Устав богослужения Православной Церкви: учебное пособие и самоучитель

Распечатать
IMG_7201.PNG
Кашкин, Алексей Сергеевич. Устав богослужения Православной Церкви: учебное пособие и самоучитель /
Кашкин А. С. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2025. — 800 с.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Устав богослужения Православной Церкви: учебное пособие и самоучитель». Она создана Алексеем Сергеевичем Кашкиным, кандидатом богословия, преподавателем Церковного Устава Саратовской православной духовной семинарии, на основе «Устава православного богослужения» (впервые издан в 2010 году). По сравнению с прежним изданием добавлено много нового материала (дидактического и вспомогательно-практического), изменена концепция издания. Новая книга – учебник и самоучитель, она поможет всем желающим разобраться в тонкостях богослужебного устава Православной Церкви.

Православное богослужение – развитая, сложная, но в то же время интересная область знаний и навыков. Изучение богослужения можно сравнить с путешествием по незнакомому древнему городу. Гидом и помощником в этом путешествии может стать книга «Устав богослужения Православной Церкви». В ней подробно рассмотрены последования и особенности всех богослужений суточного круга и Литургии, приведены практические примеры, многочисленные таблицы и схемы, предназначенные для облегчения понимания тонкостей богослужебного устава, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

Книга А. С. Кашкина «Устав богослужения Православной Церкви» может быть использована в духовных семинариях, регентских школах и на курсах подготовки псаломщиков, а также для самостоятельного изучения. Она станет настольной книгой для церковнослужителей и священнослужителей, желающих знать и понимать богослужебный устав.

***

Пост – важная составляющая духовной жизни христианина. Пост как неотъемлемый спутник покаяния, а также связь поста с молитвой имеют место уже в Ветхом Завете. Суть поста в Ветхом Завете (и в Древней Церкви) заключалась в полном, но зато сравнительно коротком воздержании от еды. Потому дней всеобщего поста в древнем Израиле было весьма немного: до вавилонского плена единственным постным днем был День Очищения, в послепленный период к нему добавляются постные дни, связанные с воспоминанием взятия Иерусалима и разрушения Первого храма в 586 году до Р. Х. (см.: Зах. 8:19). Кроме того, обязательный для всего народа пост правители объявляли в экстремальных случаях: во время траура, при подготовке к войне (см.: 2 Пар. 20:3), в случае всенародного покаяния (см.: Иона 3:7–8). Наконец, отдельные лица или группы людей принимали пост во время усердной молитвы Богу, соединенной с определенной просьбой (см.: 1 Езд. 8:21). Во всех случаях идея ветхозаветного поста заключалась в том, «что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом (Пс. 68:11)»56.

С течением времени в христианской Церкви под влиянием монашества появляется иное понимание сущности поста: пост воспринимается как аскеза, «как умерщвление плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба... Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. <...> Правило поста соответствует, таким образом, молитвенному правилу и восполняет его: цель их одна – помочь монаху в его восхождении к совершенству».

В Православной Церкви посты, в зависимости от своей продолжительности, разделяются на многодневные и однодневные. Правила относительно богослужения и трапезы в постные дни излагаются в 32, 33 и 48-й главах Типикона.

Также следует заметить, что посты в Церкви имеют тесную связь с кругами богослужения, причем в каждом круге выделено определенное время для поста. В частности, с суточным кругом богослужения связан евхаристический пост, который заключается в полном воздержании от воды и пищи до конца литургии. Этот тип поста удивительно похож на принцип ветхозаветного поста (в обоих случаях пост – это полный отказ от пищи, а не ограничение ее качества). Однако на практике ежедневный евхаристический пост встречается только в монастырях, где первая трапеза данного дня действительно имеет место после литургии. Далее, для седмичного круга богослужения характерен пост в среду и пятницу (это уже пост в церковном, а не ветхозаветном смысле, то есть ограничение количества и качества пищи). Наконец, большинство постов (все многодневные и три однодневных) связано с годичным кругом богослужения.

Акафист (греч. ἀκαθιστος), или «неседальная песнь», – поэтическое произведение, которое близко по своей форме к древнему кондаку и генетически связано с ним. Акафист как жанр песнопения появился предположительно в VII веке и долгое время был представлен единственным произведением – акафистом Пресвятой Богородице (который также в силу его исторической значимости для отличия от других акафистов называется Великим акафистом). Этот акафист возник как модифицированный вариант древнего кондака и сформировался в три этапа: сначала в VI веке появился кондак, состоявший из 24 строф, объединенных алфавитным акростихом; этот кондак был посвящен Благовещению или Рождеству Христову (предположительно, автором этого кондака мог быть преподобный Роман Сладкопевец). Затем, в VII веке, как выражение благодарности Богородице за победу в войне с персами в строфы кондака через одну были добавлены воззвания «Радуйся...», которые называются «херетизмами» (от греч. χαίρε – «радуйся»); после добавления херетизмов этот кондак превратился в песнопение нового жанра – акафист. В VIII веке к акафисту была присоединена начальная строфа «Взбранной Воеводе...» и акафист Богородице обрел свою окончательную форму. Первоначально все строфы акафиста назывались икосами; позднее (в XIII веке) краткие строфы были названы кондаками, тогда как длинные остались икосами. В итоге стандартный акафист стал иметь 13 кондаков и 12 икосов, которые попеременно чередуются; при этом все икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки – припевом «Аллилуиа».

Литургическое употребление акафиста Пресвятой Богородице предписано нашим Типиконом в 5-ю субботу Великого поста на утрене (этот праздник называется «Похвала Пресвятой Богородицы»). Также у греков принято в течение первых четырех седмиц на повечериях в пятницы петь этот акафист по частям.

Другие акафисты как подражание Великому акафисту стали появляться только с XIV века, однако до XIX века этот жанр не пользовался популярностью и потому было написано незначительное количество акафистов, из которых далеко не все сохранились. Начиная с 1840-х годов благодаря деятельности архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) наблюдается всплеск акафистного творчества в России; во 2-й половине XIX и в XX веке были написаны акафисты всем чтимым иконам Божией Матери и всем более или менее известным святым. В конце XX века как следствие церковного возрождения в России составление акафистов получило новый импульс; в настоящее время разные авторы «пробуют свои силы» в написании акафистов, после чего эти акафисты рассматриваются Синодальной богослужебной комиссией. Одобренные и утвержденные акафисты печатаются как отдельными книжицами, так и в сборниках – Акафистниках.

Содержание

Часть I

Часть II

Часть III

Приложение

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

05.05.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить