«Призывал к борьбе с неверием и безбожием»

Большой четырехпрестольный московский храм Воскресения Христова в Сокольниках, как и многие другие в нашей Церкви, хранит память о новомучениках. Здесь в первой половине ХХ века несли служение два преданных православию клирика, впоследствии принявших смерть за Христа. Один из них – Нил пресвитер, канонизированный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года. Для Воскресенского храма, в котором святой прослужил около десяти лет, была написана его икона, а на стене снаружи установлена и освящена памятная доска.

1 (43).jpg
Источник: сайт храма Воскресения Христова в Сокольниках

Нил Михайлович Смирнов принял священный сан уже немолодым человеком, в сорок лет, осознанно вступив на путь исповедничества. В 1921 году, когда служащий Московско-Казанской железной дороги Нил Смирнов подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы, в стране бушевал разгул богоборчества. В марте 1922 года Ленин требовал начать жесточайшие репрессии против верующих христиан. По инициативе вождя власть приняла решение: «Применить к попам высшую меру наказания». Патриарх Тихон был арестован, были расстреляны тысячи епископов, священников, мирян, закрыты многие храмы. Множество христиан, сопротивляющихся разгрому Церкви, были сосланы в лагеря.

За полгода до решения Совнаркома, которое повлекло столь трагические последствия для нашей Церкви, состоялась диаконская хиротония Нила Смирнова. Сначала он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника в храме святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года патриарх Тихон назначил отца Нила в клир Воскресенской церкви в Сокольниках. В должности штатного священника этого прекрасного, величественного храма, к тому моменту самого нового в Москве (он был освящен накануне Первой мировой войны), иерей Нил прослужил менее двух лет: в августе 1923 года его перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картин Можайского уезда, однако в ноябре 1925 года вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году отец Нил стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году пастырь был возведен в сан протоиерея.

Позже, давая показания в тюрьме, отец Нил говорил: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от Православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием…»

2 (40).jpg
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. 1931 г.

Мы не знаем, под чьим влиянием формировался твердый характер и возрастала пламенная вера будущего святого. Сохранились крайне скудные биографические сведения об этом исповеднике веры. Известно, что Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Дед Нила Михайловича, отец его матери, был священником. После окончания Кирсановского городского училища Нил Смирнов работал на железной дороге конторщиком товарной конторы, помощником товарного кассира, кассиром, телеграфистом, заведующим хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. Потом были десять лет ежедневного честного священнического труда – служения у Престола Божьего.

17 февраля 1933 года протоиерея Нила арестовали и заключили в московскую Бутырскую тюрьму. Из материалов дела известно, что за полгода до этого, в июне 1932 года, на пастыря был получен анонимный донос. В нем говорилось, что священник «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом, и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». В показаниях, датированных 23 февраля 1932 года, отец Нил признал, что в проповедях призывал к борьбе с неверием и безбожием, однако по поводу того, что выступал против советской власти, ответил категорично: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

Спустя год, проведенный священником в тюрьме, был объявлен приговор Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 22 марта 1933 года. Протоиерей Нил получил срок – три года высылки в Северный край. Ссылку предстояло отбывать в городе Каргополе на лесозаготовках. Батюшку использовали на тяжелых работах: он пилил дрова, разгружал плоты, складывал стволы деревьев в штабеля.

Батюшку использовали на тяжелых работах: он пилил дрова, разгружал плоты.

После ссылки вернувшемуся в 1936 году отцу Нилу было запрещено служение в столице, поэтому его назначили в Богоявленскую церковь села Буйгород Волоколамского района Московской области. Следующим местом служения в мае 1937 года стал храм Предтечи Господня Иоанна в селе Ивановское на Ламе Лотошинского района. Туда опального пастыря, бывшего московского батюшку, настоятеля одного из самых крупных столичных соборов пригласил коллега и единомышленник – священник Борис Недумов. Однако еще за месяц до начала официального служения протоиерея Нила в Иоанно-Предтеченском храме на стол начальника местного районного отделения НКВД легли два доноса. Прокурор Лотошинского района в двух письмах приказывал произвести расследование контрреволюционных действий обоих священников. В одном из писем говорилось, что один из них (имя священника не называлось) «учеников вызывает к себе и заставляет их читать молитвы, за это он некоторым дает деньги. Так это было с десятилетним учеником, которому священник дал 50 копеек за то, что он рассказал ему молитву». Второе письмо содержало уже прямые обвинения в антисоветской деятельности отцов Нила Смирнова и Бориса Недумова. Из доноса следовало, что они, «находясь в селе всего полтора месяца, приняли ряд мер к оживлению религиозной пропаганды. Оба священника имеют фисгармонию, баян и скрипку, при помощи которых они собирают вечеринки… на которых, помимо музыкальных номеров, ставили вопрос о поднятии духа религии… Организовали хор, в котором… подобраны враждебные люди… Причем, по утверждению некоторых лиц, имеют своей задачей обслужить и колхозников, если они будут согласны на это… Ведут агитацию, содержание которой сводится к тому, что церковь 1 мая работать не будет и что они вместе со всеми колхозниками хотят выйти на демонстрацию… Производят сбор средств… и, по разговорам, сбор выражается по 50 копеек и 1 рублю. Всего собрано, по условным данным, до 1000 рублей…»

3.jpg.jpeg
Священномученик Нил пресвитер

Через два месяца, в августе 1937 года, протоиерей Нил Смирнов подал прошение о назначении его в село Нововасильевское Лотошинского района, но, прежде чем из епархиального управления пришло решение, он был арестован и отправлен в Москву. С 20 августа священник находился в Таганской тюрьме. Судя по материалам дела, важной уликой против него оказались показания директора школы села Буйгород, которого привлекли в качестве свидетеля. Доказательством контрреволюционной деятельности священника стал разговор в тот день, когда батюшка приезжал оформлять документы дочери Екатерины. Тогда отец Нил сказал, что девочка верит в Бога, ходит в церковь и носит крест, поэтому проводимая в школе антирелигиозная работа не должна ее касаться, и попросил не заставлять Катю вступать в пионеры. Из показаний директора значится, что «ношение открыто креста его дочерью имеет влияние на остальных учеников, в данном случае, немало учеников стало посещать церковь. Кроме того... у подруги дочери священника Смирнова было найдено в классе Евангелие».

Сохранился и протокол допроса протоиерея Нила Смирнова. Следователь уверял, что располагает доказательствами активно проводимой батюшкой контрреволюционной работы в составе некой контрреволюционной группы, и требовал откровенных признаний. В протоколе зафиксирован категорический отказ гражданина Смирнова признать факт такой работы и участия в такой группе. Далее следователь квалифицировал показания священника как заведомо ложные и привел, как ему казалось, неопровержимый аргумент: «26 июля 1937 года в проповеди верующим вы заявили: «На духовенство наложили большие налоги, я прошу прихожан помочь духовенству деньгами». Этот факт отец Нил признал, как и то, что во время пасхальной службы обратился к верующим и объяснил, что по новому закону Церковь государственной не является и советское правительство не должно оказывать на нее давления. Этих своих слов священник также не отрицал. А дальше, в полном соответствии с принципами ведения подобных полностью сфабрикованных дел, к обвинению был прибавлен якобы высказанный в проповеди священником, как сам следователь сформулировал, «нелепый слух» о том, что «скоро будет жить лучше, так как вождь партии решил объявить себя президентом». Факт подобной нелепицы отец Нил отрицал, однако следователь сделал из нее вывод: «Проживая на территории Лотошинского района, вы проводили контрреволюционную агитацию среди населения», – и потребовал это признать. В протоколе приведен категорический отказ подсудимого: «Я в своей работе никаких контрреволюционных действий не вижу». Записано со слов священника, что он действительно часто выступает с амвона с проповедями перед верующими, в том числе по поводу привлечения молодежи в Церковь: «Я говорил, как приятно видеть в церкви много детей. И я им обещал помощь Божию, говорил: “Если вы ее будете принимать, то у вас жизнь будет цветущая”. По вопросу антирелигиозной работы среди молодежи в школе я директору школы заявлял, чтобы они не насиловали людей антирелигиозной работой».

«Я говорил, как приятно видеть в церкви много детей, и обещал им помощь Божию»

Протокол последнего допроса отца Нила датирован 22 сентября 1937 года: «Вы арестованы за антисоветскую деятельность. Признаете себя в этом виновным? – Нет, не признаю».

Следствие сочло вину священнослужителя доказанной. Гражданину Смирнову было предъявлено обвинение по статье 59–10 УК РСФСР («член контрреволюционной церковной группы, активная контрреволюционная антисоветская деятельность, контрреволюционная агитация среди населения»). 9 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Нила к десяти годам заключения в лагерях строгого режима.

Протоиерея Нила Смирнова отправили в Бамлаг Амурской области. Сведений о том, как батюшка провел последний год своей жизни, не сохранилось. Все, что известно, – это то, что последним местом его пребывания на этом свете стала станция Известковая. Там он скончался 2 октября 1938 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года канонизировал верного служителя Божьего в лике новомучеников и исповедников Российских. Мощи протоиерея Нила покоятся где-то в далеком северном поселке Известковый Облученского района Еврейской автономной области. Память его отмечается в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а также в день мученической кончины святого. Его память особо почитают в храме Воскресения Христова в Сокольниках, где святой совершал свое служение. По благословению нынешнего настоятеля протоиерея Александра Дасаева была написана икона Нила пресвитера. Она помещена недалеко от входа, чтобы каждый зашедший мог с благодарностью поклониться святому покровителю храма. Ведь возможно, что именно благодаря заступничеству новомучеников этот великолепный собор так и не был ни разу закрыт в продолжение всех богоборческих лет, хотя власти района и коммунистические руководители предпринимали для этого немалые усилия. Протоиерей Александр Дасаев рассказывает, что, когда он получил назначение на должность настоятеля в этот храм и начал знакомиться с документами, его поразила сохраненная предыдущими настоятелями огромная стопка доносов и требований закрыть Воскресенскую церковь, якобы мешающую «культурному досугу» живущих в ее окрестностях советских граждан и гуляющих в известном московском парке «Сокольники» трудящихся. Однако сила молитвы сохранила храм!

4 (25).jpg
Освящение памятной доски в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Источник: сайт храма

В 2018 году на его стене снаружи была установлена и освящена памятная доска в честь священномучеников Нила пресвитера и Гавриила диакона. Прихожане бережно хранят память о них и молятся «своим» батюшкам в трудных обстоятельствах.

***

При подготовке статьи использовалась книга «Новомученики и исповедники Российские» архимандрита Дамаскина (Орловского).

Наталья Крушевская 30 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить