Финляндская Православная Церковь в 1957-1988 годах

Распечатать

ФПЦ - обложка.pngФинляндская Православная Церковь в 1957–1988 годах: [Монография] / Епископ Силуан (Никитин). — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2021. — 528 с.: фотоил.

В издании подробнейшим образом рассматривается положение ФПЦ в период с 1957 по 1988 год, в который произошло немало изменений как внутри самой ФПЦ, так и в отношениях с другими Православными Поместными Церквами и также с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.
Монография доступна для читателей разного уровня вовлеченности в историю Финляндской Православной Церкви благодаря подаче материала: в издании отражены все важнейшие события в истории ФПЦ, повлиявшие на ее развитие, описывается ее устройство, монастыри, святыни, братства и союзы. В книге значительное внимание уделено взаимоотношениям ФПЦ с РПЦ и другими Церквами.
1 кн.jpeg
Автор книги — Епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии Силуан (Никитин) — кандидат богословия, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии. Выпускник философского факультета Орловского государственного университета, Сретенской духовной семинарии и Московской духовной академии.

В Сретенской духовной академии владыка Силуан защитил дипломную работу «Русская Православная Церковь и Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии: история взаимоотношений и богословский диалог», а потом и магистерскую диссертацию «Юрисдикционный статус Финляндской православной церкви и восстановление каноническо-молитвенного общения с русской православной церковью».

30 августа 2019 года решением Священного Синода епископ Петергофский Силуан назначен сопредседателем Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.

3 а.jpeg
Церковная архитектура и искусство. Сохранение церковной старины

С 1964 года началось возрождение иконописания на территории Финляндии: члены молодежного клуба православного прихода в Хельсинки поставили перед собой цель проследить православную традицию иконописи. Первая информация была ими получена из общества «Ikona» в Париже, а затем от Леонида Александровича Успенского, известного иконописца и автора труда «Богословие иконы Православной Церкви». Как следствие, практически при каждом приходе ФПЦ возникли иконописные клубы, задачей которых стало написание икон как для православных церквей, так и для частных лиц. В 1965 году данные клубы объединились с Союз православных иконописцев (на 1988 г. в них насчитывалось ок. 200 членов). К началу 1980-х годов руководство ФПЦ уже обсуждало возможность исправления иконостасов в храмах, построенных после войны, таким образом, чтобы новые иконы были ближе к традиционной православной иконографии.

Очень большую роль в развитии и популяризации иконописания в Финляндии сыграл японский иконописец Петрос Сасаки (1939–1999). Родился он в Японии в православной японской семье, с 1964-го по апрель 1967 года изучал богословие в Греции, после чего новое правительство «черных полковников» приказало ему срочно покинуть страну. Архиепископ Павел (Олмари) оформил вызов Петроса в  Финляндию, выхлопотал для него разрешение на пребывание в  стране и на работу. В 1975 году Сасаки получил финское гражданство. До 1969-го Петрос жил в Куопио в одном доме с архиепископом Павлом (ул. Суокату, д. 21). Потребовалось какое-то время, прежде чем он стал получать частные заказы на написание икон, а вскоре его пригласили проводить занятия в иконописном клубе местного прихода. По прошествии нескольких лет его преподавательская деятельность расширилась, увеличилось число заказов, и Сасаки приступил также к написанию фресок.

Значительнейшим по своему объему по тому времени явился проект для только что построенной (1973 г.) Свято-Троицкой церкви в Линтульском монастыре. Данный проект состоял из пяти местных икон для иконостаса: Христос Вседержитель, Коневская икона Божией Матери, Архангел Михаил, Иоанн Креститель и Архангел Гавриил. К этой же группе принадлежал и запрестольный образ — икона Божией Матери «Знамение».

Кроме того, Петрос Сасаки расписал несколько храмов ФПЦ, в том числе выполнил иконостас Преображенской церкви в Каяни, построенной в 1959 году по проекту архитектора Илмари Ахонена. Скончался он в Куопио в 1999 году и был погребен на кладбище Линтульской обители.

Церковный музей

Так как в ФПЦ не было кампаний по изъятию церковных ценностей, в ее приходах и монастырях имелись очень ценные иконы, церковная утварь и облачения. В связи с этим, а также с целью сохранения ризниц упраздненных монастырей и приходов Церковным Управлением было принято решение о создании церковного музея.

Первый церковный музей ФПЦ был открыт 25 ноября 1958  года в подвальном помещении церковного дома в Куопио. Государство для данного проекта выделило 2,6 млн финских марок. Музей был посвящен преподобному Арсению Коневскому, состоял из трех залов: иконы, богослужебные облачения и церковная утварь. Он был создан на основе древлехранилища Валаамского монастыря, которое, в свою очередь, было основано еще в 1911 году по инициативе архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского).

Ценная монастырская библиотека должна была быть в апреле 1958 года перевезена для хранения в педагогическое высшее учебное заведение города Йювяскюля, затем священноначалие рассматривало вопрос о ее передаче в коллекцию славянской литературы университета Хельсинки. Часть книг была передана на хранение в Областной архив города Миккели. В августе 1958 года по настоянию Церковного Управления была проведена подробная опись библиотеки, создан монастырский экслибрис, а в декабре того же года из монастыря в церковный музей в Куопио были перевезены 10 старинных книг и рукописей (например, «Цвет духовный» 1682 г. издания, «Алфавит…» 1705 г., «Камень веры» 1729 г. и др.). На 1961 год в обители хранились лишь необходимые для богослужения книги, святоотеческие творения и архив монастыря за последние 22 года.

В Куопио были отправлены следующие предметы из золота: евхаристический набор (чаша, дискос, звездица, три тарелочки, ковшик, лжица, два копия и серебряная тарелочка), напрестольный крест, большое и малое Евангелия и кадило. Богослужебные облачения (65 комплектов иерейских облачений, 31 стихарь, 19 орарей, 15 подризников, 10 наборов покровцов, 25 индитий) были переданы 17 июля того же года. Иконы (213 штук), напрестольные Евангелия (24 штуки), две архиерейские мантии, листовое золото и серебро, серебряные слитки, две позлащенные лампады, мощи из-под престола главного алтаря Преображенского собора, два колокола поступили на склад церковной утвари 5 октября 1968 года.

Относительно коллекций старинных монет мы узнаём интересные сведения из письма архиепископа Павла игумену Нестору от 5 мая 1967 года, где он просит дозволить отцам Льву Касанко и Феодору Макконену описать и оценить коллекции по имеющемуся прейскуранту. Это делалось для того, чтобы в дальнейшем их продать нумизматам, а не отправлять ювелирам на переплавку.
2 а.jpeg
Содержание

Архимандрит Михаил (Нуммела). Предисловие

Введение

Глава 1. ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ФИНЛЯНДСКОЕ ГОСУДАРСТВО
1.1. Становление и правовой статус Финляндской Православной Церкви в условиях нового государства
1.2. Национальный вопрос в Финляндской Православной Церкви
1.3. Календарный вопрос и образование старостильных приходов в Финляндии
1.4. Финляндская Православная Церковь и образование

Глава 2. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ФИНЛЯНДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2.1. Состояние Финляндской Православной Церкви на 1957 год
2.2. Епархиальное устройство Финляндской Православной Церкви
2.3. Приходская жизнь Финляндской Православной Церкви
2.4. Монастыри и святыни
2.5. Церковная архитектура и искусство. Сохранение церковной старины
2.6. Братства, союзы и молодежные организации ФПЦ
2.7. Просветительская и издательская деятельность

Глава 3. ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНЛЯНДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
3.1. Взаимоотношения Финляндской Православной Церкви и Вселенского Патриархата в период с 1957 по 1988 год
3.2. Контакты Финляндской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами
3.3. Экуменические связи Финляндской Православной Церкви и ее миссионерская деятельность

Глава 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ И ФИНЛЯНДСКОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
4.1. Специфика взаимоотношений ФПЦ и РПЦ после восстановления молитвенно-евхаристического общения (1957-1960 гг.)
4.2. Взаимоотношения ФПЦ с Московским Патриархатом при архиепископе Павле (Олмари)
4.3. Благочиние Патриарших приходов в Финляндии (1958-1988 гг.) и его роль во взаимоотношениях Московской Патриархии с ФПЦ и ЕЛЦФ

Заключение

Список сокращений
Список источников и литературы
Именной указатель

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

18.10.2021
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить