О молитве в Духе и Истине

Распечатать

«Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23), – сказал Господь Иисус Христос самарянке. С поклонением Отцу как будто все ясно. Но что означают слова «в духе и истине»? Рассмотрению этого вопроса с богословской, или, правильнее было бы сказать, духовной точки зрения и посвящен труд схиархимандрита Гавриила (Бунге) «О молитве в Духе и Истине», который вышел в издательстве Сретенского монастыря.

О молитве в Духе и Истине (по творениям Евагрия Понтийского) / схиархимандрит Гавриил (Бунге) ; пер. с фр. В. А. Фадеева. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2025. — 206 с.

Безусловная ценность данного труда заключается в том, что на основе творений аввы Евагрия Понтийского в нем раскрывается суть и цель истинно христианской молитвы. В книге повествуется о том, как достичь чистой, бесстрастной, нерассеянной молитвы.

Автор книги «О молитве в Духе и Истине» схиархимандрит Гавриил (Бунге) – настоятель Крестовоздвиженской пустыни близ швейцарского города Лугано, известный патролог и богослов, автор целого ряда книг, переведенных на многие европейские языки. Научные труды отца Гавриила являются важной частью его монашеской жизни и результатом его подвижнического опыта. Он специалист по творениям отцов Древней Церкви, прежде всего по Евагрию Понтийскому. Его новая книга адресована читателям, интересующимся молитвенной практикой и духовным наследием древних отцов-подвижников.

***

Евагрий приходит к заключению, имеющему крайне важное значение для молитвенной практики: если уму является «нечто» (ποσόν), обладающее «формой» или «образом», то явление (ἐπιφάνεια) это не от Бога. Если «некий образ» (σχηματισμόν τινα) принимает «вид чего-либо, угодного [телесному] чувству», то это определенно не «слава Божия» (δόξα Θεοῦ), ибо Бог превыше всякого чувственного восприятия. Поэтому человек, которого посещают подобные «виде́ния», не должен обольщаться мыслью о том, что «он уже совершенно достиг цели молитвы», даже в том случае, если он молится «чисто и бесстрастно».

В «Слове о молитве» и в других своих сочинениях Евагрий заявляет, что цель молитвы – «увидеть» (ἰδεῖν) Бога. Да! Именно «увидеть»! Но только не «в угоду своим чувствам» (τῶν τῇ αἰσθήσει φίλων), поскольку Бог, повторим это еще раз, превыше всякого чувственного восприятия (ὑπὲρ πᾶσαν αἴσθησιν), что и подтверждается приведенными выше аргументами.

Если «виде́ние» не от Бога, то, значит, это «коварная уловка» (δεινότητι λίαν) беса, пытающегося ввести молящегося в заблуждение. Приступая к нему не «слева» (с дурной стороны), а «справа» (с доброй стороны), бес внушает ему, что явившееся его уму «нечто» тоже пришло «справа». Иными словами, это «нечто» бес выдает за «славу Божию», тогда как речь идет всего лишь о феномене психосоматического (церебрального!) характера.

***

Во время молитвы держи потупленными очи свои и, отрекшись от плоти и души, живи соответственно уму.

«Держать потупленными очи», то есть не поднимать взгляда, – это признак столь угодного Богу смирения. «Отречение от плоти» означает избавление от страстей, которые неизбежно рождаются в ней, ибо, если ум «идет по пути тела, он подвергается нападению бесов», а следовательно, и страстных помыслов. «Отречься от души» означает освободиться от тирании «страстной части» «разумной души» или ее «желательного и яростного начал», которые связывают нас с чувственным миром. Отметим, что под словом «душа» (ψυχή) Евагрий нередко подразумевает только «страстную часть» (παθητικὸν μέρος) «разумной души».

Жить, стало быть, надо «соответственно уму» (κατὰνοῦν ζῆθι). На первый взгляд речь идет об идеале классической философии, в частности неоплатонической, но смысл здесь совсем иной. Ум (νοῦς) сотворен «по образу Божию» (κατ ̓ εἰκόνα Θεοῦ) – в этом, как утверждает понтийский монах, и заключается его «достоинство» (ἄξια). Именно сотворение ума «по образу Божию» делает его «восприимчивым» (δεκτικὸς εἶναι) к Богу и Его познанию. Это и есть capax Dei (способность принимать Бога)!

Но для того чтобы «жить соответственно уму», ум должен «возобладать» (ἐπικρατεῖν), ибо только при этом условии душа может стать «ангелом или даже богом», – разумеется, исключительно «по благодати». Ум (νοῦς), о котором в данном контексте идет речь, именуется в Священном Писании «внутренним человеком».

Следовательно, для христианина «жить соответственно уму» означает жить в согласии со своей глубинной сущностью, той изначально сотворенной сущностью, которая, несмотря на падение, лишь затемнившее в ней «образ Божий», не может быть утрачена и которая во Святом Крещении «обновляется по образу Творца во Христе» благодаря Божественному Промыслу.

Содержание

Глава I. Лия и Рахиль

Глава II. «Любомудрствуй о молитве»

Глава III. «Чистая молитва»

Глава IV. «Благочестивое вéдение Троицы»

Глава V. Святой Дух сочувствующий

Глава VI. «Истинная молитва»

Глава VII. «Видеть лицо Отца Небесного»

Глава VIII. «Без всякого посредника»

Глава IX. Превыше всякого умственного восприятия

Библиография

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,

  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,

  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

18.06.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить