«Этот бесценный человек...». Воспоминания о митрополите Антонии

Распечатать
Митр. Антоний Сурожский. Обл..JPG

Джиллиан Кроу «Этот бесценный человек...». Воспоминания о митрополите Антонии / Джиллиан Кроу;
пер. с англ. И. Таласйоки и И. Пиляр. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2021. — 448 с.: фотоил. 

Книга Джиллиан Кроу — духовной дочери митрополита Антония Сурожского — первая подробная биография владыки. Здесь можно найти свидетельства близких знакомых епископа, а также его собственные воспоминания. Проповеди митрополита Антония многих привели к Богу. Владыка встречал с безграничной любовью каждого приходящего к нему человека. «Требовательность в любви сказывается, прежде всего, в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нем есть все необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности», — говорил епископ. Автор книги рассказывает о владыке как о непростом человеке. Не лишенный слабостей и обладающий чертами святости, он не мог оставить равнодушным никого — и будто опалял своей верой. Чувствуя в митрополите Антонии Божью любовь, Божью искру, люди тянулись к нему, слушали его наставления, видели живое воплощение евангельского учения.


Старец (отрывок) 

«Святые  — это такие люди,  — нередко повторял митрополит Антоний, — которые в своей жизни часто переходили от бездны к бездне, в отличие от тех людей, которые, взбираясь на гребень одной волны, тут же перебирались на гребень другой волны или в крайнем случае — от впадины к гребню».

Владыка знал по собственной жизни, что падение во грехе и блуждание во тьме были неизбежными человеческими переживаниями. Ему, как духовному пастырю, также часто приходилось вести своих духовных чад сквозь тьму, прежде чем они могли достичь света. Это было наглядно продемонстрировано одной прихожанке, молодой женщине, после продолжительного родительского собрания поздно вечером. Она попросила митрополита Антония позволить ей позвонить домой с его телефона. Он повел ее наверх в  церковную галерею, где в  дальнем конце помещения находился его «офис» с  телефоном. Открыв дверь галереи, они оказались в  полной темноте собора. «Следуйте за мной»,  — сказал владыка и  пошел вперед. Его левая рука за спиной крепко сжимала руку женщины, при этом он произносил ободряющие слова: «три ступеньки вниз прямо здесь» и «уже недалеко». Сначала за их фигурами сквозь полузакрытую дверь с лестницы проникал слабый свет. Но чем дальше они шли, тем сильнее их окутывала мгла, пока она наконец не сомкнулась в единое беспросветное пространство и не осталось ничего, кроме кромешной тьмы.

Молодая женщина рассказывала потом: «Это была для меня живая притча. Мы должны вложить свою руку в руку Бога, Который может вести нас через нашего духовника, — и полностью довериться Ему. Я испытала момент откровения, который способен сформировать весь наш христианский опыт». Когда владыка Антоний и эта молодая женщина достигли самых недосягаемых глубин ночного собора, митрополит Антоний нащупал выключатель — и внезапно все осветилось. Старая настольная лампа 40-х годов высветила стол и телефон. Цель была достигнута.

Эта аналогия полностью соответствовала учению митрополита Сурожского. Принадлежавший к  тому поколению русских, которое пережило мрак ссылок, нищету и голод, владыка всегда с подозрением относился к «удобному» христианству. Путь христианства — это путь Пророка Галилейского, Которому негде было преклонить голову, крестный путь; путь, проповеданный и пройденный апостолами и христианскими мучениками первых веков; да и в Советской России христиане не шли путем света и счастья. На этом трудном и порой горьком пути надо быть готовым столкнуться с непонятными ситуациями, которые могут казаться полностью лишенными света Христова. Владыка снова и снова говорил о «расплате» за дорогую жемчужину веры.

Тем не менее когда митрополит Антоний говорил о христианском пути, он чаще всего говорил о радости. Глубокая внутренняя радость от встречи с Богом была для него таким даром, который действовал на совершенно ином уровне, чем обыденное человеческое существование. Это не имело ничего общего с религиозным экстазом или с каким-то харизматическим движением, которых он опасался. Это было сияние, исходившее изнутри. И слова владыки не были лишь теорией: люди видели это сияние в самом митрополите Антонии, как и  он сам когда-то наблюдал его в  глазах своего духовника.

Репутация митрополита Антония как старца и  мудрого духовника росла и укреплялась более пятидесяти лет. Людей привлекали к  нему самые разные обстоятельства. Как только владыка встречал этих людей, он уже никогда не забывал их: у него была фотографическая память и он всегда мог узнать лицо посетителя, даже если имя человека из памяти ускользало. Но и  в  этом случае он умел выходить из ситуации. Так, владыка очень много выступал на собраниях за пределами своей церкви. Ему задавали вопросы, и однажды молодая католичка Бриджит Хики оказалась первой в его аудитории, кто поднял руку, чтобы задать свой вопрос. Несколько лет спустя в поисках духовного наставника эта католичка вместе с подругой посетили одну из бесед епископа Антония в приходском доме. После беседы Бриджит находилась под сильным впечатлением. Чуть позже она подошла к владыке со словами:

 — Вы меня не знаете.

— О, нет! Мы встречались раньше, — немедленно отреагировал он.

Сначала Бриджит подумала, что он ошибся. Но владыка настаивал на своем, и женщина вспомнила, что задавала ему вопрос в Аббатстве Уорт.

Встречи с  владыкой искали многие люди. В  течение 1960-х годов в  обычные будние дни Приходской дом митрополита Сурожского был заполнен людьми, ожидающими его увидеть: они выходили из часовни в  коридор и стояли на лестнице, ведущей в его кабинет. То же самое происходило во время визитов владыки во Францию в качестве Экзарха.

«Христос видел красоту Божественного образа в каждом человеке, приходившем к  Нему,  — говорил владыка Антоний. — Возможно, она была скрыта или деформирована, но тем не менее образ был прекрасен. Мы точно так же должны относиться к  другим людям. Каждый из нас похож на поврежденную икону. Когда мы видим церковную икону, поврежденную временем или каким-то грубым воздействием, а  также оскверненную человеческой греховностью, мы испытываем к ней сострадание и нежность. Мы не теряем почтительности к святому образу, а только скорбим из-за нанесенной иконе травмы. Важно то, что осталось от ее былой красоты, а не то, что было утрачено. Именно так мы должны научиться относиться к себе и друг к другу».

Содержание

Предисловие

Часть I. РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Глава 1. Родословная владыки Антония
Глава 2. Раннее детство (1916-1923)
Глава 3. Школьные годы в Париже (1923-1929)

Часть II. НОВАЯ ЖИЗНЬ
Глава 4. Перемена (1929-1932)
Глава 5. Студенческие годы (1932-1939)
Глава 6. Врач, военный и монах (1939-1949)

Часть III. ЛОНДОН — РАННИЕ ГОДЫ
Глава 7. Священство (1949-1957)
Глава 8. Епископ Сергиевский (1957-1966)

Часть IV. НА ВЫСОТЕ ЕГО СИЛ
Глава 9. Митрополит Сурожский (1966-1976)
Глава 10. Дальновидный человек
Глава 11. Смотреть за пределы (1977-1992)
Глава 12. Старец

Часть V. «СОРНЯКИ НИКОГДА НЕ УМИРАЮТ» — ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Глава 13. Взгляд в будущее (1992-1999)
Глава 14. Глядя в вечность (2000-2003)

Послесловие 

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

06.09.2021
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить