Помогите! Мне скучно в церкви

Распечатать
Мне скучно в церкви. обл.png
Помогите! Мне скучно в церкви / священник Дэвид Смит ; пер. с англ. М. С. Степановой,
Р. В. Питателева. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 160 с. : ил.

В том, что иногда мы скучаем на богослужении, отвлекаемся, не молимся и думаем о своем, бывает стыдно признаться даже себе. Но если не найти причину и не решить эту проблему, то со временем наша духовная жизнь превратится в механическое исполнение набивших оскомину правил и ритуалов.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Помогите! Мне скучно в церкви», где автор – священник Дэвид Смит, клирик храма Святой Софии Греческой православной архиепископии Америки Константинопольского Патриархата – дает действенные советы, как разрешить этот серьезный духовный вопрос.

Отец Дэвид напоминает нам о том, зачем вообще нужно ходить в храм, помогает осознать ценность церковной молитвы и регулярного участия в таинствах. Главная цель книги – помочь читателю изменить отношение к богослужению, проникнуться его глубиной и достичь более зрелого восприятия Божественной литургии. Батюшка убежден: все мы призваны почувствовать полноту, красоту и святость православного богослужения, чтобы присутствие на ней приносило пользу и радость.

IMG_5409.JPG

Божественная литургия

Ощущение скуки начинается с того, как мы воспринимаем действительность, – это эмоция, но возникает она из-за нашего восприятия. Вы стоите в храме, хор поет или священник проповедует, и вы начинаете думать о том, что служба затягивается, и под воздействием этого ум блуждает вне храма и ищет чего-то более интересного. Ум устремляется вон из храма, словно мышь, которую выпустили из клетки. Если это произошло, ум уже не вернется назад и до конца службы человек будет скучать. Конечно, за исключением тех моментов, когда алтарник, например, уронит свечу, или ребенок вдруг начнет плакать, или произойдет другое событие, не имеющее отношения к богослужению.

Помните, где начинается этот процесс? В чувствах. Давайте немного поразмышляем на эту тему. Со времен французского философа Декарта, который считается отцом современной философии и науки, нас учили думать, что чувства позволяют определить истинность или ложность того или иного суждения. Подобное философское воззрение произвело революцию, ведь с зарождением научного метода стали возможны многие значительные достижения. При этом оно отравило веру тех, кто стал полагаться на свои чувства как на последнюю инстанцию в духовных вопросах. Некоторые говорили в сердце своем: «Я никогда не видел, чтобы человек воскрес из мертвых спустя три дня, поэтому Христос не воскрес из мертвых». Или: «Я не понимаю, как Бог может быть Троицей в Единице или Единицей в Троице, поэтому это, должно быть, заблуждение». Или: «Девы не могут рожать, поэтому Мария не была девой, когда родила Христа».

Это примеры того, как человека могут сбить с толку его чувства. Или, более точно, как человек сбивается с пути, применяя научный метод к духовным категориям. Вы действительно считаете, что ваши органы чувств дают вам совершенно верную информацию, которой вы бы могли поверить всей своей бессмертной душой? Несостоятельность такой идеи могут доказать две причины.

Первая причина указана в Священном Писании. Когда святой апостол Павел раскрывал членам Коринфской Церкви силу благовестия, он сказал, что независимо от их национальной идентичности, милости Бога слишком велики для восприятия: Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1: 22–24). О чем здесь идет речь? Иудейские книжники делали акцент на исторические события и роль личности в них, но страдания и смерть воплотившегося Бога оказались настолько радикальными событиями, что не вместились в их умы. Греки интересовались философией, но что философия может сказать о распятии как о наивысшем выражении Божией Премудрости? Что бы ни сказала, это лишено смысла.

И всё же Бог распялся за нас. Мы даже не просили прощения у Него, но Он Сам открыл нам путь к прощению. Мы не искали Его, но Он нашел нас. Посредством греха человек отдал себя в руки смерти, но Господь пошел на смерть, сделав ее вратами в Свое вечное Царство. Как это можно объяснить с философской точки зрения? Это невозможно, если полагаться на органы чувств и правила человеческой логики. Смысл заключен в словах «Божия Премудрость». Бог обладает такой премудростью, какой нет у человека.

В таком случае не думаете ли вы, что, когда мы поклоняемся Всевышнему Богу, прославляя Его долготерпение и любовь, нам не следует полагаться на наши органы чувств, чтобы определить, интересно ли на богослужении или нет?

IMG_5408.JPG

Содержание

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: ЧТО ТАКОЕ СКУКА?

ЧАСТЬ 1. ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ХОДИТЬ В ХРАМ?
Глава 1 ЕДИНЕНИЕ С БОГОМ
Глава 2 БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Глава 3 МЫ ОБРЕТАЕМ ТО, ЧТО НЕВОЗМОЖНО УВИДЕТЬ
Глава 4 ПРИЧАСТИЕ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ

ЧАСТЬ 2. ЧТО, ЕСЛИ МНЕ СКУЧНО В ЦЕРКВИ?

Глава 5 ШЕСТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ СКУЧНОЙ
Глава 6 ПЯТЬ СПОСОБОВ ВОСПРИЯТИЯ СВЯЩЕННИКА
Глава 7 ЧЕТЫРЕ ВИДА СЛУЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ
Глава 8 ТРИ ВИДА ОЖИДАНИЙ
Глава 9 ДВА ВИДА МОЛИТВЫ
Глава 10 «ЕДИНО ЖЕ ЕСТЬ НА ПОТРЕБУ»

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

03.08.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить