Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»)

Распечатать
Утреня Вел. Канона. MARIINO STOJANIE.jpg
Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы
(«Мариино стояние»). — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2023. — 200 с.

Служба Великого канона, или «Мариино стояние», совершаемая в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы, – одно из ключевых богослужебных событий Великого поста. Во время этой службы полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Образец подлинного, глубокого покаяния начертан в Великом каноне преподобного Андрея, а пример его явлен в житии преподобной Марии.

Однако часто прихожане не имеют возможности полноценно воспринять на слух все молитвы, которые читаются и поются в этот день в храме. Причиной этого является не только глубина богословской мысли, сложность синтаксических конструкций переводных текстов, их насыщенность библейскими образами и аллюзиями к историческим событиям. Нередко расслышать текст не позволяют несовершенная акустика храма, невнятное чтение или неслаженное пение.

Чтобы помочь верующему человеку полноценно воспринимать церковное богослужение, издательство Сретенского монастыря выпустило книгу «Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы ("Мариино стояние")». В издании приводится полное последование утрени Великого канона на церковнославянском языке, напечатанное гражданским шрифтом с ударениями. Все богослужебные тексты и житие преподобной Марии напечатаны по порядку, что дает возможность следить за ходом богослужения и полноценно вникать в смысл всех чтений и песнопений.

В Приложении публикуются Троичны, светильны и седальны восьми гласов, синаксарь в русском переводе и две редакции жития преподобной Марии Египетской. Книгу такого формата удобно брать с собой в храм, чтобы следить по ней за ходом богослужения и вникать в его смысл и содержание. Также издание можно использовать для домашней молитвы в случае невозможности присутствовать в храме.

<Фрагмент>

За Иорданом иноки расходились в разные стороны по пустыне и проводили всё время Святой Четыредесятницы в уединении, строгом посте и постоянной молитве. За неделю до Воскресения Христова, в праздник Ваий, они опять собирались все в монастырь.

В силу такого обычая Зосима также направился за реку Иордан. Двадцать дней он углублялся в пустыню, думая найти там подвижника, который бы наставил его подвигам высшего совершенства. И вот однажды в полдень, когда Зосима приостановился и, обратившись лицом к востоку, стал усердно молиться, он увидел с правой стороны как будто человеческую тень. Опасаясь диавольского наваждения, старец осенил себя крестным знамением и продолжал молиться. Когда же молитва была окончена, он обернулся к югу и увидел, что к нему идет какой-то обнажённый человек. Тело его было черно от знойных лучей солнца; белые, как овечья шерсть, волосы спускались только до шеи.

Думая, что это один из пустынников, старец Зосима, словно юноша, устремился к нему, но явившийся, заметив его приближение, побежал прочь вдоль русла реки. Старец бежал за ним и со слезами кричал:

– Раб Бога Истинного! Сжалься над хилым старцем! Зачем ты бежишь от меня, бедного грешника? Остановись, помолись за меня и благослови меня ради Господа Бога, Который никого не отвергает!

Тогда неизвестный человек остановился на краю русла и ответил:

– Блаженный Зосима! Не приближайся ко мне. Брось мне, нагой женщине, твою мантию, чтобы прикрыть мне наготу мою; тогда я попрошу тебя благословить меня.

Зосима, удивленный тем, что это была женщина, и в особенности тем, что она называет его по имени, понял, что она знает его по откровению свыше. Он поспешил исполнить её просьбу.

Незнакомая женщина, прикрывшись плащом, перешла на берег, где стоял Зосима. Здесь они склонились друг перед другом на землю и просили взаимно благословения. При этом никто из них не решался, по своему глубокому смирению, благословить первым. Пустынница говорила, что она великая грешница, Зосима же указывал на свои великие грехи и недостатки. У обоих уста произносили одно и то же: «Благослови!» Наконец, пустынница сказала, что у него, Зосимы, преимущественное право, и даже обязанность, благословить, ибо он священник. Такое знание его положения ещё более смутило старца, и он вполне убедился, что пред ним великая угодница Божия.

– О блаженная матерь! – воскликнул Зосима. – Умертвив телесные немощи, ты приблизилась к Богу твоим благочестием. Не Он ли открыл тебе моё имя и мой сан? Ты великая подвижница. Поэтому я умоляю тебя первой благословить меня и помолиться за грешника, нуждающегося в твоей молитве.

Содержание

От издателей

УТРЕНЯ

ЧАС ПЕРВЫЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ Песни Троичны осьми гласов

Седальны осьми гласов

Светильны осьми гласов

Житие преподобной Марии Египетской (из апрельской Минеи)

Житие преподобной матери нашей Марии Египетской (в изложении свт. Димитрия Ростовского)

Синаксарь в русском переводе

Стихиры Великого канона (24 – по числу букв греческого алфавита), поемые в среду на вечерни

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

17.01.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить