Священномученик Иларион (Троицкий). Творения

Распечатать
f43e4d0d-2790-41fa-9741-728459f8e4ac.jpg

К 30-летию возрождения московского ставропигиального Сретенского монастыря (1994–2024) и 95-летию со дня преставления священномученика Илариона (1929–2024) в издательстве Сретенского монастыря вышло четырехтомное издание творений священномученика Илариона (Троицкого). Составители: иеромонах Никон (Париманчук), Н. К. Бонецкая.

Это издание творений священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929), выдающегося иерарха и одного из крупнейших церковных деятелей XX века, ученого-богослова и церковного писателя, содержит исторические очерки о Церкви, богословские труды, публицистические статьи, рецензии, письма и другие работы.

В первый том вошли «Очерки из истории догмата о Церкви» – фундаментальное исследование, принесшее священномученику Илариону славу выдающегося богослова-апологета Церкви. 

В богословских трудах, вошедших во второй том, раскрывается дар священномученика Илариона в отстаивании церковной истины, в обосновании учения о спасении, сущность которого не в учении, а в «обновлении естества человеческого причастием его естеству Божественному в воплощении Единородного Сына Божия».

Церковь и современность – такова стержневая тематика богословских трудов сщмч. Илариона, собранных в третьем томе. 

В четвертом томе впервые собраны труды священномученика Илариона от самой первой опубликованной речи ученика Тульской духовной семинарии до последней – записки из тюремной больницы. Некоторые работы ранее не публиковались. В них мы видим закономерное возрастание профессора-богослова и яркого церковного полемиста до неустрашимого исповедника истины Христовой перед лицом лукавых церковных отступников и жестокой богоборческой власти.

Издание рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. Оно будет интересно преподавателям и учащимся духовных школ, монашествующим, священнослужителям и мирянам – всем, кто почитает священномученика Илариона (Троицкого) и хочет ближе познакомиться с его многогранным духовным наследием.

***

Господь Иисус Христос пришел на землю для обновления человечества. Он призвал его к бесконечному нравственному совершенству. На этот путь нравственного совершенства человек вступает, отказываясь от прежней жизни, изменяя весь свой духовный облик. В этом отношении вступившие на путь христианского совершенствования становятся уже людьми особенными, выделившимися из среды естественной греховной жизни. В этом именно смысле, как мы уже видели при изложении новозаветного учения о Церкви, христиане в новозаветных книгах называются святыми. Однако нравственное совершенство тем самым не считается обязательным для христианина в какой-либо определенной мере; да в вопросе о нравственном совершенстве едва ли и может быть речь о равной для всех степени этого совершенства.

Мысль о нравственном совершенстве в пределах земной жизни чужда священным писателям Нового Завета. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). И замечательно, что эти слова апостол Иоанн говорит наряду с наставлением ходить во свете. Поэтому христиан можно назвать нравственно совершенствующимися. Общество таких нравственно совершенствующихся людей и есть тесно сплоченный организм Церкви. При изложении новозаветного учения о Церкви, именно и представляется постоянно совершенствующимся по образу Богочеловека Христа организмом. 

…Какой же смысл соединялся в церковном сознании с названием Церкви «святою»?

На этот вопрос прежде всего следует ответить [так]: никогда не соединялась с этим названием мысль о Церкви как обществе достигших совершенства, святых в нашем теперешнем смысле этого слова; такая мысль совершенно непонятна и противоречит многим местам Священного Писания, где человек и вступивший в Церковь мыслится все же подвластным греху, постоянно согрешающим. Весь процесс духовной жизни, по мысли

Нового Завета, есть постоянная борьба с грехом, и в этой борьбе всегда есть место падениям и восстаниям.

С. 199 – 200. 

***

Дух Иисуса Христа проникновением своим освящает всякое дело. Человек со смиренным сердцем, которое пылает любовью к Богу, занимаясь самыми простыми и грубыми работами в жизни, обращает свое дело в чистое и святое жертвенное пламя. Дело не в материале, который обрабатывает художник: будь это мрамор или глина – проникновение духа обращает грубый материал в дорогой и дает ему достоинство, которого он прежде не имел. Будет ли наш земной труд, высокий или обычный, рядовой, груб или утончен, для благочестивого сердца он сделается прекрасным поприщем чистой и святой жизни. Исполнение своих житейских обязанностей с постоянной мыслью о Боге, Который осеняет нас Своей милостью и помощью, дает всякому делу свое прекрасное освящение и делает его сладким и отрадным.

Хотя жизнь последователя Христова в наше время не требует ни доблести героя или мученика, ни той непоколебимой душевной силы, которая пренебрегает внешними опасностями, страданиями, преследованиями и смертью, однако ж, с окончанием гонений на христиан, трудности христианской жизни совершенно не прекратились. Сохраняя дух христианской ревности и преданности воле Божией при скромном исполнении хотя бы и незначительных обязанностей, поддерживая усердную, пламенную набожность среди тягостных житейских забот и печалей и беспрерывно вспоминая о высшем значении жизни нашей среди низких трудов, мы можем обнаружить свою сильную веру подобно мученикам, жертвовавшим для Христа жизнью и умиравшим с хвалебным пением в устах. Великое дело – так любить Иисуса Христа, чтобы страдать и умереть за Него; но немаловажно и то, чтобы быть готовым нести свой жизненный крест и ежедневно жить со Христом.

Введите веру в общественную, семейную и в личную жизнь – и жизнь со всеми ее заботами и трудами получит свое высокое значение. Многие слушают с недоумением увещания пастырей Церкви, думая, что христианская жизнь, вменяемая нам в обязанность, слишком совершенна для простого и прозаического света. Это несправедливо. Требования Святой Церкви осуществимы в обыкновенной нашей жизни и соразмерены с нашими силами. Только постарайся каждый применить закон Божий к практической жизни – и опыт убедит его, что любовь к Богу, чистота и святость мыслей и чувствований могут быть достоянием всякой жизни, в каком бы положении человек ни находился.

С. 396.

1945ade1-2eb4-4fa1-a58e-cec0261ada21.jpg

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
14.11.2024
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить