Христианские корни европейской цивилизации и Россия

Распечатать

В новой книге издательства Сретенского монастыря «Христианские корни европейской цивилизации и Россия», выпущенной при содействии Фонда изучения исторической перспективы, собраны статьи разных лет протоиерея Владислава Цыпина.

Цыпин. Корни.JPG
Христианские корни европейской цивилизации и Россия : статьи разных лет / Цыпин В. А., прот.;
Фонд изучения исторической перспективы. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 576 с. : ил.
Осмысление места России и Запада в системе координат мировых цивилизаций требует погружения в исторический контекст и его трезвого, добросовестного, рассудительного анализа. Корни настоящего — всегда в прошлом. Корни недавнего прошлого уходят в древние слои исторической почвы. Знать прошлое и, главное, понимать его — дело полезное. Такое знание помогает делать правильный выбор, лучше видеть границу между реализуемыми замыслами и несбыточными прожектами, между предприятиями, приносящими сиюминутный успех, но чреватыми провалами в будущем, и теми, которые строятся не на песке, а на прочном фундаменте, на краеугольном камне.

Россия переживает кризис. Не только тот, который сотрясает биржи и банки, но более важный, экзистенциальный — его суть в болезненном выборе пути развития. По существу дела, это затянувшийся поиск самоидентификации, поиск, который не прекращался на протяжении последних трех с половиной столетий, начиная с «книжной справы», проведенной при патриархе Никоне. Петровские реформы, революции и контрреволюции ХХ века маркируют самые радикальные опыты коррекции исторического маршрута России, на всех этапах сопряженные с попытками уточнения или пересмотра ее места в системе исторических координат, ее места в мировой истории и концерте мировых цивилизаций.

Вопрос о месте России в мире стоял за исторически значимыми решениями, продиктованными прагматическими соображениями, подобными тем, которые принимались Петром Великим. Стоял он и за историческими катаклизмами, которые обрушивались на страну под тяжестью неуправляемых и неконтролируемых процессов, хотя они и сопровождались политическими программами и утопическими прожектами участников событий, что происходило в период трех революций столетней давности. Затянувшаяся на века подвешенность этого вопроса, создающая иллюзию его неразрешимости, равно как и разнобой скоропалительных ответов на него, обнаруживают не столько неосновательность задававшихся им мыслителей, идеологов и политических деятелей, сколько его объективную трудность. Квинтэссенция этого вопроса может быть обозначена таким набором идентификаторов: Россия и Европа, Россия и Восток, Россия и византийское наследие, Россия и евразийская степь и — что важнее — Россия и христианство, Россия и православие, Россия и западные исповедания.

А самый вопрос заключается, по сути дела, в том, принадлежит или не принадлежит Россия Европе. Картографический ответ на него либо очевиден и тривиален, либо условен и относится к области географической номенклатуры, и в такой постановке самый вопрос — это пустая риторика. А его проблемная суть заключается, конечно, в другом: принадлежит ли православная Россия европейской цивилизации?

Запад ставят в центр мироздания ввиду успехов его прогресса. Но о прогрессе чего при этом идет речь? Как заметил А. Тойнби, прогресс наиболее бесспорен в военной технике. И действительно, его самоочевидность тут в самом деле поразительна — достаточно только сравнить эффект хиросимской бомбы, бомбардировки Дрездена или Багдада с самыми кровавыми бойнями давнего прошлого. Конечно, за развитием военных технологий, которые всегда были в авангарде прогресса, стоит развитие технологической системы в целом, иными словами, способности человеческих обществ трансформировать природную среду в собственных интересах. Хотя, с точки зрения «зеленых», такой прогресс не заслуживает восхищения, он по меньшей мере очевиден, и он действительно радикально изменил внешние условия человеческого существования в последние два века. Но если судить о прогрессе не с исключительно технологической точки зрения, а с экономической и социологической, через показатели душевого размера ВВП или индекса человеческого развития, то, хотя прогресс и в этой области — вполне зримая реальность, тут уже нет оснований говорить о его поступательном и непрерывном движении на протяжении длительного исторического времени. Русский социолог П. Сорокин в свое время подсчитал, что если бы во времена земной жизни Иисуса Христа один динарий был отдан в рост под скромные два процента, которые бы адекватно соответствовали весьма умеренному экономическому росту, то, чтобы расплатиться с кредитором в XX столетии, должнику не хватило бы средств, даже если бы он обладал всем земным шаром, а тот был бы из чистого золота. Из этого с ошеломляющей математической очевидностью вытекает, что экономический рост неизбежным образом прерывался на протяжении истории катастрофическими падениями и длительными стагнациями.

И все-таки если прогресс измерять приведенными здесь критериями, к которым можно добавить и более человечные, такие как продолжительность жизни, уровень образования, то приоритет западной цивилизации предстанет бесспорным. Но это не с точки зрения историка, имеющего дело со столетиями, поскольку авангардная роль Европы и Америки в технологии, экономике и комфорте восходит лишь к началу XIX века: лишь после славной в анналах британской истории опиумной войны, победу в которой, принуждавшей Китай к массовым закупкам колониального индийского опиума, Британия достигла благодаря преимуществу в военной технике, Китай уступил первенство по ВВП Британской империи, которая, в свою очередь, на рубеже XIX и XX столетий уступила его Соединенным Штатам. Но и это первенство имеет все шансы быть утраченным уже в текущем столетии, по мере стремительного роста экономической мощи Дальнего Востока. Остается, однако, еще большим вопросом, стал ли человек в результате экономического прогресса более счастливым хотя бы в исключительно гедонистическом смысле слова. Ответ на него не может быть продемонстрирован статистически.

Но суть дела заключается в том, что человек — существо духовное, предназначенное для вечной жизни, и потому гедонистический аспект человеческого существования не может иметь решающего значения в рассуждениях аксиологического характера, в том числе и по поводу прогресса. Поэтому важнейшей темой в сопоставлениях цивилизаций оказывается религиозная сторона дела, которая имеет самое прямое отношение к вечности человеческого существования. Поскольку между приверженцами разных религий не может быть ни договоренности, ни даже плодотворной дискуссии о приоритете той или иной религии, то, с сциентистской точки зрения, рассмотрение проблемы человека, и истории человеческих обществ, и всего человеческого рода sub specie aeternitatis в аспекте абсолютных ценностей неадекватно, и всякие соглашения на этот счет могут иметь лишь конвенциональный характер и, строго говоря, лежат вне науки в собственном смысле слова.

Содержание

I. Право: церковное и светское

К вопросу о границах Церкви

Универсальность Церкви и многочисленность Поместных Церквей

Принципы интерпретации канонов

Диптих и первенство в диптихе

К вопросу о церковном суде

Канонизация непоминающих

Ветхозаветное право

Епископская титулатура и политическое устройство античного мира

Церковный устав равноапостольного князя Владимира и его влияние на русское право

Концепция права в свете христианской антропологии

Государство

Развод в римском праве и в брачном праве Русской Православной Церкви

«Акт о наследовании Всероссийского императорского престола»

Униатский фактор во взаимоотношениях Православной Церкви и Ватикана

II. Из истории Русской Православной Церкви

К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского

К вопросу о Декларации 1927 года

О религиозном возрождении и церковном диссидентстве 1970-х годов

III. Из истории России

Христианские корни европейской цивилизации и Россия

Константин Петрович Победоносцев

Так кто же начал Первую мировую войну?!

Об истоках революционной катастрофы 1917 года

Союзники России по Антанте и их участие в ее катастрофе

Канун катастрофы

Выстрел на Мойке и гибель Российской империи

Начало конца Российской империи

Крах Российской империи

Отречение святого императора Николая

Банкротство февралистов: от кадетского правительства к правительству советскому

Корниловский фальстарт

Октябрьские дни столетней давности

IV. На злобу дня

Актуальность Миланского эдикта в современной России

По поводу сен-готардского зрелища

«По плодам их узнаете их»

О светском государстве

«Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации

V. Разное 

Личность с точки зрения Русской Православной Церкви

Очерк историософских идей от Платона до С. Ф. Хантингтона в интерпретации церковного историка

Еще раз о месте России в системе мировых координат и «европейском выборе»

Европа христианская и постхристианская

Актуальность симфонии

О цивилизованных и нецивилизованных народах

Комментарий к записке священника Павла Флоренского

«Предполагаемое государственное устройство в будущем»

Религиозный фактор этнической идентификации

Стило — жемчужина Калабрии


Книгу можно приобрести:

20.08.2019
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить