Конёк-горбунок: сказка с комментариями профессора А. Н. Ужанкова

Распечатать

Издательство Сретенского монастыря начинает публикацию самых известных произведений русской литературы, снискавших любовь многих поколений читателей и давно уже ставших классикой. В сюжете каждого из них скрыты глубокие духовные смыслы, но увидеть их подчас не так-то просто. Сделать это помогут комментарии выдающегося литературоведа профессора Александра Николаевича Ужанкова, которыми снабжен текст. В основу книг серии «Ключи к русской литературе» легли лекции, читавшиеся профессором Ужанковым в Духовно-просветительском центре имени сщмч. Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре с 2020 по 2025 год.

ФОТО 1.jpg
Конёк-горбунок : сказка с комментариями профессора А. Н. Ужанкова / П. П. Ершов ; комментарии А. Н. Ужанкова ; художник С. Н. Ивлева. — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2025. — 176 с. : ил.

Первое издание серии – «Конёк-горбунок: сказка с комментариями профессора А. Н. Ужанкова». Сказка П. П. Ершова, предлагаемая вниманию читателя, раскрывает красоту смирения, которое призывает на человека милость Божию, помогает пройти невредимым все жизненные невзгоды и получить неожиданную награду. Александр Николаевич Ужанков обращает внимание читателей на важные для понимания духовного смысла сказки моменты, анализирует сюжет и героев этой сказочной истории с духовных позиций и объясняет содержащиеся в произведении образы и символы. Издание дополняют замечательные карандашные иллюстрации С. Н. Ивлевой, переносящие читателя в Древнюю, сказочную Русь и погружающие в атмосферу этой удивительной истории.

ФОТО 2.jpg
 

Книга «Конёк-горбунок: сказка с комментариями профессора А. Н. Ужанкова» будет интересна взрослым и детям, литературоведам и преподавателям, всем, кто хочет узнать подлинный смысл любимой с детства истории.

***

Ночь настала; месяц всходит;

Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом;

Звёзды на небе считает

Да краюшку уплетает.

Вдруг о полночь конь заржал...

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольцы завитая.

«Эхе-хе! Так вот какой

Наш воришко!.. Но постой,

Я шутить ведь не умею,

Разом сяду те на шею.

Вишь, какая саранча!»

И, минуту улуча,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И прыгнýл к ней на хребёт–

Только задом наперёд.

Кобылица молодая,

Очью бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась, как стрела.

Вьётся кругом над полями,

Виснет пластью надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам,

Хочет силой аль обманом,

Лишь бы справиться с Иваном;

Но Иван и сам не прост –

Крепко держится за хвост.


Наконец она устала.

«Ну, Иван, – ему сказала, –

Коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

Дай мне место для покою

Да ухаживай за мною,

Сколько смыслишь. Да смотри:

По три утренни зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

Это сказка, а потому если главный герой потрудился, то сразу же получает награду. И это не какие-то бобы, что батюшка пообещал Ивану, но чудесная кобылица, которая и говорить умеет, и имя его знает. А награду Иван заслужил, в этом нет сомнений: во-первых, он проявил бдительность и смелость, сноровку и смекалку, во-вторых, исполнил отцовский наказ, в-третьих, поймал вора. Да ещё и объездил кобылицу, усидев на ней. Так он и стал хозяином кобылицы, да не простой, а волшебной, и она готова ему сослужить.

EUG_1708.jpg
 

«Сколько смыслишь» – то есть: «насколько ты понимаешь, что мне нужно для хорошего ухода». Здесь тоже содержится намёк на глуповатость Ивана, чтобы убедить в ней читателя. Для художественного произведения важен не только внешний занимательный сюжет, но и коренное внутреннее изменение героя, его преображение: в конце сказки он должен стать полной противоположностью себе тому, каким был в начале повествования.

По труду и результат!
***

…Тут Иван опять сказал:

«Есть ещё к тебе прошенье,

То о китовом прощенье...

Есть, вишь, море; чудо-кит

Поперёк его лежит:

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты...

Он, бедняк, меня прошал,

Чтобы я тебя спрошал:

Скоро ль кончится мученье?

Чем сыскать ему прощенье?

И на что он тут лежит?»

Месяц ясный говорит:

«Он за то несёт мученье,

Что без Божия веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей.

Если даст он им свободу,

Снимет Бог с него невзгоду,

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит».

Всё на земле должно происходить по воле Божией, а рыба-кит взял и самовольно, без Божьего веленья, проглотил корабли, за что и получил от Бога наказание. Теперь он не может погрузиться в воду, в свою родную стихию, а потому и мучается. Мучение – как наказание за своеволие.

Тут Иванушка поднялся,

С светлым Месяцем прощался,

Крепко шею обнимал,

Трижды в щёки целовал.

«Ну, Иванушка Петрович, –

Молвил Месяц Месяцович, –

Благодарствую тебя

За сынка и за себя.

Отнеси благословенье

Нашей дочке в утешенье

И скажи моей родной:

„Мать твоя всегда с тобой;

Полно плакать и крушиться:

Скоро грусть твоя решится, –

И не старый, с бородой,

А красавец молодой

Поведёт тебя к налою“.

Ну, прощай же! Бог с тобою!»

Мать Царь-девицы предвидит будущее своей дочери и утешение ей посылает через Ивана. И Ивана благословляет, чего прежде в сказке не было! Раньше Иван выполнял поручения отца, потом царя, проявляя послушание и смирение, и добивался желаемого результата, но не для себя. По воле своей и милосердию своему он выполняет просьбу рыбы-кита.

ФОТО 4.jpg

Месяц Месяцович, хотя и говорит Ивану о своей дочке Царь-девице, но прикровенно предсказывает и судьбу самого Ивана, открывая Божий Промысл о нём. В русской литературе, как и в русских сказках, очень чётко прослеживается: главное не то, чего хочет человек (как здесь, например, царь), но что хочет Бог. Если человек упорствует в исполнении собственной воли, это, как правило, приводит его к гибели. Ощутить же Божий Промысл можно, когда человек проявляет кротость и смирение, вот как Иван. И здесь пришло время окончательно расставить акценты и на образе Ивана. Он постоянно, на протяжении всей сказки, демонстрирует удивительное смирение, удивительную покорность. Какая же в этой сказке самая высшая добродетель? Ведь каждая сказка должна чему-то учить. В сказках герои часто добывают себе невесту и царский трон, совершая подвиги: богатырской силой, оружием, в поединках – как угодно. П. П. Ершов же говорит о том, что можно добиться счастья не силой, не богатством, не хитростью (хотя братья Ивана именно так, через обман, получили то, что хотели), но покорностью, смирением и честностью заслужить награду. Пожалуй, П. П. Ершов – первый, кто показывает такой случай.

Иван – самый честный человек из всех, кто его окружает. Ведь он ни разу никому не соврал выгоды ради, ни разу никого не обманул. Он всегда открыт, хоть это и может привести к каким-то неприятностям для него. Но именно честность и открытость располагают всех к нему, как и его удивительное смирение. Именно оно в конце концов и будет вознаграждено.

Содержание

Предисловие. Духовная основа сказки «Конёк-горбунок» П.П.Ершова

Часть I

Часть II

Часть III

Послесловие


Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,

  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,

  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

КУПИТЬ КНИГУ



17.10.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить