангельский)

5 июля Церковь совершает память новомученика Гавриила диакона – одного из преданных Православию московских клириков, принявших смерть за Христа в годы богоборчества и гонений на Церковь. Его имя особо почитается в храме Воскресения Христова в Сокольниках, где отец Гавриил начинал свое служение. Специально для Воскресенского храма была написана его икона, а на стене снаружи храма установлена и освящена памятная доска с именами двух небесных покровителей храма – священномучеников Нила пресвитера и Гавриила диакона.

1 - 2023-07-04T233423.805.jpg

Сохранились крайне скудные биографические сведения об этом исповеднике веры. Известно, что Гавриил Архангельский родился в 1885 году в верующей семье. Его отцом был псаломщик села Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии Николай Архангельский. В 1903 году Гавриил окончил Волоколамское духовное училище и начал службу, как и отец, в качестве псаломщика, затем был учителем пения в церковноприходских школах. Перед революцией и началом гонений на Церковь – в 1915 году – он был рукоположен в сан диакона и начал служение в храме Воскресения Христова в Сокольниках в Москве. Не сохранилось никаких данных, был ли отец Гавриил клириком этого огромного величественного храма непрерывно в течение многих лет или же священноначалие назначило его еще куда-то. Но точно известно, что позже он служил в Преображенском храме на Преображенской площади – с 1934 года. Здесь диакона и застали гонения конца 1930-х годов.

11 декабря 1937 года отец Гавриил был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму вместе с некоторыми другими клириками Преображенского храма и  Богоявленского собора в Елохове. На следующий день диакона Гавриила вызвали на допрос, во время которого следователь задавал нелепые и провокационные вопросы: кто еще служил с ним в храме, часто ли они служили вместе и по какому поводу. Также прозвучал вопрос, который, видимо, планировался как главный – о политических разговорах, если таковые были, при посещении клириками архиепископа Сергия (Воскресенского). В ответ на это предположение отец Гавриил заявил, что на общественно-политические темы речь никогда не заходила, и единственное, что помнит, это то, что архиепископ поздравил их с получением гражданских прав, когда власти опубликовали новую Конституцию.

11 декабря 1937 года отец Гавриил был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму

Владыка Сергий (Воскресенский) – один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви – в этот период являлся управляющим делами Московской Патриархии в сане архиепископа и служил в церкви Преображения на Преображенской площади. Поскольку имена двух служителей Престола Божиего оказались связаны, расскажем также о судьбе этого неординарного человека.

2 - 2023-07-04T233425.149.jpg
Митрополит Сергий (Воскресенский)

Митрополит Сергий – в миру Дмитрий Николаевич Воскресенский – родился 26 октября 1897 года в Москве. Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище. В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь, находился в послушании у настоятеля монастыря епископа Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской духовной академии. В 1923 году был осужден за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Но в 1925 году он уже на свободе, пострижен в монашество с именем Сергий и рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1930 году отец Сергий стал настоятелем собора в Орехово-Зуеве. Одновременно он исполнял поручения Патриаршего Местоблюстителя по юридическим вопросам церковной жизни и являлся редактором «Журнала Московской Патриархии» (с 1931 года до прекращения его издания в 1935 году).

В 1932–1933 годы архимандрит Сергий – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. 29 октября 1933 года в этом храме архимандрит Сергий был хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершили: будущий Патриарх, в тот период митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов), епископ Орехово-Зуевский Иоанн (Соколов), епископ Волоколамский Иоанн (Широков) и епископ Каширский Иннокентий (Клодецкий). С 10 мая 1934 года владыка Сергий – епископ Бронницкий, викарий Московской епархии. По некоторым данным, в 1935 году он был арестован, но затем освобожден благодаря ходатайству матери. С середины 1936 года деятельный и талантливый архиерей являлся епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 8 октября 1937 года он был назначен управляющим делами Московской Патриархии и возведен в сан архиепископа. К 1939 году владыка Сергий остался в числе четырех архиереев Московского Патриархата на территории СССР, имеющих регистрацию в качестве «служителя культа». Еще около 10 епископов находились на покое или оказались в ссылках. Все остальные к тому моменту были расстреляны либо находились вне СССР.

3 - 2023-07-04T233427.212.JPG
Встреча митрополита Сергия Воскресенского перед Литургией в вильнюсском Свято-Духовом монастыре

В 1940 году архиепископ Сергий (Воскресенский) организовал воссоединение с Московской Патриархией епископов территорий, вошедших в состав СССР по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, сначала Польши, а затем архиепископ был командирован с той же целью в прибалтийские республики – Латвию и Эстонию.

24 февраля 1941 года архиепископ Сергий получил новое назначение, став митрополитом Виленским и Литовским, Экзархом Латвии и Эстонии. Когда началась Великая Отечественная война и фашистская армия заняла Прибалтику, владыка отказался покинуть Ригу, латвийскую столицу, где находился перед оккупацией города, и остался со своей паствой. По словам церковного историка протоиерея Георгия Митрофанова, «прибывшего в марте 1941 года в Прибалтику митрополита Сергия (Воскресенского) представители местного духовенства поначалу воспринимали просто как большевистского агента. И ему потребовались очень большие усилия уже в период оккупации, занимая последовательную антикоммунистическую позицию, получить доверие как этого духовенства, так и германских оккупационных властей». Оказавшись на занятой фашистами территории, митрополит Сергий приложил все силы, чтобы укрепить присутствие Московского Патриархата в Прибалтике. Он совершил хиротонию двух энергичных епископов, открыл Богословско-пастырские курсы в городе Вильно, наладил архипастырское покровительство жителей оккупированных немецкой армией районов. В августе 1941 года владыка организовал и направил в Псков  «православную миссию» – группу священников, которые возглавили возрождение религиозной жизни. К тому времени в результате репрессий практически все духовенство в Псковской и Новгородской епархиях было уничтожено.

Позиция владыки Сергия являлась крайне сложной, однако он смог сохранить и преумножить свое влияние, хотя представители бывшей власти прибалтийских стран изо всех сил стремились избавиться от него как от «красного» митрополита и заменить на своего ставленника, который бы проводил выгодную им церковную политику. В феврале 1942 года митрополит был переведен из Риги в Вильнюс, откуда было труднее поддерживать связь с Псковской духовной миссией. Но каноническое подчинение митрополита Сергия (Воскресенского) Московскому Патриархату и его главе Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), а с сентября 1943 года – Патриарху сохранялось, хотя связь между ними была нарушена. Согласно послевоенному свидетельству одного из сподвижников митрополита Сергия (Воскресенского), экзарх был убежденным русским патриотом, ненавидел немцев, а его проповеди часто имели политический подтекст.

Владыка организовал и направил в Псков «православную миссию» – группу священников, которые возглавили возрождение религиозной жизни

К концу 1943 года митрополит потерял поддержку оккупационных властей, которые считали его врагом. 29 апреля 1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас владыка Сергий был убит. Это убийство так и осталось нераскрытым, а все его версии – недоказанными. Согласно большинству из них, убийство было совершено нацистами; подобной версии, предложенной советской историографией, придерживаются исследователи и в современной России, и в Западной Европе. Однако существует также версия об убийстве экзарха партизанами, хотя она и не имеет документальных подтверждений и основывается единственно на устном свидетельстве рижского священника Николая Трубецкого со ссылкой на рассказ встреченного им в заключении бывшего партизана. Еще есть мнение, что митрополит Сергий был убит по приказу бывшего латвийского президента Ульманиса. Историки до сих пор спорят на эту тему.

Отпевание владыки Сергия (Воскресенского) состоялось 4 мая в кафедральном Христорождественском соборе Риги. Похоронен Экзарх Прибалтики на Рижском Покровском кладбище около Покровской церкви. Протоиерей Георгий Митрофанов рассказывал: «Я, как церковный историк, склоняюсь к версии, что его убили именно партизаны, а вернее даже – диверсионная группа, заброшенная в тыл. Сергий (Воскресенский) был масштабнейшей фигурой Русской Церкви… Духовенство Псковской миссии, созданной по инициативе митрополита Сергия Воскресенского, работавшее на оккупированных территориях Северо-Запада, получило такую огромную свободу для деятельности, какую православное духовенство не имело ни до войны, ни после войны, никогда в советский период. Это, в частности, проявилось в том, что духовенство Псковской миссии имело возможность преподавать Закон Божий в школах. Они выступали в газетах, на радио, организовывали детские сады, разного рода социальные организации, в частности – детские и молодежные. Такой широкой свободы и права просветительской и социальной работы русское православное духовенство никогда не имело в СССР. К завершению деятельности миссии было уже 400 приходов на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. И это, конечно, пробуждало многих членов Псковской миссии рассматривать свою деятельность в период войны как деятельность по второму Крещению Руси! И главное, чем они занимались, это, конечно, деятельность пастырская, просветительская, миссионерская».

Образ митрополита Сергия – как инициатора миссии на оккупированных территориях Псковской области и Прибалтики – многим знаком по популярному художественному фильму «Поп».

4 (11).jpeg
Особая тройка НКВД

Возвращаясь к нашему главному герою, диакону Гавриилу Архангельскому, можно осмелиться предположить, что именно его мужественное и мудрое поведение на допросах в тюрьме и желание отвести внимание следователей от фигуры владыки Сергия (скорее всего, такой же линии придерживались и другие подсудимые из Преображенского храма и Богоявленского собора) не позволило обвинителям сфабриковать «дело» группы церковников во главе с архиепископом и осудить его, как зачастую бывало в подобных случаях. Все-таки для ареста и осуждения церковного деятеля такого масштаба требовались как минимум формальные обвинения. Вероятно, их и добивались следователи, но безуспешно. План нечестивых обвинителей не осуществился. Благодаря диакону Гавриилу архиепископ Сергий (Воскресенский) остался на свободе и смог исполнить свою выдающуюся «миссию».

Однако «дело» самого отца Гавриила было «состряпано» по стандартной схеме. 16 декабря 1937 года следствие допросило своего внедренного в церковную среду секретного агента Михаила Толузакова, к услугам которого следователи прибегали, когда не могли найти реальных обвинений. «Сексот» свидетельствовал о том, что Архангельский враждебно настроен против советской власти: «Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви». Диакона обвинили в активном участии «в фашистской группе попов, фашистской антисоветской агитации, распространении провокационных слухов». Исходя из этого непроверенного и недоказанного обвинения, 20 декабря 1937 года «тройка» НКВД вынесла приговор диакону Гавриилу, осуждая его на десять лет заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 года он был отправлен в город Лесозаводск, где находилось 19-е отделение Бамлага НКВД.

«Сексот» свидетельствовал о том, что Архангельский враждебно настроен против советской власти

В лагере практически сразу было найдено новое обвинение против отца Гавриила и других представителей духовенства, которые были собраны вместе в 145-й «колонне» – скорее всего, для удобства подслушивания и подсматривания. В начале марта 1938 года от доносителей стали поступать сообщения о том, что священнослужители, собравшиеся в лагере, «поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники». Такое обвинение в адрес людей, для которых это было профессией и призванием, кажется смешным, однако оно оказалось гибельным. 12 марта следователи исправительного лагеря привели на допрос в качестве обвиняемого протоиерея Леонида Харьюзова из Московской епархии. Он признал себя виновным в участии в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Также были допрошены свидетели. Некоторые из них признали себя виновными, но большинство, среди которых был и отец Гавриил, всякую вину отрицали. Однако итогом этого нового «дела» стал страшный  приговор: все тридцать один обвиняемый были приговорены к расстрелу – на основе абсурдных показаний свидетелей и самих некоторых обвиняемых. В соответствии с циничным планом лагерной власти приговоренных не стали расстреливать сразу, они продолжали ходить на непосильные работы. Часть «смертников» умерли, не дождавшись исполнения приговора. Все арестованные, которые дожили до 5 июля 1938 года, были расстреляны, среди них – диакон Гавриил Архангельский.

5, превью (1).jpg
Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Мощи святого, причисленного к лику Новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 октября 2007 года, покоятся в безвестной могиле, в далеком от столицы северном крае, но память о верном служителе Божьем жива. 5 июля (22 июня по ст. стилю) в самом сердце России совершается особая служба в честь исповедника веры, святого Гавриила диакона, перед его иконой в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, где находится также образ святого пресвитера Нила, сослужителя отца Гавриила. Среди многочисленных «намоленных» святынь известного московского храма почетное место занимают и эти две совсем новые иконы, написанные по благословению настоятеля Сокольнической Воскресенской церкви протоиерея Александра Дасаева.

Образы расположены сразу у входа, чтобы входящие не забывали с благодарностью поклониться святым покровителям храма, защитившим веру православную своим исповедничеством при жизни и охраняющим нас, сегодняшних прихожан, предстательством в жизни вечной. Настоятель и его паства во всех сложных обстоятельствах усердно «притекают» за помощью и утешением к «своим» святым и бережно хранят память о новомучениках, служивших в храме.

***

По материалам книги «Жития новомучеников и исповедники Церкви Русской. Июль» игумена Дамаскина (Орловского).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить