Как аскетика помогает нам в повседневной жизни

Распечатать

аскетика обл.png
Как аскетика помогает нам в повседневной жизни / П. Б. Сержантов, священник ; В. В. Фомин, священник. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 368 с. : ил.

Некоторые считают аскетику системой запретов, средневековых табу, бессмысленных и далеких от нашей жизни. На самом деле аскетические правила помогают духовному выздоровлению человека, делают его жизнь полноценной и счастливой.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга священника Павла Сержантова и священника Вячеслава Фомина «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни», которая призвана ознакомить верующего с основами православной аскезы. Книга рассказывает о необходимости подвига в повседневной христианской жизни, без которого невозможно избавиться от греха, освободиться от страстей и приблизиться ко Христу.  Книга основана на богатом духовном наследии святых отцов-подвижников, а также на личном опыте авторов – приходских священников. 

Первая часть книги дает общие представления об аскетике. Вторая часть посвящена борьбе со страстями. Третья часть книги раскрывает тему общения с Богом в личных молитвах и церковных таинствах. В четвертой части говорится о том, как читать слово Божие и как жить по нему. Пятая часть освещает тему аскезы в семейной жизни. В Приложении приводятся краткие правила духовной жизни, взятые у опытных пастырей – архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протопресвитера Фомы Хопко и святого праведного Алексея Мечёва.

Эта книга будет интересна всем, кто стремится исправить свою жизнь, победить страсти и приблизиться к евангельскому совершенству.

Аскетика 2

Что полезно брать из исихастского опыта?

Иногда по причине усталости человек вечером не может совершить вечернее правило. В этом случае ему остается заменить его краткими молитвами. Многодетным родителям трудно бывает выбрать время, чтобы дома помолиться по молитвослову, дети поминутно прерывают молитву, — тогда тоже может выручить Иисусова молитва.

Однако при молитве Иисусовой очень важно гнать от себя тщеславные помыслы, как, например: «Я делатель Иисусовой молитвы, в которой подвизались Оптинские старцы». Нет, будем думать: «Я обычный человек, который по немощи произносит краткую молитву. На молитву большую у меня не хватает внимания и любви к Богу. Господи, помоги».

Еще одно непременное условие успеха в молитве — это покаяние и борьба со страстями. Без покаяния нет истинной молитвы. Духовный путь подвижников-исихастов начинается ступенями покаяния и борьбы со страстями, потом уже приходит высокий исихастский опыт. Покаяние и борьба со страстями — это общедоступный опыт, и за это Господь точно спросит с нас. А вот вопрос: «Почему вы не безмолвствовали, не творили непрестанную умно-сердечную молитву?» — вряд ли будет нам задан на Страшном Суде.

Запомним, что ступени духовного восхождения направлены к вершине божественной Любви, а это значит, что все наши аскетические упражнения должны в нас умножать любовь к Богу и к людям. Если не происходит умножения любви, значит, мы что-то неправильно делаем. Запомним, что духовный плод приносится благодаря синергии — содействию Бога и человека. Только своими усилиями мы не можем дойти до Царствия Небесного, для этого нужна помощь Божия, и нужно искать воли Божией в наших повседневных занятиях. И еще учтем: исихасты считали необходимым таинство Исповеди и таинство Причастия, а также духовное общение с опытным человеком, духовное руководство.

Подлинный и мнимый духовный опыт

Религиозный опыт бывает истинным и ложным. Ложный, мнимый опыт таит для нас большу́ю опасность. Только проверенный духовный опыт является надежной опорой в жизни. Опыт прелести (самообмана, самообольщения) ведет человека в тупик, из которого самому очень трудно выбраться.

Первое упоминание о прелести обнаруживается в книге Бытия при упоминании грехопадения Адама и Евы: И рече жена: змий прельсти мя (Быт. 3: 13). Сатана прельстил первых людей, то есть представил ложь в облике правды (для ума), в облике добра и наслаждения (для воли и чувств). Прелесть может быть или бесовским обольщением, или самообольщением. Есть две разновидности этой беды: 1) мечтательность возникает оттого, что человек в своем воображении создает себе искаженный образ своего духовного состояния, доверяет ему, принимает его за благодатный дар. И это может довести человека до умоисступления; 2) мнение, то есть человек мнит, думает о себе то, чего в действительности нет; мнение производит в человеке псевдоблагодатные ощущения и состояния («откровения», «озарения»), рождает ложное смирение, внешнюю набожность, лжемудрость. Познается эта духовная болезнь по горьким плодам (самомнение, бесовская гордость, сектантство).

Прелесть часто связана с действием в человеке страсти гордости, тщеславия, сладострастия. Она развивается у людей, которые стремятся к особым духовным переживаниям, при этом мало заботятся о хранении покаянного духа. «Мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати», — заключает святитель Игнатий (Брянчанинов).

От прелести сложно избавиться. Средство избежать прелести состоит в том, чтобы всегда смиряться, помнить, что мы недостойны Царства Небесного и спасаемся только милостью Божией. Не будем терять надежды и запомним слова преподобного Силуана Афонского: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся»

Аскетика 1

Содержание
О чем эта книга?

Часть 1. Ключевые темы аскетики
Что из аскетики учили наизусть?
Аскетика на одном листке: отечественный опыт
Еще один похожий опыт: Русское зарубежье
Христос и Его апостолы, святые отцы и церковные авторы
Аскетика монашеская и семейная. В чем разница?
Пророк Давид и царь Соломон

Часть 2. Бог ждет от нас покаянной борьбы со страстями
Аскетический путь — это ступени восхождения
Настоящее покаяние дарит радость, а не приводит к депрессии
Покаяние искреннее, горячее и глубокое. Что нужно для этого?
Грехи, страсти и общий дух жизни
Коммерческая эксплуатация страстей
Как в человеке развивается страсть?
Последовательная и беспощадная борьба со страстями
Первым делом — чревоугодие
Блуд после так называемой сексуальной революции
Сребролюбие в обществе потребления
Гнев как причина озверения и осатанения людей
Печаль и уныние в массовой культуре
Тщеславие питается добродетелями и рождает гордость
Страх, порождающий фобии
Две страсти рядом: алкоголизм и наркомания
Гаджетомания и другие новые страсти
Если нет дьявола
Вверх и вниз по ступеням лествицы
Что полезно брать из исихастского опыта?
Подлинный и мнимый духовный опыт

Часть 3. Общение с Богом в молитвах и таинствах
Как аскеза встроена в православное богослужение
Христовы таинства
Духовные опоры в нашей жизни
Приходское духовничество, значение старцев
Разные виды прозорливости
Как нам узнать волю Божию
Исцелением и болезнью Бог призывает нас к Себе
Благодатные дары и сверхспособности
Второй образ аскезы — это духовное возрастание

Часть 4. Слово Божие к нам — и наш ответ Богу
Вдохновляющее чтение
Конкретный пример
Надо восхотеть использовать в жизни Богооткровенную истину, которую возлюбил
Определить, в каких ситуациях пригодятся понятые и возлюбленные истины из слова Божия
Прилагать истины к делу, то есть жить по Писанию

Часть 5. Любовь к ближнему. Семейная аскетика
Православная семья — малая церковь
Этапы духовного пути для семейных людей
Подвиг взросления
Выбор жениха и невесты — как не ошибиться?
Дружба и любовь. Проверка
Крайности романтизма и цинизма
Дорогие наши родители
Зачем жениться, или В чем богатство нашей жизни?
Не вдвое сильнее, а втрое-вчетверо
Смысл венчания
Готовимся, участвуем, храним благодать таинства
Молодожены меняют привычный образ жизни
Созидание малой церкви
Семья как солнечная система
Где в семейной иерархии находятся родители мужа и жены?
Подготовка к рождению детей
Новая страница жизни
Не будем идеализировать
Воспитание детей личным примером. Надо чувствовать ребенка
Никакой гаджет не исполнит наш родительский долг
Воспитание примером, но не напоказ
Для чего мы воспитываем ребенка?
Гармоничное развитие души и тела
Что еще? Продолжаем перечисление
На грани развода и за гранью
Смерть ребенка. Вдовство
Семейные разочарования
Как помочь воспитывать внуков
Переход в вечность

Приложения
«Духовная азбука» от архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Принципы христианской жизни протопресвитера Фомы Хопко
Краткое правило для благочестивой жизни от святого праведного Алексия Мечёва

Список использованной литературы
Тематический указатель

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

22.06.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить