Стеняев Олег, протоиерей. Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать /
О. Стеняев, прот. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 352 с. : ил.
|
В книге «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать», основу которой составили лекции, прочитанные в разное время известным проповедником, миссионером, богословом, публицистом протоиереем Олегом Стеняевым, речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.
Слово «мытарство» происходит от слова «мытарь» (греч. τελώνης; лат. publicanus) — сборщик податей. В каком-то смысле бесы выступают в роли неких духовных кредиторов. В той части нашей жизни, где мы согрешаем, мы — добровольно или нет — отождествили себя с ними, и они видят в нас некую свою часть, считают, что мы как будто задолжали им. Когда грешник пытается пройти мимо мытарств, бесы стараются удержать то, что считают своим. Ибо Бог есть Источник святости, в Нем нет никакого греха, а грешник, который не очистился для святости, имеет в своей жизни некую часть, которая точно принадлежит бесу, диаволу, демонам всех мастей. И они требуют свое.
В наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или — хуже того — повторяют древние ереси, осужденные святыми отцами и на церковных Соборах.
Сторонникам апокатастасиса (от греч. ἀποκα τάστασις — «восстановление»; это учение о всеобщем спасении) протоиерей Олег рекомендует чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия.
Когда для человека наступает точка невозврата? Дойдя до какого порога, он уже не может вернуться к Богу? Этот порог — физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние. Святые отцы учат, что человек рожден для того, чтобы примириться с Богом, что только в этой, временной жизни можно обрести мир с Богом и в Боге. Мы должны запомнить эту истину.
Возникает такой вопрос: если человек грешник, почему по смерти он не стремится к тому, что ему естественно? Если он в грехах, значит имеет частью жизни зло, как нечто спаянное с его природой. Почему же все-таки душа рвется к Богу? Потому что Бог — Творец, каждая душа инстинктивно ощущает Его — неважно, православный ли человек, неправославный, верующий ли он или абсолютный безбожник. Душа алчет и жаждет Бога.
Содержание
От автора
«Здесь жизнь теряется или сберегается»
-
О ценности земной жизни
-
Смерть
-
По смерти
Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах
-
Библейское свидетельство о мытарствах
-
Лестница Иакова
-
Святоотеческие свидетельства о мытарствах
-
Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов
-
Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах
-
Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах
-
Свидетельства о мытарствах из житий святых
-
Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни?
Мытарство первое — празднословия
Мытарство второе — лжи
Мытарство третье — осуждения и клеветы
Мытарство четвертое — чревоугодия
Мытарство пятое — лености
Мытарство шестое — кражи
Мытарство седьмое — сребролюбия и скупости
Мытарство восьмое — лихоимства
Мытарство девятое: «А судьи кто?»
Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»
Мытарство одиннадцатое: «Я — это звучит гордо!»
Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»
Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия
Мытарство четырнадцатое: «Не убий»
Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»
Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда»
Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»
Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа»
Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?»
Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости»
Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств
-
О частном суде
-
О загробной жизни
-
О воскресении
-
Страшный Суд
Библиография
Книгу можно приобрести:
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.