Не умру, но жив буду...: Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)

Распечатать
IMG_3404.JPG
Не умру, но жив буду... : Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова) / составитель священник Владислав Мишин. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2025. — 160 с. : ил.

«Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном», – сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5: 19). Эти слова в полной мере можно отнести к схиархимандриту Илариону (Удодову; 1862–1951) – одному из смиренных избранников Божиих, который испытал все тяготы и скорби, выпавшие на долю поколения новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Не умру, но жив буду...: Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)». Она повествует о жизни этого духоносного старца, хранителя главы преподобного Сергия Радонежского в годы Великой Отечественной войны. Схиархимандрит Иларион в течение двадцати лет подвизался на Святой Горе Афон, где принял монашеский постриг. После возвращения в Россию нес различные послушания. С 1914 по 1923 год служил в Московском Сретенском монастыре, где нес послушание казначея. В 1923 году отец Иларион по просьбе сестер закрытого к тому времени Московского Иоанно-Предтеченского монастыря стал их духовником и переселился на монастырский хутор. С 1935 года до самой кончины старец был настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово Московской области. 

В основу жизнеописания старца положены воспоминания его духовных чад – иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Сергия (Голубцова; 1906–1982), протоиерея Владимира Жаворонкова (1929–2004), схимонахини Феоктисты (Конновой; 1920–2014), а также людей, которым посчастливилось знать батюшку во время его земной жизни.

Книгу «Не умру, но жив буду...: Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)» составил священник Владислав Мишин – настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе в Москве, автор книг «Храм на Долгих прудах. История храма и прихода храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово», «Ученик старцев протоиерей Владимир Жаворонков».

***

Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном (Мф. 5, 19). Эти слова в полной мере можно отнести к схиархимандриту Илариону (Удодову), одному из смиренных избранников Божиих, о котором протоиерей Константин Сперанский говорил: «У него молитва в устах, а работа в руках».

Схиархимандрит Иларион, во Святом Крещении Иоаким, родился 20 сентября 1862 года в селе Буйловка Воронежской губернии в простой крестьянской семье. Его отца звали Хрисанфом (преставился 16 июня 1906 г.), мать – Агриппиной (преставилась 11 декабря 1908 г.). В семье было три сына: старший – Иоаким, средний – Петр и младший – Феодор. Благочестивые родители с раннего возраста воспитывали детей в любви к труду. Так, Иоаким еще в юности обучился кузнечному ремеслу и познал его секреты. Свою благочестивую настроенность родители передали детям.

Иоаким рано определился с выбором жизненного пути. Твердо решив стать монахом, он в возрасте двадцати лет ушел на Святую Афонскую Гору, освященную стопами Пресвятой Богородицы.

Русский народ издавна был ревностным поклонником святых мест знаменитого Афона – «цветущей страны христианского подвижничества». Владетельные русские благочестивые люди спешили добиться чести быть ктиторами той или иной святой обители. Поэтому Афон никогда не прерывал своего духовного общения с Россией, имея всегда в числе знаменитых старцев людей русских.

Придя на Святую Гору, Иоаким не сразу решил, в какую обитель ему поступить. Хорошее знание кузнечного ремесла, ценившегося на Афоне, открывало ему двери во многие из них. Однажды после усердной молитвы Иоаким увидел во сне Божию Матерь, Которая в ограде монастыря шла со святым великомучеником Пантелеимоном. Пресвятая Богородица, указав на юношу, обратилась ко святому со словами: «Возьми его к себе». Это было явным знамением благословения Царицы Небесной на поступление Иоакима в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

photo_2025-04-15_22-47-55.jpg

***

Вскоре после поступления в обитель Иоаким был пострижен в мантию с именем Иларион. Его небесным покровителем стал преподобный Иларион Великий (память 21 октября/3 ноября). Монах Иларион нес послушание кузнеца. Обладая недюжинной силой, он так отбивал удары молотом, что, слыша их, знавшие его говорили: «Ну, это Иларион ударил!»

Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров и сильно разбился. Было ему около двадцати трех лет. По существовавшему на Афоне обычаю его, как находившегося в безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. Однако он оправился, вернулся в число братии и продолжал нести свое послушание. С тех пор до глубокой старости старец никому об этом не рассказывал.

Отец Иларион от природы имел особые технические дарования. Как-то во время сильного землетрясения (частого явления на Афоне) барабан с куполом монастырского храма дал трещину, и иеродиакону Илариону предложили его укрепить. У отца Илариона (замечал владыка Сергий) нередко бывали особые моменты вдохновения, из-за чего монастырское начальство иногда даже отстраняло его от совершения чередных богослужений. Именно в такой момент вдохновения ему было открыто, как укрепить барабан с куполом храма.

Спустя некоторое время, когда барабан был надежно скреплен металлическими затяжками, в монастырь приехали греческие инженеры. Они попросили познакомить их с мастером, производившим этот ремонт. Пригласили отца Илариона. На просьбу специалистов показать чертежи крепления купола отец Иларион, стукнув себя по лбу, сказал: «Вот где мои чертежи».

Так, водимый свыше, он выполнил сложную техническую работу по укреплению храмовой конструкции, не имея специального образования.

«Лучшими воспоминаниями старца, – пишет архиепископ Сергий, – были его рассказы о Старом Афоне, где он полагал начало. Жизнь на Афоне он уподоблял равноангельской, никогда не видел ссор между братией». Несмотря на десятичасовое всенощное бдение (только один 103-й предначинательный псалом пелся в течение часа), братия по окончании службы не спешили покидать храм, «друг другу уступая выход из него».

Содержание

Начало пути. Святая Гора Афон 

Возвращение в Россию 

Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово 

Преподобный Сергий Радонежский в жизни старца 

Вспоминая старца 

Преемники старца

Приложения 

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
15.04.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить