«Смеяться, право, не грешно… Юмор православных священников и мирян»

Распечатать
Смеяться, право, не грешно. ОбложкаСмеяться, право, не грешно... Юмор православных священников и мирян / составители О. Л. Рожнёва, М. Г. Жукова.
— Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2022. — 288 с.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Смеяться, право, не грешно… Юмор православных священников и мирян» (составители – православная писательница О.Л. Рожнёва и главный редактор издательства Сретенского монастыря М.Г. Жукова).

В книге собраны нравоучительные, забавные и добрые рассказы и истории, байки из приходской жизни, смешные случаи из жизни священников и мирян, анекдоты, а также забавные высказывания детей в духе книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» на православный манер.

Иногда в церковной среде можно услышать мнение, что смеяться – грех, ведь Христос не смеялся. Неужели это так, и умеренный смех и улыбка в забавной ситуации или безобидные шутки недопустимы для православных? Конечно, нет – доброе остроумие даже поощряются в церковной среде.

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение...» (святитель Иоанн Златоуст).

DSCF0051.jpg

«Добрая улыбка и веселый смех – очень христианские признаки. Признаки той самой радости, к которой нас настойчиво призывает Бог… Святые отцы не осуждают уместную шутку, иронию, веселость, доброжелательный и воспитательный юмор, вызывающий улыбку. Вектор благочестивого смеха направлен к Богу, ко спасению. Зачастую добрый анекдот воспринимается как поучительная притча», – пишут составители сборника.

Многие святые известны своим прекрасным чувством юмора. Например, Оптинские старцы, преподобный Серафим Саровский, а также великие исповедники веры ХХ века – святители Иоанн Шанхайский и патриарх Тихон (Белавин) часто шутили, назидая паству и ближних. Проповеди и беседы митрополита Сурожского и патриарха Сербского Павла полны забавных историй и шуток.

Современные пастыри порой шутят в общении со своими духовными чадами. Юмор духовника в сложной жизненной ситуации или в унынии отрезвляюще и ободряюще действует на человека, помогает под другим углом взглянуть на неприятную ситуацию или пережить трудности.

«Добрый смех – не грех», – говорил любивший пошутить архимандрит Павел (Груздев).

Книга «Смеяться, право, не грешно» понравится и священнослужителям, и мирянам, потому что в некоторых историях можно узнать себя. Сборник станет прекрасным подарком на святки и займет свое достойное место на книжной полке в доме православного христианина, поскольку всем нам иногда очень нужно немного радости.

Снимок экрана 2022-01-04 в 14.21.39.png

Михаил Насонов. Архангельские церковные байки

Православная мышь

Отец Никифор был крайне озабочен — в приходской трапезной завелась мышь. Тварь Божия оказалась весьма прожорливой, пронырливой и хитрой. Она с легкостью обходила замысловатые ловушки, забиралась в самые неприступные места и с упорством, достойным восхищения, подъедала скудные запасы общины.

Намаявшись с наглым грызуном, батюшка уже начал задумываться: «Может, мне это наказание такое от Господа по грехам, и надо просто смиренно терпеть. Вот и Христос в Евангелии говорит: Терпением вашим спасайте души ваши».

Вскоре отец Никифор получил ответ на свои вопрошания. Батюшкиной дочке в школе дали задание прочитать книгу «Легенды и мифы Древней Греции». Детское переложение похождений античных богов, кои для апостола Павла суть одно: бесы.

За чтение школьница села в трапезной да там книгу на ночь и оставила, положив ее на стол аккурат к «Житиям святых». Сказания о Божиих угодниках по благословению отца Никифора читались за каждым вкушением пищи.

Открыв утром трапезную, батюшка испытал настоящий шок: «Видать, ночью ко мне мышиный король вместе с многочисленным войском пожаловал». «Легенды и мифы…» представляли собой жалкое зрелище. Книга была настолько истерзана и объедена со всех сторон, что о восстановлении не могло идти и речи. «Жития святых» лежали рядом в абсолютной целости и сохранности.

Священник позвал супругу: «Матушка, гляди-ка, а мышка-то православной оказалась — не потерпела книжку про языческих идолов на своей территории. Я на нее ругался, а ее прикармливать надо. Будем на ночь блюдце с молоком и сыром оставлять. А книгу в школу новую купим».

Надо сказать, что, когда отец Никифор прекратил мышиные гонения, проблема разрешилась сама собой. Церковная мышь исчезла так же внезапно, как и появилась.

DSCF0054.jpg

Две купюры от Господа

Любят русские люди что-нибудь экзотическое. Признак ли это вселенской широты души нашей, о которой писал Федор Михалыч, или же нашей несусветной дури, о которой писали все великие писатели, — не знаю. Знаю, что тянет нас постоянно неизвестно куда и неизвестно зачем, но уж точно на свою голову. Вот я всегда удивляюсь, зачем русские люди едут куда-нибудь в Индию, платят тысячи долларов, чтобы на полтора часа припасть в каком-нибудь сомнительном ашраме к ногам какого-нибудь сомнительного гуру.

Архангелогородцы тому не исключение, и маемся мы с сектами всех мастей вот уж как третий десяток лет. А казалось, чего бы проще: хочешь суровой аскезы, духовной мудрости и благодатных состояний — садись в машину или бери билет на поезд, и будет тебе вскоре и первое, и второе, и третье. Восемь часов колки дров на морозе и десять часов мытья посуды в монастырской трапезной — и собственным телом прочувствуешь подвиги великих отцов древности. Мудрости на пару лет наберешься если не в тысячетомной библиотеке обители, то из разговоров с многоопытной братией.

Отстояв шесть часов на уставном богослужении, исповедовавшись и причастившись Христовых Таин, обретешь благодать, какой до Пришествия Господа в мир не ведало человечество.

Но это все присказка, а теперь и сама байка.

Мой старый приятель N учился в свое время в одном из престижных столичных вузов. И, как свойственно молодой, талантливой и мятущейся натуре, находился в непрестанном духовном поиске. На этих виражах занесло его не куда-нибудь, а в одну из многочисленных псевдоиндуистских сект. Ну а так как друг мой больше всего на свете терпеть не мог лицемерия, то отдался он новому увлечению со всей головой. Стал жестким вегетарианцем, отказался от всех видов психоактивных веществ (включая безобидные чай и кофе), забыл даже про дружбу с девушками и ежедневно вычитывал по четкам 2,5 тысячи мантр, благоговейно взирая на портрет любимого гуру над своей кроватью в университетской общаге.

Сокурсники, избравшие жизненным кредо триаду «пиво, дамы, рок-н-ролл», смотрели на увлечение моего приятеля с порцией доброй иронии: мол, каждый сходит с ума по-своему.

Как же совмещались в одной крохотной комнатушке индуистский ашрам с храмом Вакха и Венеры, могут знать лишь студенты легендарных 1990-х годов — поколение, которое удивить чем-нибудь невозможно в принципе.

Стипендия у гранитогрызов была еще более крохотная, чем комната в общежитии. Хватало ее ровно на два дня загула, а дальше начинались суровые будни поисков «пропитания и пропивания». Друг мой в силу абсолютной трезвости и скудости рациона умудрялся растягивать стипендию на неделю, но неотвратимый вопрос «и как же теперь жить дальше?» вскоре поднимался со всей своей пугающей прямотой.

Однажды наступил предел. Есть было нечего, занять было не у кого, а индуистский бог игнорировал и чтение мантр, и усиленную медитацию, бросив верного последователя на произвол судьбы. В помраченном состоянии сознания брел мой приятель по Москве и вдруг, подняв глаза к небу, внутренне завопил:

«Господи, если Ты есть, яви Себя! Ну невозможно так больше, сколько можно мучиться!? Мне теперь нужно бросить вуз, куда я с таким трудом поступил!! Да и вообще с голода могу помереть, если сейчас деньги не найду!!!» Хлынули слезы, и на душе сразу стало легче.

Вдалеке засиял куполами храм Христа Спасителя. Мало осознавая происходящее, N направился туда. На улице перед самим храмом на удивление никого не было. Удивление сменилось шоком, когда на тротуаре под ногами друг мой обнаружил две аккуратно сложенные 500-рублевые купюры (средняя двухмесячная зарплата по тем временам). Шок перешел в радость, когда N вспомнил слова своей первой отчаянной молитвы к Богу христианскому. Подняв деньги, приятель забежал в храм, поставил свечу; затем пошел в магазин, купил вина, колбасы, сыра.

Когда он выкладывал покупки на стол в общаге, оголодавшие и ошалевшие сокурсники задали лишь один вопрос: «Что с тобой случилось?!!» N ответил: «Друзья мои, сегодня я наконец обрел истинную веру, отметим это!»

Затем подошел к своей кровати и снял со стены портрет великого гуру. Присутствующим показалось, что взор восточного учителя в этот момент стал особенно грозным.

DSCF0041.jpg
Содержание

Введение
Глава 1. На полном серьезе и не только
Глава 2. Михаил Насонов. Архангельские церковные байки
Глава 3. Детский юмор
Глава 4. И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз
Глава 5. Юмор святителей
Глава 6. Истории от Ольги Рожнёвой
Глава 7. И такое бывает

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

09.01.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить