Смирнова Т. С. Записки письмоводителя старца. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 208 с. : ил.
|
Татьяна Сергеевна Смирнова, человек, близко знавший отца Иоанна. На протяжении многих лет она была его помощницей, келейницей и письмоводителем. Приведенная в далеком 1969 году Промыслом Божиим в Псково-Печерский монастырь и встретившая там отца Иоанна, она стала одним из его верных духовных чад. Неотступно пребывая по послушанию рядом со старцем с 1981 года и до самой его кончины в 2006 году, она была свидетельницей сокровенной духовной жизни своего наставника.
В издательстве Сретенского монастыря вышел новый тираж ее книги «Записки письмоводителя старца», в которой Татьяна Сергеевна рассказывает о знакомстве с отцом Иоанном, о своем духовном пути, о послушании келейницы и письмоводителя. Она приводит наиболее яркие, запомнившиеся ей эпизоды из жизни батюшки и рассказывает о его даре духовника. Воспоминания Т. С. Смирновой открывают читателю ранее неизвестные страницы жизни отца Иоанна, а также показывают, как Промысл Божий невидимо, неотступно и благодатно присутствует в нашей жизни.
* * *
Письма, письма и письма! Сколько их прошло сквозь батюшкины руки; сколько горя и боли приняло в себя его любящее сердце; сколько смущений и недоумений устранил он; скольких воззвал из глубины падений своей милостивой сопричастностью и молитвой. Письма стали документами, они донесли батюшкины ответы неискаженными, в чистом виде, без примеси человеческих комментариев и трактовок. И теперь они продолжают разговор батюшки с нами от сердца к сердцу, от души к душе. Письма к отцу Иоанну передавались по рукам, приходили по почте. Они ехали, летели со всех уголков России и даже из-за границы. Не раз слышал отец Иоанн от сочувствующих ему собратий практический совет: «Батюшка, а вы не отвечайте на письма, писать и не будут». Но не мог отец Иоанн не пожать протянутой к нему руки, не ответить на вопль страдающей души, не утешить болящего тугой сердца, не протянуть руку помощи утопающему во грехах. В письмах, да и при личных встречах, отцу Иоанну несли темные образы страхов — со страстями, печалями, причудами — и почти всегда и горестный вопль: «За что мне такие беды, эта постоянная мгла, эти скорби?» Отец Иоанн не уставал пояснять, что «не за что, а для чего. Испытания посылаются нам как уроки жизни. Все мы ищем своего, а не того спасительного для нас, что угодно Христу».
…А в каждом письме к отцу Иоанну приходил живой человек, и разговор с ним не мог не состояться. Обращения его к корреспонденту: то умилительно ласковое и трогательное «Детка, детка Сашенька», то с оттенком укоризны: «Ах, Максим, Максим», а то и предостерегающе грозное: «Раба не могу назвать тебя Божия, ибо ты уже вполне раба вражья». Диапазон чувств отца Иоанна в письмах беспределен. Это было живое общение, непосредственный разговор с человеком, сидящим рядом на диванчике. В 1981 году, когда я только начинала это послушание, писем было еще не так много. Они попадали в руки отца Иоанна, минуя почту. Вопрос «Когда уезжаете?», который отец Иоанн всегда задавал вновь прибывшим, был насущным. Надо было успеть сориентироваться во времени, чтобы ответить на все привезенные письма, а этих заочных паломников тоже было немало. Но с 1988 года, когда отношение государства к Церкви изменилось, еще и печорская городская почта тоже стала работать на отца Иоанна. Поток корреспонденции увеличился настолько, что письмоводителю необходимо было выделять время. С приходом в монастырь нового наместника запрет появляться мне у отца Иоанна был забыт. В новых условиях батюшка тут же перестроил нашу работу с письмами. Мне надлежало сортировать полученную по почте корреспонденцию по темам: «скорая помощь», «духовные запросы», «благодарственные». Имелся даже особый раздел, называемый «капризы». К письмам от местных жителей я не прикасалась, это было предусмотрено заботой батюшки обо мне, о моем духовном состоянии. На письма из раздела «скорая помощь» он отвечал безотлагательно. Черновики ответов батюшки уходили для переписки в чьи-то руки и исчезали. Думать о сохранении их не приходило в голову. Казалось, что все шло благополучно, но вот однажды случилось непредвиденное. Отец Иоанн получил письмо такого содержания: «Батюшка, дорогой, мы получили Ваше замечательное письмо, благодарим. Но только ответ в нем не на наш вопрос». Это была моя оплошность, но промыслительная, которая стала судьбоносной для эпистолярного наследия отца Иоанна. Чтобы избегать подобной ошибки впредь, я стала записывать ответ батюшки на конверте от данного письма, и по отправке писем черновики стали возвращаться мне. Так Сам Промысл Божий озаботился тем, чтобы свидетельство об одном из видов батюшкиного духовничества и общения с людьми не пропало. Ведь именно в письмах были запечатлены ответы отца Иоанна на животрепещущие насущные вопросы бытия в нашем времени.
…Казалось бы, письма и живое общение — разные вещи. Но батюшка свое послушание духовника распространял буквально на всё, к чему прикасался: слово в живом общении, слово в письме, слово проповеди. Отвечая на письма, отец Иоанн частенько призывал на помощь себе святых отцов. И они буквально сами являлись на его молитвенный призыв, заставляя меня поражаться этим невидимым, но явным духовным общением.
Содержание
Промысл Божий прав всегда
Явление милости Божией
Первая встреча со старцем
Сомнение и вера
Первые духовные опыты
«Жить вам в Печорах!»
«Добродетель не груша, сразу не съешь»
Борьба за выживание
Письмоводительство
Время вынужденного самоотречения
Время смущения и неразберихи
Покорность велениям Божиим
«Живой Бог, живая природа»
О духовничестве отца Иоанна
Крупицы из «Наследного дара»
Верность Богу созидает нашу жизнь
Умение слушать и слушаться
Без скорбей мы спасаться не умеем
Особенности духовничества старца
О поездках по святым местам
«Где моя былая удаль?»
Записи последних лет
КУПИТЬ КНИГУ
Книгу можно приобрести:
-
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря – г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
-
в магазине Сретенского монастыря – г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
- в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.