Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина

Распечатать
289088.b.jpg
Василик, Владимир Владимирович, протодиакон. Солнце русской поэзии и грозы истории.
К 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина.
— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 164 с.
Автор новой книги издательства Сретенского монастыря «Солнце русской поэзии и грозы истории. К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина» — протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Он раскрывает религиозный смысл творений А.С. Пушкина и при этом демонстрирует незаурядную эрудицию как в области святоотеческой мысли, так и русской, и европейской истории. Анализ отца Владимира как филолога глубок и основателен, легок и изящен. Книга предназначена для студентов духовных учебных заведений и филологических факультетов светских вузов. Она адресована и всем тем, кто интересуется историей и русской литературой.

В «Предисловии» доктор филологических наук, профессор Александр Николаевич Ужанков пишет, что эта книга ценна и важна для русского читателя не только тем, что Пушкин — «наше все». Гораздо важнее другое: Пушкин — наш учитель, друг, советчик и современник.

О. Владимиру удалось уловить тектонические движения русской истории и показать их связь с историей всемирной, сумел он также показать глубинный смысл всемирно-исторического процесса — борьбу Христа и антихриста и конечную победу Христа, за которой последует Страшный Суд. Антихрист может являть себя под разными личинами — Самозванца, Наполеона, но сущность его от этого не меняется: Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит (Ин. 10, 10). Лживость, лицемерие, цинизм, жестокость и дьявольская гордыня, стремление к безграничному и безраздельному господству — вот черты антихристовой власти. Именно таким, как показывает автор данной книги, является Самозванец в «Борисе Годунове», лишь на время прикрывшийся личиной благости, именно таким был и Наполеон — «тяготеющий над царствами кумир».

Большая заслуга автора состоит в изучении духовных причин революции в главе «Моцарт и Сальери». В первую очередь о. Владимир проводит параллель между Великой Французской революцией, отправлявшей на плаху поэтов и ученых, и Сальери, погубившим Моцарта: «Его убивает посредственность, представитель духовного третьего сословия, для которого непереносима аристократия духа». Причиной этого является извращенная идея социальной справедливости и стремления к равенству. На более глубоком духовном уровне автор наблюдает нравственный поединок между Моцартом и Сальери, типологически соотносимый с противостоянием Авель — Каин, Христос — Каиафа.

Особая заслуга автора состоит в рассмотрении наполеоновской темы — от сатиры времен войны 1812 года до пушкинских стихотворений. О. Владимир показывает эволюцию Пушкина от наполеоновского мифа, например, в стихотворении «Наполеон» (1821), до поздних сочинений, в особенности «Клеветникам России» (1831). Проникновенно глубоким представляется его следующее истолкование: «Русский народ-христоносец, подобно трем отрокам, не признает наглую волю всемирного тирана, сравнимого с царем Навуходоносором, входит в огненное испытание и побеждает императора-антихриста; и, как камень, отсеченный без рук (прообраз Христа), низвергает в бездну его “всемирное” царство, символизируемое “тяготеющим над царствами кумиром”, и своей кровью совершает искупление Европы и ее основных, коренящихся в христианском мировоззрении ценностей — свободы, чести и мира». Автор справедливо определяет деятельность Наполеона как антихристианскую — убийство миллионов неповинных людей, грабежи, осквернение храмов и святынь. Лживость и неутолимая жажда власти завершают образ императора-антихриста. Та европейская традиция, которая воспевала Наполеона и даже придавала ему черты Христа, может быть названа люциферианско-каинической. Она привела Европу и Россию к неисчислимым бедам и катастрофам: двум мировым войнам и ряду революций. Автор показывает, что наша мера всего — Христос и нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Желаем читателям пользы и радости от прочтения этой интересной и самобытной книги.

Содержание

А.Н. Ужанков. Предисловие

Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Тема антихриста и Второго Пришествия в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» и в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

«Моцарт и Сальери»: некоторые размышления над драмой А.С. Пушкина

Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века

«Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина

Книгу можно приобрести:

14.04.2018
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить