Европа в эпоху гонений на христиан

Распечатать
Цыпин_Обложка
Европа в эпоху гонений на христиан / протоиерей Владислав Цыпин. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. — 896 с.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга протоиерея Владислава Цыпина «Европа в эпоху гонений на христиан». Она посвящена истории христианства в Европе I–III веков, самого кровопролитного его периода, – периода столкновения зарождающейся Церкви с традиционными римскими языческими обрядами и императорским культом. Перед читателем предстает череда сменяющих друг друга римских правителей первых веков, их характеры, победы и поражения, государственные реформы, в том числе политика жестоких гонений по отношению к христианам – новому типу людей, свободных во Христе и верных Ему до смерти. Политическую картину Римской империи автор дополняет сведениями о быте, нравах, культурной и религиозной жизни римского общества, о деятелях искусства и науки, о правовой системе, литературе, театре и архитектуре того времени.

DSCF0046 (1).jpg

В книге также рассказано о развитии Церкви на фоне упадка Римской империи – о христианской проповеди, о Евангелии и апостольских Посланиях, о формировании канонов новозаветных книг, распространении христианства, об образе жизни первых христиан и таинствах Древней Церкви, о ересях и богословии. Особое внимание уделено подвигу христианских мучеников первых веков. Автор подчеркивает, что гонения на христиан послужили распространению христианства и возрастанию Церкви.

Протоиерей Владислав Цыпин – доктор церковной истории, доктор богословия, профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Сретенской духовной семинарии, профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, действительный член Российской академии естественных наук, член Общества права восточных церквей, клирик храма Большого Вознесения, историк, канонист, богослов. В издательстве Сретенского монастыря ранее выходили книги этого автора: «История Русской Церкви. 1917–1997», «Христианские корни европейской цивилизации и Россия»«Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви» и другие. Новая книга протоиерея Владислава Цыпина будет интересна широкому кругу читателей – тем, кто интересуется историей Церкви и Древнего Рима и темой гонений на христиан.

DSCF0052.jpg
Рождество Спасителя

В царствование Ирода в принадлежавшем ему городе Вифлееме совершилось событие, которое по своим последствиям превосходит все остальное, что происходило тогда в Иудее, в Римской империи и на целом свете. Там, в родном городе царя Давида, его потомок Дева Мария родила обетованного пророками Мессию — Христа, названного именем, которое в древности носил вождь израильского народа, отвоевавший обетованную землю у хананейских народов, Иисус, что в переводе значит Спаситель. В ту пору это событие не было замечено в Риме, да и в самой Иудее о нем узнали лишь несколько вифлеемских пастухов и волхвы, пришедшие с Востока поклониться новорожденному Царю Иудейскому, и от них узнал уже об этом сам Ирод, но впоследствии само летосчисление, вначале в империи, а со временем и во всем мире, стало вестись от этого события, так что даже символически история человечества оказалась разделенной им на две эры — до и после Рождества Христова.

Дату Рождества Спасителя, положенную в основу летосчисления, в начале VI века вычислил Дионисий Малый. По его калькуляции она приходится на 5508 г. от сотворения мира и 754 от основания Рима. Но в эти вычисления вкралась хотя и незначительная, но очевидная ошибка. Иосиф Флавий привязывает воцарение и смерть Ирода Великого к современным им событиям римской истории. Ирод взошел на престол в консульство Домиция Кальвина и Гая Азиния Поллиона, значит, в 714 г. от основания Рима, а умер 36 с лишним лет спустя, следовательно, в 750 г. Между тем, по словам выдающегося церковного историка и большого знатока хронологии В.В. Болотова, «смерти Ирода предшествовало избиение Вифлеемских младенцев от двухлетнего возраста и ниже. Когда происходило избиение, Иисусу Христу было менее двух лет земной жизни. Когда Ирод умер, Иисусу Христу, по меньшей мере, было два года, а может быть, и больше. Значит, наше летосчисление не отвечает действительному, а идет на несколько лет (лет на пять-шесть) впереди». Иными словами, Господь родился по плоти не позже 748 г. от основания Рима, следовательно, в 5 или 6 г. до Р. Х. по вычислениям Дионисия.

В Евангелии от Луки написано: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2: 1–2). Из иных источников известно, что Сульпиций Квириний правил Сирией с 6 по 11 г. от Р. Х. и умер в Риме уже при Тиберии в 21 г. Комментатор евангельского текста в связи с возникающим в этой связи недоумением пишет следующее: «Единственно подходящим предположением в разрешении этого трудного вопроса может быть догадка некоторых толкователей…по которой Квириний был два раза правителем Сирии: в 750–753 гг. от основания Рима и в 760–766 гг. Основанием для этого предположения служит надпись, найденная на одном римском (тибуртинском) памятнике. В этой надписи упоминается о каком-то правителе, который дважды правил Сириею в царствование Августа. Имеются основания полагать, что здесь разумеется именно Квириний. В таком случае он мог производить два раза перепись: первый раз — до рождества Христа, во второй раз — после этого события. Говорят еще, что списки прокураторов Сирии времени Рождества Христова хорошо известны: от 10-го до Р.Х. Сириею управляли Тиций Сенций Сатурнин и Квинтилий Вар, при котором умер Ирод. Следовательно, Христос родился при Варе. Но очень вероятно, что первая перепись, как дело очень важное, была возложена Августом на особо уполномоченное лицо, каким мог быть Квириний, причем и Вар оставался прокуратором».

Рождество Спасителя при императоре Августе и то обстоятельство, что Он подвергся переписи при Своем Рождении и был включен в списки подданных Рима, стало для христианской историософской мысли отправной точкой в развитии идеи о вечности самой империи Рима, отсюда идет и учение о Москве Третьем Риме. Старец Филофей выразил эту мысль в послании Ивану Грозному с эсхатологическим простодушием и предельным лаконизмом: «Никако же Римское царство разрушимо пребывает, яко Господь в римскую область написася».

DSCF0065.jpg
Содержание

Европа в эпоху гонений на христиан

1. РИМ В ЭПОХУ ПРИНЦИПАТА
1.1. Век Августа
 1.1.1. От классической республики к принципату
 1.1.2. Политическое противостояние в Риме после убийства Цезаря
 1.1.3. Путь Октавиана на вершину власти
 1.1.4. Политическая система принципата и внутренняя политика Августа
 1.1.5. Включение в состав империи Альпийского региона, Паннонии и Иллирика
 1.1.6. Римские провинции и войны на границах империи
 1.1.7. Рождество Спасителя
 1.1.8. Римская культура в золотой век Августа
 1.1.9. Смерть Августа
1.2. Эпоха Юлиев и Флавиев
 1.2.1. Племенной мир Европы на рубеже эр
 1.2.2. Правление Тиберия
 1.2.3. Распятие и воскресение Спасителя
 1.2.4. Правление Калигулы
 1.2.5. Правление Клавдия
 1.2.6. Завоевание Британии
 1.2.7. Правление Нерона
 1.2.8. Год четырех императоров
 1.2.9. Правление Веспасиана
 1.2.10. Правление Тита
 1.2.11. Правление Домициана
 1.2.12. Структура римского общества I столетия от Р.Х.
 1.2.13. Экономика Римской империи эпохи раннего принципата
 1.2.14. Религиозная жизнь и культура эпохи Клавдиев и Флавиев
 1.2.15. Быт и нравы римского общества I столетия
 1.2.16. Церковь в Апостольский век
1.3. Эпоха Антонинов
 1.3.1. Правление Нервы
 1.3.2. Правление Траяна
 1.3.3. Завоевание Дакии
 1.3.4. Правление Адриана
 1.3.5. Правление Антонина Пия
 1.3.6. Правление Марка Аврелия
 1.3.7. Коммод и конец династии Антонинов
 1.3.8. Римская цивилизация эпохи Антонинов
 1.3.9. Церковь в век Антонинов
1.4. Европейские провинции Рима
 1.4.1. Административная структура империи
 1.4.2. Италия
 1.4.3. Сицилия и Сардиния с Корсикой
 1.4.4. Испания
 1.4.5. Галлия
 1.4.6. Германия
 1.4.7. Британия
 1.4.8. Альпийские провинции
 1.4.9. Дунайские и балканские провинции
 1.4.10. Грекоязычные провинции Европы
 1.4.11. Таврида

2. ИМПЕРИЯ В КРИЗИСЕ
2.1. Эпоха Северов
 2.1.1. Правление Пертинакса и Дидия
 2.1.2. Правление Септимия Севера
 2.1.3. Правление Каракаллы
 2.1.4. Императоры Макрин и Элагабал
 2.1.5. Правление Александра Севера
2.2. Гражданские войны и распад империи
 2.2.1. Император Максимин
 2.2.3. Римская империя в правление Гордиана III
 2.2.4. Правление Филиппа Араба
 2.2.5. Готы и их появление на границе империи
 2.2.6. Правление Деция
 2.2.7. Императоры Требониан Галл и Эмилиан
 2.2.8. Распад империи при императорах Валериане и Галлиене
 2.2.9. Цивилизация Римской империи в эпоху кризиса
 2.2.10. Церковь в третьем столетии
2.3. Доминат и тетрархия
 2.3.1. Начало восстановления империи при Клавдии II
 2.3.2. Правление Аврелиана
 2.3.3. Реванш сената в правление Тацита
 2.3.4. Правление Проба
 2.3.5. Императоры Кар и Нумериан
 2.3.6. Правление императора Диоклетиана
 2.3.7. Тетрархия
 2.3.8. Церковь в последние десятилетия III в.
 2.3.9. Гонение Диоклетиана
 2.3.10. Преемники Диоклетиана и продолжение гонений
 2.3.11. Прекращение гонений

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

06.03.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить