Нектарий Пентапольский – святой наших дней

Распечатать

Изд1.png

Нектарий Пентапольский — святой наших дней / С. Димитракопулос; перевод с новогреч. Ю.С. Терентьева. —
Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2022. — 416 с.: фотоил.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Софоклиса Димитракопулоса «Нектарий Пентапольский – святой наших дней», посвященная одному из самых известных и почитаемых в России греческих подвижников, великому угоднику Божию, судьба которого никого не может оставить равнодушным. Эта книга на сегодняшний день является наиболее полной биографией святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Основанная на всестороннем изучении источников, она освещает множество неизвестных и малоизвестных фактов биографии святителя. Автор, бескорыстный энтузиаст, движимый великой любовью к святому Нектарию, на протяжении многих лет, зачастую вопреки неблагоприятным условиям, неустанно работал, чтобы сделать известным миру все связанное с памятью святителя.

P1206679.jpg

Предлагаемое жизнеописание не является житием синаксарного типа, художественной биографией в светском понимании или сухим научным трактатом, но представляет собой многосторонний труд, превосходящий все написанное о святом до сих пор, что делает его настоящим сокровищем. Написанная простым и понятным языком, книга Софоклиса Димитракопулоса убедительно раскрывает путь святителя Нектария к духовному совершенству и святости, являя ее героя истинно живым человеком, чья судьба неотделима от церковно-общественного, политического и культурного контекста эпохи, детальное воссоздание которого не только не затрудняет читателя, но позволяет ему лучше понять, почему юноша Анастасий Кефалас из Силиврии стал святым Нектарием Пентапольским, вселенским чудотворцем.

Издание снабжено редкими фотографиями из разных периодов жизни святителя, выдержками из писем и газет, свидетельствами современников. В приложении содержится молитва Божией Матери «Агни Парфене», записанная святым Нектарием, а также служба и акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу.

Книга Софоклиса Димитракопулоса «Нектарий Пентапольский – святой наших дней» была переведена на многие языки и нашла живой отклик у читателей во всем мире. Издание позволяет увидеть святого Нектария как бы воочию, увериться в его заступничестве, получить утешение в скорбных обстоятельствах и обогатиться новыми знаниями о благодеяниях этого великого угодника Божия.

Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

P1206657.jpg

Свидетельства святости

Вся земная жизнь Нектария Пентапольского была дивной. Выходец из самой обширной области грекоязычного мира, питомец благочестивой семьи с твердыми христианскими устоями, он остался в памяти всех как муж благой воли, чуждый всякой злобы и лукавства, бесхитростный и смиренный.

С детства трудолюбивый и добросовестный, закаленный лишениями и невзгодами отрочества и ранней юности, он и будучи архиереем не гнушался любой физической и так называемой низкой работы, будь то уборка умывален в Ризарионе или шитье и починка обуви для эгинских сестер.

Как истинный монах, подвизавшийся в иноческом делании на Хиосе и Эгине, святитель Нектарий был безупречно тверд в Православии, непорочен, нестяжателен, крайне неприхотлив, покорен существующим церковным и гражданским властям, терпелив в несении телесных и душевных скорбей, а как духовник — мудро и с великим рассуждением направлял души своих чад ко спасению (Рим. 1: 16).

Как школьный наставник, он безмерно (2 Кор. 11: 23) возлюбил своих питомцев, в чьи проблемы глубоко вникал и которых всячески подвигал на служение Церкви. И все заботы, все чаяния святого сводились к тому, чтобы питомцы Ризариона проявили себя, когда призовет Господь, достойными служителями Его алтаря.

Как епископ он был кротким и доброжелательным, приветливым и доступным, простым и бесконечно чуждым всякого высокомерия, но при этом глубоко серьезным и предельно ответственным во всех делах, неподкупным, беспощадным к себе и милостивым, снисходительным к другим — одним словом, точным подобием истинного священнослужителя, которого сам изобразил в «Науке пастырства».

Его отношение к Богу было отношением смиренно-мудрого раба, который безраздельно доверяет Промыслу Творца о Своем создании. Блистательный, несравненный иерарх с пламенной и детски-бесхитростной верой, Нектарий Пентапольский прославился как вдохновенный певец Святой Троицы, Богоматери и угодников Божиих, слагавший новые песнопения в их честь. Он молился при любых условиях, в любых обстоятельствах и неустанно возгревал в себе полученный от Бога благодатный дар священства. Служил, по утверждению многих очевидцев, всегда с величайшим благоговением и удивительным подъемом, поистине «богодухновенно», а порой и в буквальном смысле стоя «на воздусе».

Проводя строгую, хотя и невидимую миру монашескую жизнь, он тем не менее напряженно внимал пульсу окружающей жизни и в этом смысле отнюдь не был «неотмирным». Беспредельно нищелюбивый и милостивый, Пентаполец, сверх того, использовал любую возможность послужить спасению ближних — и с церковного амвона (как крупнейший проповедник нашего времени), и с преподавательской кафедры, и за исповедальным аналоем, и за письменным столом (как автор множества сочинений), и во всех контактах с внешним миром, и, конечно, живым своим примером. Он от всего сердца прощал всех своих обидчиков, гонителей и клеветников, а приключавшиеся по их вине невзгоды переносил мужественно и терпеливо, по слову апостола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8: 35; 37).

Кроме Бога и людей Его, святитель горячо любил природу, особенно цветы, в которых видел отблеск премирной красоты.

Он глубоко болел душой о разделениях в христианском мире и пытался сколько мог помочь примирению и соединению всех христиан.

Коротко говоря, Нектарий Пентапольский — это человек, который смиренно принес себя в «жертву благоприятную» Триединому Богу, от всего сердца послужил Ему и людям, за что и сподобился преестественных видéний и откровений (которые были предметом искушения для равнодушных и немощных в вере). Так, Господь удостоил его при жизни беседы со святыми Пантелеимоном, Миной и Дионисием Закинфским. Монах-святогорец Авимелех, в частности, пишет: «Однажды, когда приснопамятный [Нектарий], желая расширить церковь, не знал, как быть с проектом, одна сестра увидела некоего юношу в образе святого Пантелеимона. Сидя за столом, он чертил, указывая Высокопреосвященному, как увеличить храм, так что получился развернутый план. [Высокопреосвященный] одобрил чертеж, признав, что это от Бога, и позже на его основании расширил церковь».

Старец Иероним Симонопетрит вспоминает, как святой Нектарий поведал ему: «Вчера я видел святого Дионисия Закинфского, и он сказал: “Я пас Эгину, а ты ее прославишь”. В другой раз святитель Нектарий признался, что “видел ночью адские мучения и рай. Что за красота в раю!.. А я уготован для ада... Но уповаю на милосердие Божие”».

Вся жизнь Пентапольца укрепляла его почитателей в убеждении, что он — святой. Вот фрагмент юношески восторженного письма Костаса Саккопулоса, адресованного однокашнику и относящегося к «ризарийскому» периоду жития Пентапольца: «К счастью, есть и в наше время такая прекраснейшая душа, как Высокопреосвященный наш директор... Он напоминает тихий, но обильно орошающий дождь, которого ожидают в волнении, встречают с ликованием, который живит и оплодотворяет землю, превращает ее, жаждущую и иссохшую, в нежную и плодоносную Великую Матерь. Все, что написано мной об этом выдающемся человеке, не может, боюсь, охватить множества непостижимых его дарований... Он молится, без преувеличения, день и ночь, молится о спасении мира и с трепетом ожидает невечернего дня Царствия Божия... Чуждый злобы, он любит всех и независтливым своим оком обезоруживает лукавых... Он человек, но жизнь проводит ангельскую».

Некоторое время спустя известный духовным рассуждением насельник афонской Карули говорил о Пентапольце, что имя его давно уже записано «среди святых иерархов». А Александр Мораитидис в письме игумении тиносского монастыря Кехровуни (август 1916) именует владыку «величайшим в святости и подвиге». Еще позже философ, член Академии и профессор Афинского университета Н. Луварис, вспоминая в 1920—1921 годах свои учебные годы в Ризарионе (1900—1903), прямо называет его святым. Другой «ризарит» и ученик святителя, также академик, Георгий Сотириу, еще до церковного прославления Пентапольца писал: «Святость его очевидна: воздержный, аскетичный, милостивый — истинный святой».

В полной мере относится к нему и то, как определяет святых подвижников преподобный Иоанн Лествичник (VII в. по Р.X.): «Видел я... украшенных белизною ангеловидною, которые пришли в состояние глубочайшего незлобия и простоты упремудренной, произвольной и богоисправленной. Свойство... совершенных — смиренномудрие, жажда бесчестий, произвольная алчба невольных скорбей».

Примечательно и другое: несмотря на множество знамений, удостоверяющих его святость, сам он не допускал в себе (и, разумеется, в окружающих) мысли, что сподобился такой чести от Бога. А когда некоторые оказывались очевидцами этих знамений, умолял их хранить увиденное в тайне. В письмах святителя встречаем и такие строки: «Прошу молиться обо мне Богу, да не отвратит лица Своего от меня за многое мое нерадение, но подаст “бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся” и дарует мне премудрость, разумение и совершенное здравие ко исполнению заповедей Его». К нему самому полностью применимо и другое его высказывание, общий смысл которого таков: истинные избранники Божии не сознают своей святости, продолжая считать себя «негодными рабами».

Но Бог засвидетельствовал святость Своего угодника по земном исходе нетлением мощей, а в последующие тридцать лет — неизреченным благоуханием, которое постоянно возобновляется на месте их захоронения, и, наконец, совершающимися там чудесами.

Так, многие монахини, монахи и миряне неоднократно слышали — по причинам, ведомым лишь Богу, — звуки шагов святого в коридорах и во дворе обители. Автор этих строк не единожды ощущал у Нектариева источника и в ближайших к монастырю местах навсегда запечатлевающийся в памяти дивный аромат. Имеются данные — во многих случаях подкрепленные свидетельствами врачей и младшего медперсонала — о больных, чудесно избавленных от тяжких и даже неизлечимых недугов (сердечных и кожных заболеваний, психических расстройств, нефропатии, сахарного диабета, анемии, ревматизма, паралича, рака и т. п.). Все это происходило по призывании имени святого с верой в данную ему от Бога благодать, после помазания елеем из лампады у его гробницы, вкушения святой воды из монастыря или поклонения честным мощам. Многим он являлся и во сне, говоря: «Ступай, посети мой дом на Эгине!» (Заметим: все сообщавшие об этом были по обстоятельствам жизни бесконечно далеки от намерения привлечь в монастырь новых паломников.) Еще больше таких, кто от всего сердца призывал его как ходатая пред Всеблагим Богом в тяжких обстоятельствах и получал скорую помощь и заступление. Не раз случалось и так, что помощь эта предваряла всякое молитвенное обращение.

Снимок экрана 2022-07-16 в 17.01.46.png

Содержание

Игумения Тимофея
Предисловие к изданию 2022 года
Детские и отроческие годы в Cиливрии
Переезд в Константинополь
Учительство на Хиосе
Монашеское поприще
Занятия в гимназии
Прибытие в Александрию
Студент Афинского университета
Пресвитер в Египте
Митрополит Пентапольский
Изгнание
Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием
Выборы Патриарха Александрийского 1899 года
Попытки церковной реабилитации
Назначение разъездным проповедником
В Халкидской архиепископии
В Каристии
Несостоявшееся перемещение
Перевод во Фтиотиду-Фокиду
Благодарная память эвбейцев
На новом месте
Назначение в Ризарийскую семинарию
Наставник юношества
Копты-«ризариты»
Внешкольные попечения
Духовная поддержка
Афонский паломник
Поездка в Константинополь и Силиврию
Родственный долг
Другие благодатные посещения
Начало Свято-Троицкой обители
Уход из Ризариона
Эгинское жительство
Новые испытания
Писательские труды
Учение
Преселение в небесную отчизну
Нетленные мощи
Свидетельства святости
Прославление в лике святых
Дальнейшая судьба Эгинской обители
Примечания
ПРИЛОЖЕНИЕ
Святитель Нектарий Пентапольский
Молитва Божией Матери (общеизвестный вариант перевода молитвы «Агни Парфене»)
Служба святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Егинскому чудотворцу
Акафист иже во святых отцу нашему Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Егинскому чудотворцу

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

16.07.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить