Православные приходы России в первые годы установления советской власти

Распечатать
Приходы. Нач. 20 века. Обл.jpg
Православные приходы России в первые годы установления советской власти / О.В. Стародубцев.
— Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2023. — 112 с.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Олега Викторовича Стародубцева, посвященная одной из самых трагичных страниц истории Русской Церкви, – «Православные приходы России в первые годы установления советской власти». В ней отражена история выживания православных приходов в первые годы установления в России советской власти (1917–1930). В этот сложнейший исторический период Православная Церковь разделила со своим народом все тяготы Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны. Антицерковная политика новых советских властей должна была привести к полному уничтожению Церкви. Однако в условиях постоянных гонений и террора против епископата, духовенства, монашествующих и мирян происходит сплочение приходской жизни, усиление раннехристианского соработничества и взаимопомощи.

IMG_6508.jpeg

В книге описывается положение Церкви и церковно-государственные отношения в конце XIX – начале XX века, жизнь Церкви между двумя революциями, работа Поместного Собора 1917–1918 годов, борьба большевиков против Русской Церкви: закрытие храмов и монастырей, кампания по изъятию церковных ценностей, кампания по расколу Церкви изнутри (обновленчество), усиление антицерковной пропаганды, физическое уничтожение клириков и мирян. Основное внимание уделено правовому положению Церкви и приходской жизни в городах и сельской местности.

В книге использованы воспоминания очевидцев, документы, письма, исследования, дневниковые записи, официальные статистические данные.

Издание может быть использовано в качестве дополнительной литературы при изучении сложнейших исторических событий отечественной истории начала прошлого века. Книга также поможет студентам расширить круг знаний в процессе изучения общего курса истории и сконцентрировать внимание на теме социальной деятельности православных приходов. Для более углубленного изучения затрагиваемых исторических событий издание снабжено списком рекомендуемой литературы.

Если хотите приобрести книгу, торопитесь, тираж ограничен.

IMG_6507.jpeg

Гонения на Церковь «только начинаются»

Смерть Патриарха Тихона 7 апреля 1925 года была неожиданной как для пастырей, так и для клира. Советские власти встретили это событие с нескрываемой радостью и надеждой на скорое окончательное падение канонической Церкви и начали новую широкомасштабную кампанию против всей полноты Русской Церкви. В соответствии с завещанием Патриарха и во исполнение Постановления Поместного Собора 1917–1918 годов в права Местоблюстителя вступил митрополит Крутицкий и Коломенский Петр (Полянский).

Власти полагали, что в данный момент провести очередные репрессивные меры против ослабленной Церкви будет достаточно легко, тем более что официального (юридического) статуса в новом государстве она не имела. В этой ситуации ГПУ в лице Е. А. Тучкова инициирует проведение некоего объединительного «Собора» между Патриаршей Церковью и обновленцами. Планировался он на осень 1925 года. Однако отношение митрополита Петра к данному мероприятию было категорически отрицательным, и он, понимая всю тяжесть последствий, которые могут необратимым бременем лечь на Церковь, если она вступит в сговор с обновленцами, дает свой решительный отказ. Также митрополит Петр категорически запрещает какое-либо участие в этом «Соборе» духовенству и мирянам. Многообещающий план Е. А. Тучкова провалился, но вскоре он инициировал новые идеи по расколу внутри Церкви, которые привели к административным нестроениям в среде канонических иерархов Церкви.

Репрессивные действия применяются и против самого митрополита Петра. В первую очередь с помощью средств пропаганды началась кампания по дискредитации иерарха в центральной советской прессе. Вот что, в частности, писала в те дни газета «Известия». «Церковники, которые поумнее… – говорится в ней об обновленцах, – уверяют, что Петр Крутицкий до сих пор с упованием взирает на ту белую эмиграцию, которая в свое время смастерила Карловацкий собор. Они говорят, что Петр Крутицкий хочет опереться на эту заграничную банду и хочет завоевать его [собора] доверие и поддержку». Подобных статей осенью того года в прессе было много, перепечатывали их и провинциальные советские газеты. Уже в декабре 1925 года по сфабрикованному уголовному делу митрополит Петр был арестован. Русская Церковь вновь погружается в смуту и неразбериху, подобно тому как это было в 1922 году.

Митрополит Петр, понимая, что будет арестован, 6 декабря подписал «завещательный акт», в котором назначил своих заместителей. Из указанных в завещании иерархов в права Местоблюстителя в тот момент мог вступить только митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который принял на себя бремя Местоблюстителя Патриаршей Церкви.

Вступив в права Местоблюстителя, митрополит Сергий все же не смог сразу выехать в столицу. Вследствие этого несколько архиереев, находящихся в Москве, самочинно пытались установить новую церковную власть, испрашивая поддержки у находящегося в заключении митрополита Петра, но не предоставив ему полной информации о текущем состоянии дел. Так возникает григорианский раскол и Временный высший церковный совет (ВВЦС), которые были восприняты советской властью вполне одобрительно. При этом Е. А. Тучков оперативно позаботился о том, чтобы эта новая церковная структура получила регистрацию в органах светской власти.

Только в феврале 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) смог прибыть в Москву. Положение Церкви в СССР было сложным, митрополиту Сергию пришлось противостоять еще и двум внутренним расколам – обновленческому и григорианскому. В условиях тяжелейшего внутреннего кризиса всей системы церковного управления мощной опорой для митрополита Сергия стали духовенство и паства, которые знали и почитали его как авторитетнейшего иерарха Русской Церкви.

Митрополит Сергий начал активную работу по восстановлению церковного единства. В этих трудах его поддерживала многочисленная московская паства. Однако уже осенью 1926 года по обвинению в связи с иностранными агентами и в контрреволюции митрополит Сергий (Страгородский) был арестован.

В права Местоблюстителя Патриаршего престола вступает митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), назначенный в качестве третьего кандидата еще митрополитом Петром. Но уже через месяц он также был арестован и разделил участь митрополитов Петра и Сергия. При этом он успел передать высшую церковную власть мало известному в церковной среде и достаточно молодому архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), викарию Ярославской епархии, с которым был хорошо знаком и видел в нем человека, искренне преданного Православию.

Очевидно, что централизованное управление Церковью в это время было парализовано. Об этой сложной ситуации свидетельствует послание самого архиепископа Серафима от 29 декабря 1926 года, опубликованное в «Вестнике Священного Синода» № 7–8 за 1927 год. Приведем некоторые фрагменты из него: «…считаю долгом обратиться к собратиям епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви, помня, что все отколовшиеся от нее и от послушания ее иерархи неизбежно обречены на гибель, как это случилось со всеми группами, отколовшимися от единства Церкви с 1922 года. “Возрождение”, “Живая Церковь”, СОДАЦ, обновленчество, ВВЦС исчезли или исчезают так же быстро, как появились… …Я прошу сократить переписку и сношения со мной до минимума, предоставляя все дела, кроме принципиальных и общецерковных… решать окончательно на местах».

IMG_6506.jpeg

Содержание

От автора

Глава 1. Две революции 1917 года. Ожидания и реальность
Глава 2. Первые годы потрясений
Глава 3. Начало фронтального наступления советской власти на Церковь
Глава 4. Гонения на Церковь «только начинаются»
Заключение

Список сокращений
Рекомендуемая литература
Источники и литература

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

29.12.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить