Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире

Распечатать
image (12).png
Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире / П. А. Гумеров, прот. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 192 с. : ил.

Каждый христианин — воин Христов. Как солдат принимает присягу и дает клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин в таинстве Крещения присягает на верность Христу и обещает бороться с сатаной и грехом. Однако своего противника надо знать в лицо. О том, что такое грехи и страсти, чем они опасны и как с ними бороться, рассказывает книга протоиерея Павла Гумерова «Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире», которая вышла в издательстве Сретенского монастыря.

Отец Павел Гумеров — опытный пастырь, настоятель храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, автор книг на темы семьи, брака и нравственного богословия. В своей новой книге он рассказывает о том, как формируется греховная зависимость, как пресечь ее в самом начале, как распознать в себе ту или иную страсть и как приступить к борьбе с ней. Книга написана на основании Священного Писания, творений святых отцов и личного священнического опыта автора. Отец Павел приводит доступные и запоминающиеся примеры, очень емко и просто пишет о такой важной для каждого христианина теме. Также автор использует некоторые знания из багажа практической психологии, переосмысливая их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и с людьми, поэтому психологические знания могут быть весьма полезными в духовном делании. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено автором на современную почву и предназначено для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в ХХI веке.

Что делать во время духовного расслабления

Если посетило уныние и духовное расслабление, нужно в первую очередь принуждать себя вести духовную жизнь, не оставлять молитвы, участвовать в церковных таинствах. Второе: читать духовную литературу, Священное Писание, одухотворять свое бытие, преодолевать его приземленность и видеть во всех событиях своей жизни руку Божию. И третье: понуждать себя трудиться в первую очередь для пользы других. Древние подвижники замечали, что бес уныния не может даже приблизиться к тому, кто никогда не бывает праздным.

Подведем итог.

Уныние — это лень и духовное расслабление.

Его симптомы:

1. Охлаждение в духовной жизни, проистекающее от развлечений, чревоугодия, пустословия.

2. Редкие исповедь и причащение.

3. Забвение благодеяний Божиих.

Лекарства от уныния:

1. Стяжание страха Божия.

2. Подробная исповедь и причащение Святых Христовых Таин после тщательной подготовки.

IMG_9318.JPG

Гордыня — причина церковного раскола

В наши дни сбылись слова апостола Иуды: В последнее время появятся ругатели (Иуд. 1: 18). Эти ругатели постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, да и батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились даже особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воскресение Христа верить не будут», а в церковной жизни настал полный упадок благочестия.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им право обличать архиереев и священников и что дают эти обличения? Они сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей. Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, не только в XX или в XXI веке. В качестве примера обратимся к золотому веку Православия — веку святости и расцвета богословия. IV столетие явило таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. Вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом времени: «Что может быть беззаконнее этого, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что надлежало бы наказывать их и за что не следовало бы позволять им переступать порога церковного, за то самое они возводятся в священническое достоинство?». «Беззаконники… обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями».

Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые и умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную Церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают некоторые современные обличители. Они предпочитают раскол подчинению священноначалию, ими движет все та же гордыня, которая лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными: истинная православная церковь, самая истинная православная церковь, самая-самая истинная и т. д. То есть каждая из этих лжецерквей, по гордости своих руководителей, считает себя лучше, чище, святее, чем все остальные.

Разного рода ругателям следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним — нашим личным благочестием. Ведь мы тоже Церковь. «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая заквашивает все тесто. Но, кстати, по моим наблюдениям, у ругателей с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Царство Небесное силою берется

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?» И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: «Побеждающему себя дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды» (Откр. 3: 21)».

IMG_9323.JPG

Содержание

ЗАЧЕМ БОРОТЬСЯ СО СТРАСТЯМИ?

Вместо предисловия

ЧТО ТАКОЕ СТРАСТИ

Грех и страсть — в чем разница?

Значения слова «страсть»

Сколько всего существует страстей? 

Взаимосвязанность страстей

Страсти будут мучить нас после смерти

ПОКАЯНИЕ — ОРУЖИЕ В БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ

С чего начинать борьбу?

Покаяние — начало борьбы со страстями

Зачем идти на исповедь и что это такое?

А если у меня нет грехов?

Как надо исповедоваться

В чем польза частой исповеди

Чем побеждаются страсти

КАК РОЖДАЕТСЯ ГРЕХОВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Прилог, сочетание, сосложение 

Греховный помысел — начало страсти

«Технология» управления помыслами

Откуда приходят к нам греховные помыслы?

О том, как важно хранить себя от вредной информации

ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ. «ИХ БОГ — ЧРЕВО»

Как узнать страсть чревоугодия?

Виды чревообъедения и в чем их опасность

Пост — лекарство от чревоугодия

Три назначения поста

Алкоголизм и наркомания — тоже разновидности чревоугодия

Почему алкоголики и наркоманы видят бесов?

Как излечиться от наркомании и пьянства?

«Нет греха в куренье табака»?

ЛЮБОДЕЯНИЕ. «ДЕМОН НЕЧИСТОТЫ»

Почему близость вне брака – грех?

С чего начинается грех блуда 

Как сохранить свое сердце чистым

«Горе миру от соблазнов»

Это надо для здоровья?

Воздержание возможно для всех

СРЕБРОЛЮБИЕ. КУЛЬТ «ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА»

«Мода» на сребролюбие 

Является ли богатство грехом?

Евангельские притчи о богатстве

Скупость — одна из разновидностей сребролюбия

К каким бедам может привести сребролюбие

Виды сребролюбия

Как бороться с любостяжанием 

Как правильно подавать милостыню

ГНЕВ — УБИЙЦА ЛЮБВИ

Любой гневающийся — потенциальный убийца

Причины гнева 

Виды гнева

Как научиться прощать?

Гнев и молитва — вещи несовместимые

Гнев отнимает разум

Зарождение гнева. Как с ним бороться

Как правильно выяснять отношения

Как помириться после ссоры

С чего начинать борьбу с гневом 

ПЕЧАЛЬ. «ЧЕРВЬ В СЕРДЦЕ»

Что такое печаль

В чем опасность печали? 

Причины возникновения печали

Печаль — порождение безверия

Как научиться ценить жизнь?

Есть ли смысл в страданиях?

Молитва — проверенное средство от тревоги и печали

Польза «трудотерапии»

Грехи умножают печаль

Как вести брань с печалью

УНЫНИЕ. «БЕС ПОЛУДЕННЫЙ» 

Что такое уныние

Как бороться с унынием

Главное — постоянство

С чего начинается уныние 

Что делать во время духовного расслабления

ТЩЕСЛАВИЕ — «ДОМАШНИЙ ВОР»

Почему тщетно тщеславие?

Тщеславие тайное

...и явное

Опасность тщеславия

Как бороться со страстью тщеславия?

ГОРДОСТЬ. «ГРЕХ ЛЮЦИФЕРА»

Самый первый грех

В чем опасность гордости

Осуждение — одно из проявлений гордости

Гордыня — причина церковного раскола

Страшный вид гордости — прелесть

Оружие против гордости — любовь

Итак, что же такое любовь?

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЮ БЕРЕТСЯ

Вместо заключения

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

02.01.2024
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить