Беседы на Евангелие от Луки

Распечатать

Стеняев обл.png
Беседы на Евангелие от Луки / протоиерей О. В. Стеняев. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 512 с
   «Наша задача при изучении любого текста Нового Завета – иметь святоотеческое понимание этого текста», – пишет известный проповедник, миссионер, духовный писатель, публицист протоиерей Олег Стеняев. В издательстве Сретенского монастыря вышла его новая книга – «Беседы на Евангелие от Луки», в которой автор цитирует самые значимые и интересные толкования святых отцов на третье синоптическое Евангелие, дает культурно-исторический комментарий и приводит примеры из своей богатой пастырской и миссионерской практики для лучшего понимания той или иной мысли.

Стеняев 1

Отец Олег заостряет внимание на проблемах и вызовах, актуальных и для человека времен проповеди Христа, и для современного верующего, показывая, как знание Священного Писания помогает выстроить верные ориентиры в жизни.

Почему автор выбрал для бесед именно Евангелие от Луки? Существует немало толкований на Евангелие от Матфея и на Евангелие от Иоанна, и в меньшей степени на Евангелие от Луки. А ведь именно оно содержит подробности, которых нет в других Евангелиях. Можно предположить, что эти сведения евангелист Лука получил от ближайшего окружения Господа Иисуса Христа – от Самой Пресвятой Богородицы.

Беседы, написанные в разговорной форме, затрагивают широкий круг нравственных, религиозных, культурных вопросов и будут интересны как людям, впервые приступающим к чтению Священного Писания, так и тем, кто хочет глубже понять евангельский текст.

Стеняев 2

Беседа десятая

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его (Лк. 10: 38–39).

Марфа и Мария – сестры Лазаря, которого Он воскресил (см. Ин. 11: 1–44). Событие, описываемое здесь, происходило в Вифании, где жили эти друзья Господа. Христос все время пребывал в учении и говорил, что Он послан в мир, чтобы нести людям благую весть. Итак, Мария просто села у ног Учителя и внимательно слушала все, что Он говорил.

Марфа же заботилась о большом угощении (Христос ведь не приходил один: с Ним были двенадцать апостолов, какие-нибудь книжники, фарисеи, может, еще кто-нибудь. – О.С.) и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10: 40).

А Мария сидит у ног Христа и вслушивается в каждое наставление. Читая и изучая Евангелие, мы также не хотим пропустить ни одной мысли или наставления, чтобы ни одно слово этого спасительного источника не прошло мимо нашего сознания.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 41–42).

Этот текст всегда читается, когда совершается богослужение в честь Девы Марии. Хотя здесь Она не участвует. Почему это Евангелие читается в богородичные праздники? Марфа – символ христианского труда, деятельного попечения о других людях, Мария – христианской созерцательности, когда душа зрит Господа, пребывая в молитвенном отдохновении. Таким образом, Марфа и Мария – это труд и молитва, которые все время оказываются рядом. Молитва не бывает без чтения слова Божия, как и чтение, слушание слова Божия не бывает без молитвы. Дева Мария всю жизнь пребывала в труде и молитве. Когда пятнадцатилетней Деве Марии явился архангел Гавриил, он застал Ее за работой: она пряла пряжу. На иконе Благовещения часто изображается Богородица с веретеном в руке.

Существуют два типа религиозных людей: созерцательный и деятельный. Очень редко один сочетается с другим. Чаще всего человек является носителем либо сугубо деятельного, либо сугубо созерцательного типа религиозности. В Москве есть Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая хотела, чтобы в ней молитва и труд пребывали в единении, чтобы христианство было деятельным, живым, исполненным любовью. Ибо, как сказано, вера без дел мертва (Иак. 2: 20). Тип деятельного христианина – это апостол Павел. Тип созерцательного христианина – это евангелист Иоанн Богослов. Дева Мария совмещает и созерцательный, и деятельный типы, именно поэтому в память о Ней читается этот фрагмент Евангелия, хотя в нем напрямую не говорится о Богородице. Бог хочет, чтобы мы, будучи созерцательными людьми, занимали активную, деятельную позицию в жизни.

Христос так и говорит: по плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). Если плоды нашей веры не соответствуют ее идеалам, мы должны скорректировать наши вероубеждения. Апостол Павел пишет: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства (Рим. 1: 28). Следовательно, если мы будем заботиться иметь Бога в разуме, то всяческие непотребства уйдут из нашей жизни. Это все очень взаимосвязано. Поэтому образы Марфы и Марии могут многому научить нас. Великая княгиня Елизавета Федоровна воплотила в своей жизни деятельное и созерцательное начала. Она была расстреляна с великими князьями в Алапаевске (на следующий день после убийства царской семьи в Екатеринбурге), сброшена в шахту, куда кидали еще и гранаты. Когда белые отбили Алапаевск, они эксгумировали тела, находившиеся в шахте, и увидели поразительную вещь: у одного из князей на голове была повязка. То есть Елизавета Федоровна, будучи сама смертельно ранена, разорвала свой белый апостольник и сделала перевязку одному из князей, который был еще жив. Эта женщина до последнего мгновения проявляла деятельное служение Марфы, совмещенное с созерцательным служением Марии. Ибо христианин верит так, как он живет, а живет так, как он верит.

Стеняев 3

Содержание

БЕСЕДА ПЕРВАЯ 
Вступление (1: 1-4). Предсказание о рождении Иоанна Крестителя (1: 5-25). Предсказание о рождении Иисуса Христа – Благовещение Пресвятой Богородицы (1: 26-38). Мария и Елисавета (1: 39-45). Прославление Бога Марией (1: 46-56). Рождение Иоанна Крестителя (1: 57-66). Хвалебная песнь Захарии (1: 67-80)

БЕСЕДА ВТОРАЯ 
Рождение Иисуса Христа (2: 1-20). Обрезание Господне (2: 21). Сретение Господне (2: 22-40). Отрок Иисус в Иерусалиме с учителями (2: 41-52)

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ 
Служение Иоанна Предтечи (3: 1-20). Крещение Иисуса Христа (3: 21-22). Генеалогия Иисуса (3: 23-38)

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ 
Искушение Христа в пустыне (4: 1-13). Начало служения Иисуса Христа (4: 14-15). Проповедь в Назарете (4: 16-30). Исцеление в Капернауме (4: 31-44)

БЕСЕДА ПЯТАЯ 
Призвание первых учеников (5: 1-11). Очищение прокаженного (5: 12-16). Исцеление и прощение расслабленного (5: 17-26). Призвание Левия (5: 27-39)

БЕСЕДА ШЕСТАЯ 
Спор относительно субботы (6: 1-11). Призвание двенадцати апостолов (6: 12-16). Проповедь Христа о блаженствах, любви к врагам (6: 17-38). Смысл поучений (6: 39-46)

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ
Исцеление слуги сотника (7: 1-10). Воскрешение сына наинской вдовы (7: 11-17). Иоанн Креститель вопрошает об Иисусе (7: 18-35). Христос в доме фарисея Симона (7: 36-50)

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ 
Притча о сеятеле и тайны Царства Небесного (8: 1-18). Матерь Моя и братья Мои... (8: 19-21). Усмирение бури (8: 22-25). Исцеление гадаринского бесноватого (8: 26-39). Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины (8: 40-56)

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ 
Апостолы посылаются на проповедь (9: 1-6). Насыщение пяти тысяч человек (9: 7-17). Исповедание Петра и предсказание страданий (9: 18-27). Преображение Господне (9: 28-36). Исцеление бесноватого отрока (9: 37-43). Второе напоминание о страданиях (9: 44-45). Спор учеников, кто из них больше (9: 46-50). Иисус посылает вестников перед Собой (9: 51-56). Условия следования за Христом (9: 57-62)

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ 
Иисус посылает на проповедь семьдесят учеников (10: 1-16). Возвращение семидесяти (10: 17-24). Притча о добром самарянине (10: 25-37). Марфа и Мария (10: 38-42)

БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ 
Молитва Господня (11: 1-13). Он изгоняет бесов силою веельзевула (11: 14-36). Обличение лицемеров в доме фарисея (11: 37-54)

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ 
Поучение Христа о верности Богу (12: 1-12). Притча о безумном богаче (12: 13-21). Доверие Богу в земном ради небесного (12: 22-34). Ожидание пришествия Сына Человеческого (12: 35-48). Огонь пришел Я низвести на землю (12: 49-53). Знамения времени (12: 54-59)

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ 
Призыв к покаянию и притча о смоковнице (13: 1-9). Исцеление женщины в субботу (13: 10-17). Притчи о Царстве Небесном (13: 18-21). Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (13: 22-30). Пророчество об Иерусалиме (13: 31-35)

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 
Исцеление в субботу страждущего водяной болезнью и притчи о трапезе (14: 1-24). Условия ученичества (14: 25-35)

БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ 
Притчи о потерянной овце и потерянной драхме (15: 1-10). Притча о блудном сыне (15: 11-32)

БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Притча о неправедном управителе (16: 1-13). Закон, пророки и Царство Небесное (16: 14-18). Притча о богаче и Лазаре (16: 19-31)

БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ 
Наставление учеников (17: 1-10). Очищение десяти прокаженных (17: 11-19). О пришествии Царства Небесного (17: 20-37)

БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ 
Притча о судье неправедном (18: 1-8). Притча о мытаре и фарисее (18: 9-14). Дети и Царство Божие (18: 15-17). Богатый юноша (18: 18-30). Последнее напоминание о грядущих страданиях (18: 31-34). Исцеление слепого (18: 35-43)

БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Посещение начальника мытарей Закхея (19: 1-10). Притча о минах (19: 11-28). Вход Господень в Иерусалим (19: 29-48)

БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ
Власть Иисуса (20: 1-8). Притча о злых виноградарях (20: 9-19). Подать кесарю и ответ саддукеям о воскресении мертвых (20: 20-47)

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Лепта бедной вдовы (21: 1-4). Предсказание о разрушении Храма и признаки конца света (21: 5-26). Наступление Царства Божия (21: 27-38)

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ 
Предательство Иуды (22: 1-6). Подготовка к Пасхе (22: 7-13). Тайная Вечеря (22: 14-20). Наставление учеников (22: 21-27). Обличение самоуверенности Петра и последние наставления (22: 28-38). Молитва Иисуса на Елеонской горе (22: 39-46). Арест Иисуса (22: 47-53). Отречение Петра (22: 54-62). Допрос в синедрионе (22: 63-71)

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ 
Первое разбирательство у Пилата (23: 1-5). Христос у Ирода (23: 6-12). Второе разбирательство у Пилата (23: 13-25). Крестный путь (23: 26-32). Распятие Христа, покаяние благоразумного разбойника (23: 33-43). Смерть Христа (23: 44-49). Погребение Христа (23: 50-56)

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 
Воскресное благовестиеженам-мироносицам (24: 1-12). Встреча апостолами Иисуса по дороге в Эммаус (24: 13-35). Явление воскресшего Христа ученикам, заключительные наставления (24: 36-49). Вознесение Господне (24: 50-53).

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

29.11.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить