«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?..» : Размышления над избранными тропарями Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского / К. В. Корепанов, священник. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2025. — 176 с.
|
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – это удивительный образец богословия, церковной поэзии и духовных размышлений над текстом Священного Писания, который Церковь предлагает нам в первые дни Великого поста, чтобы настроить нас на искреннее и глубокое покаяние. Однако не все в тексте Великого покаянного канона нам понятно, особенно это касается тропарей, связанных с сюжетами из Ветхого Завета.
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?..": Размышления над избранными тропарями Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского». В ней читатели найдут разъяснение смыслов покаянных тропарей Великого канона, что позволит им в полной мере осмыслить данное произведение и сделать из него ценные для духовной жизни выводы.
Автор этой книги священник Константин Корепанов – клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга, преподаватель и духовник Екатеринбургской духовной семинарии, духовник Свято-Симеоновской гимназии и детской приходской школы. В книге собраны беседы отца Константина, которые проводились им на телеканале «Союз». В них автор, опытный духовник и пастырь, размышляет о путях покаяния и призывает каждого верующего заглянуть в себя и изменить свою привычную жизнь.
Это издание будет особенно важно в дни подготовки к Великому посту и в дни Святой Четыредесятницы, а также будет полезно тем, кто внимательно изучает Священное Писание и стремится к духовному возрастанию.
***
Есть еще одна, более важная, по-настоящему принципиальная тема, о которой нужно упомянуть, прежде чем приступить к разговору о содержании канона святого Андрея Критского. Я бы назвал ее апологией канона. Дело в том, что есть люди, в том числе и церковные, которые не понимают, зачем вообще нужен подобный канон. Они живут по такому принципу: «Христос пришел, и, значит, надо радоваться. А то придумали какой-то канон преподобного Андрея Критского, зачем-то надо плакать, сокрушаться... Делать вам нечего. И вообще Великий пост не нужен, только себя томим без толку, близких угрызаем, пользы никакой, а Пасха все равно будет радостной. И незачем зря сорок дней и Страстную мучиться. Лучше кому-нибудь пользу принести, а поститься толку никакого нет...» А ведь согласно восточнохристианскому преданию, пониманию и осмыслению жизни в Боге со времен преподобного Антония Великого и заканчивая святыми отцами ХХ века, покаяние является неотъемлемой частью подлинно христианской жизни и константой человеческого бытия в этом мире. И это очень принципиальная, по существу своему новозаветная, евангельская установка. Пока человек живет в мире, он должен творить покаяние. И радость, по мысли святых отцов, как раз и является плодом покаяния. Человек настолько радостен, насколько он пребывает в покаянии. А всякая радость, которая не рождена в покаянии, не будет истинной, правильной и спасительной. А если покаяние и воспоминание о своих грехах приводят к отчаянию и унынию, то на самом деле это уже не покаяние и никакого отношения к нему не имеет.
Покаяние отнюдь не является противоречием известным словам апостола Павла о том, что нужно всегда радоваться (см. 1 Фес. 5:16). Если бы человек всегда пребывал в покаянии, то он был бы всегда радостным. Преподобный Симеон Новый Богослов называет это парадоксальное делание «радостотворное покаяние» и «радостотворный плач», то есть плач, который делает человека способным радоваться. Конечно, можно радоваться и без плача, но эта радость будет душевной, надуманной, наигранной, иногда льстивой, иногда лживой, бывает, и просто погибельной. А для того чтобы созидалась душа, необходимо покаяние. Потому что человек пребывает в погибели, в отлучении от Бога, и к нему приходит Спаситель, чтобы его спасти. Покаяние есть действие человека, который определяет свое бытие как нуждающегося в спасении. То есть, когда человек сокрушается и плачет, он этим свидетельствует, что нуждается в Спасителе, в спасении, помощи, защите, он нуждается в Искупителе, в Том, Кто бы его простил и исцелил. Покаяние приводит человека в такое состояние, что он начинает призывать Господа, оно помогает человеку занять правильное место перед лицом Бога, то есть обрести смирение.
***
Конечно, нам кажется, что мы не такие, как Каин, потому что никогда в жизни никого не убивали. А на самом деле мы подражали убийству Каинову (см. Быт. 4:8), потому что по собственному произволению убили свою совесть и оживили плоть. Мы должны быть духовными существами, но, становясь плотскими, «воюем» на нее своими «лукавыми деяниями».
Когда же и как происходит убийство совести? Когда мы поступаем против нее: совесть велит не делать, а мы делаем. Например, совесть говорит: «Нечестно за спиной своего товарища обсуждать его поступки. Остановись, так нельзя!» И если бы человек послушал свою совесть, она возвела бы его к духовной высоте, в то время как убивающий совесть превращается по существу своему в беса. Поэтому так важно не делать ничего против своей совести. Если она нас обличает, надо срочно принимать меры, потому что если совесть будет убита, мы станем бездуховными существами. Человек с мертвой или, как говорит апостол Павел, «сожженной» (см. 1 Тим. 4:2) совестью полностью становится плотью. У него извращается мироощущение и мировоззрение, все переворачивается с ног на голову. Мы это видим на примере многих тенденций нашего времени и людей, нас окружающих.
Поэтому, когда мы читаем о Каиновом убийстве в каноне Андрея Критского, то не можем сказать, что мы ничего подобного не совершали. Чем мы лучше Каина, если уничтожаем то, что делает нас людьми? Убивая свою совесть, человек убивает в себе душу, убивает себя духовного, убивает себя того, за которого умер Христос. И когда происходит осмысление этого, человек понимает, что он – почти самоубийца и даже хуже. Он убил в себе Бога, потому что совесть – голос Божий. А сколько раз в день мы не слушаем голос своей совести? Тропари Великого канона, как говорит сам святой Андрей Критский, побивают нашу совесть, самодовольство, самолюбие и самомнение. И сердце должно сокрушиться, прийти в трепет: «Господи, да кто же я такой на самом деле, как я живу и на что надеюсь?» От этого в сознании рождается плач и смирение, а сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).
КУПИТЬ КНИГУ
Книгу можно приобрести:
-
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
-
в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
-
в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.