История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейший периоды (1700–2024)

Распечатать

Издательство Сретенского монастыря и Сретенская духовная академия представляют вниманию читателей новую книгу – «История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейший периоды (1700–2024)». Ее автор – доктор церковной истории, профессор, известный канонист протоиерей Владислав Цыпин – дает впечатляющую картину всепобеждающей силы Божией, когда при самых тяжелых обстоятельствах и в самых трудных условиях Церковь сумела преодолеть все невзгоды и продолжить свою миссию по спасению человека. 

ФОТО 1.jpg
История Русской Православной Церкви : Синодальный и Новейший периоды (1700–2024) / протоиерей В. А. Цыпин ; Сретенская духовная академия. — 6-е изд., перераб. — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2025. — 832 с.

В книге освещаются все стороны церковной жизни России на протяжении трехсот лет: монастыри и монашество, церковное управление, искусство и образование, приходская жизнь, отношения с государственной властью. Особое внимание уделено религиозно-нравственному состоянию общества на разных исторических этапах. 

ФОТО 2.jpg
 

Издание рассказывает обо всех ключевых событиях истории Русской Церкви, а также о самых известных исторических деятелях и святых, просиявших в описываемую эпоху. Это святители и преподобные, блаженные и юродивые, а также новомученики и исповедники, пожертвовавшие своей жизнью для сохранения Церкви в годы жесточайших гонений.

фото 3.jpg
 

Книга «История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейший периоды (1700–2024)» рекомендована Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений, однако это не сухой учебник, а живое и увлекательное повествование, которое будет интересно всем, кто хочет узнать больше об истории Русской Церкви и ее значении в истории нашей страны.

***

Учреждением Святейшего Синода открывалась новая эпоха в истории Русской Церкви. В результате реформы Церковь утратила былую независимость от светской власти. Грубым нарушением 34-го правила святых апостолов явилось упразднение первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом. В петровской реформе коренятся причины многих недугов, омрачавших церковную жизнь двух протекших столетий.

Несомненна каноническая дефективность учрежденной при Петре системы управления. Реформа смутила церковную совесть иерархии, клира, народа. Тем не менее она была принята и законопослушным духовенством, и верующим народом, а значит, несмотря на ее каноническую ущербность, в ней не было усмотрено ничего такого, что извращало бы строй церковной жизни настолько, чтобы Русская Церковь выпала из кафолического единства Вселенского православия. 

Признанная Восточными патриархами, новая синодальная власть стала законным церковным правительством. И несмотря на то что воля императора часто действительно была навязываема послушному Синоду, эта воля, во-первых, никогда не посягала на чистоту православного вероучения, чего бы Церковь в лице своего Синода не потерпела, а во-вторых, церковный авторитет синодальным актам все-таки придавала подпись членов Синода – иерархов; штемпель же «По указу Его Императорского Величества», подобно подписям византийских императоров под определениями Вселенских Соборов, лишь придавал синодальным указам статус государственных законов.

Синодальный период явился эпохой небывалого внешнего роста Русской Православной Церкви. При Петре I население России составляло около 20 миллионов человек, из них –

15 миллионов православных. В конце Синодальной эпохи, по переписи 1915 г., население империи достигло 180 миллионов, а Русская Православная Церковь насчитывала уже 115 миллионов чад. Столь стремительный рост Церкви явился, конечно, плодом самоотверженного подвижничества русских миссионеров, горевших апостольским духом. Но он был также прямым следствием расширения пределов России, следствием роста ее могущества, а ведь ради укрепления и возвышения мощи Отечества и были задуманы Петром его государственные реформы.

В Синодальный период происходит подъем образования в России; уже в ХVIII столетии духовные школы укрепились и сеть их покрыла всю страну; а в ХIХ в. совершился настоящий расцвет отечественного богословия. Наконец, в эту эпоху на Руси явлен был великий сонм подвижников благочестия, не только уже удостоившихся церковного прославления, но и еще не прославленных. Как одного из самых великих угодников Божиих чтит Церковь преподобного Серафима Саровского. Его подвиги, его духоносная святость – это самое твердое и надежное свидетельство того, что и в Синодальную эпоху Русская Церковь не оскудела благодатными дарами Святого Духа.

О церковной реформе Петра высказывались разноречивые суждения. Самая глубокая оценка ее принадлежит митрополиту Московскому Филарету. По его словам, «Духовную коллегию, которую у протестанта перенял Петр... Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод».

***

Революционные события в России затронули все стороны национальной жизни; они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между Церковью и государством. Уже Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия в школах и передало церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения, сделав тем самым первый шаг к внеконфессиональному государству. После октябрьского переворота сразу началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Решительная ломка векового тесного союза Православной Церкви и государства страшила духовенство. Тревога усиливалась еще и оттого, что уже в последние месяцы 1917 г. повсюду происходили эксцессы, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. В Петербурге закрываются дворцовые церкви и конфискуется Синодальная типография.

Тревожная атмосфера вокруг готовящегося декрета об отделении Церкви от государства нагнеталась лекциями, которые в январе 1918 г. читал И. А. Шпицберг, привлекавшийся обер-прокурором В. Н. Львовым для работы в синодальной комиссии по пересмотру законов о разводе. В своих выступлениях Шпицберг утверждал, что причащение будет запрещено как «колдовской акт», священные сосуды изъяты из храмов, а все духовенство объявлено контрреволюционным: «Попы – это вши на народном теле, это пособники мародеров и помещиков». Самым ударным местом в речах лектора был подстрекательский намек: «Патриарх еще жив».

Десятого января митрополит Петроградский священномученик Вениамин, обеспокоенный развитием событий и волнением своей паствы, обратился с письмом в Совнарком: «Я... уверен, что всякая власть в России печется только о благе русского народа и не желает ничего делать такого, что бы вело к горю и бедам громадную часть его. Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта об отобрании церковного достояния».

Святой патриарх Тихон в первом обращении к всероссийской пастве характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»: «В дни многоскорбныя и многотрудныя вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных, и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего».

Еще более резок обличительный тон послания патриарха от 19 января (1 февраля) 1918 г.: «Тяжкое время переживает наша святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины... Святые храмы подвергаются или разрушению... или ограблению и кощунственному оскорблению... чтимые верующим народом обители святые захватываются безбожными властелинами тьмы века сего... Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых? Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери нашей... противостаньте им силою вашею, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою»

Содержание

Глава I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. и восстановление патриаршества

Глава II. Русская Православная Церковь в советскую эпоху

Глава III. Русская Православная Церковь на рубеже XX и XXI столетий

Глава IV. Русское церковное зарубежье

Источники и литература


Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,

  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,

  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

КУПИТЬ КНИГУ

17.10.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить