Православные приходы России в первые годы установления советской власти / О.В. Стародубцев.
— Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2023. — 112 с.
|
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Олега Викторовича Стародубцева, посвященная одной из самых трагичных страниц истории Русской Церкви, – «Православные приходы России в первые годы установления советской власти». В ней отражена история выживания православных приходов в первые годы установления в России советской власти (1917–1930). В этот сложнейший исторический период Православная Церковь разделила со своим народом все тяготы Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны. Антицерковная политика новых советских властей должна была привести к полному уничтожению Церкви. Однако в условиях постоянных гонений и террора против епископата, духовенства, монашествующих и мирян происходит сплочение приходской жизни, усиление раннехристианского соработничества и взаимопомощи.
В книге описывается положение Церкви и церковно-государственные отношения в конце XIX – начале XX века, жизнь Церкви между двумя революциями, работа Поместного Собора 1917–1918 годов, борьба большевиков против Русской Церкви: закрытие храмов и монастырей, кампания по изъятию церковных ценностей, кампания по расколу Церкви изнутри (обновленчество), усиление антицерковной пропаганды, физическое уничтожение клириков и мирян. Основное внимание уделено правовому положению Церкви и приходской жизни в городах и сельской местности.
В книге использованы воспоминания очевидцев, документы, письма, исследования, дневниковые записи, официальные статистические данные.
Издание может быть использовано в качестве дополнительной литературы при изучении сложнейших исторических событий отечественной истории начала прошлого века. Книга также поможет студентам расширить круг знаний в процессе изучения общего курса истории и сконцентрировать внимание на теме социальной деятельности православных приходов. Для более углубленного изучения затрагиваемых исторических событий издание снабжено списком рекомендуемой литературы.
Если хотите приобрести книгу, торопитесь, тираж ограничен.
Гонения на Церковь «только начинаются»
Смерть Патриарха Тихона 7 апреля 1925 года была неожиданной как для пастырей, так и для клира. Советские власти встретили это событие с нескрываемой радостью и надеждой на скорое окончательное падение канонической Церкви и начали новую широкомасштабную кампанию против всей полноты Русской Церкви. В соответствии с завещанием Патриарха и во исполнение Постановления Поместного Собора 1917–1918 годов в права Местоблюстителя вступил митрополит Крутицкий и Коломенский Петр (Полянский).
Власти полагали, что в данный момент провести очередные репрессивные меры против ослабленной Церкви будет достаточно легко, тем более что официального (юридического) статуса в новом государстве она не имела. В этой ситуации ГПУ в лице Е. А. Тучкова инициирует проведение некоего объединительного «Собора» между Патриаршей Церковью и обновленцами. Планировался он на осень 1925 года. Однако отношение митрополита Петра к данному мероприятию было категорически отрицательным, и он, понимая всю тяжесть последствий, которые могут необратимым бременем лечь на Церковь, если она вступит в сговор с обновленцами, дает свой решительный отказ. Также митрополит Петр категорически запрещает какое-либо участие в этом «Соборе» духовенству и мирянам. Многообещающий план Е. А. Тучкова провалился, но вскоре он инициировал новые идеи по расколу внутри Церкви, которые привели к административным нестроениям в среде канонических иерархов Церкви.
Репрессивные действия применяются и против самого митрополита Петра. В первую очередь с помощью средств пропаганды началась кампания по дискредитации иерарха в центральной советской прессе. Вот что, в частности, писала в те дни газета «Известия». «Церковники, которые поумнее… – говорится в ней об обновленцах, – уверяют, что Петр Крутицкий до сих пор с упованием взирает на ту белую эмиграцию, которая в свое время смастерила Карловацкий собор. Они говорят, что Петр Крутицкий хочет опереться на эту заграничную банду и хочет завоевать его [собора] доверие и поддержку». Подобных статей осенью того года в прессе было много, перепечатывали их и провинциальные советские газеты. Уже в декабре 1925 года по сфабрикованному уголовному делу митрополит Петр был арестован. Русская Церковь вновь погружается в смуту и неразбериху, подобно тому как это было в 1922 году.
Митрополит Петр, понимая, что будет арестован, 6 декабря подписал «завещательный акт», в котором назначил своих заместителей. Из указанных в завещании иерархов в права Местоблюстителя в тот момент мог вступить только митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который принял на себя бремя Местоблюстителя Патриаршей Церкви.
Вступив в права Местоблюстителя, митрополит Сергий все же не смог сразу выехать в столицу. Вследствие этого несколько архиереев, находящихся в Москве, самочинно пытались установить новую церковную власть, испрашивая поддержки у находящегося в заключении митрополита Петра, но не предоставив ему полной информации о текущем состоянии дел. Так возникает григорианский раскол и Временный высший церковный совет (ВВЦС), которые были восприняты советской властью вполне одобрительно. При этом Е. А. Тучков оперативно позаботился о том, чтобы эта новая церковная структура получила регистрацию в органах светской власти.
Только в феврале 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) смог прибыть в Москву. Положение Церкви в СССР было сложным, митрополиту Сергию пришлось противостоять еще и двум внутренним расколам – обновленческому и григорианскому. В условиях тяжелейшего внутреннего кризиса всей системы церковного управления мощной опорой для митрополита Сергия стали духовенство и паства, которые знали и почитали его как авторитетнейшего иерарха Русской Церкви.
Митрополит Сергий начал активную работу по восстановлению церковного единства. В этих трудах его поддерживала многочисленная московская паства. Однако уже осенью 1926 года по обвинению в связи с иностранными агентами и в контрреволюции митрополит Сергий (Страгородский) был арестован.
В права Местоблюстителя Патриаршего престола вступает митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), назначенный в качестве третьего кандидата еще митрополитом Петром. Но уже через месяц он также был арестован и разделил участь митрополитов Петра и Сергия. При этом он успел передать высшую церковную власть мало известному в церковной среде и достаточно молодому архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), викарию Ярославской епархии, с которым был хорошо знаком и видел в нем человека, искренне преданного Православию.
Очевидно, что централизованное управление Церковью в это время было парализовано. Об этой сложной ситуации свидетельствует послание самого архиепископа Серафима от 29 декабря 1926 года, опубликованное в «Вестнике Священного Синода» № 7–8 за 1927 год. Приведем некоторые фрагменты из него: «…считаю долгом обратиться к собратиям епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви, помня, что все отколовшиеся от нее и от послушания ее иерархи неизбежно обречены на гибель, как это случилось со всеми группами, отколовшимися от единства Церкви с 1922 года. “Возрождение”, “Живая Церковь”, СОДАЦ, обновленчество, ВВЦС исчезли или исчезают так же быстро, как появились… …Я прошу сократить переписку и сношения со мной до минимума, предоставляя все дела, кроме принципиальных и общецерковных… решать окончательно на местах».
Содержание
От автора
Глава 1. Две революции 1917 года. Ожидания и реальность
Глава 2. Первые годы потрясений
Глава 3. Начало фронтального наступления советской власти на Церковь
Глава 4. Гонения на Церковь «только начинаются»
Заключение
Список сокращений
Рекомендуемая литература
Источники и литература
КУПИТЬ КНИГУ
Книгу можно приобрести:
-
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря – г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
-
в магазине Сретенского монастыря – г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
- в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.