Указание пути ко спасению: опыт аскетики

Распечатать

раннехрист.png
Указание пути ко спасению : опыт аскетики / епископ Петр (Екатериновский). —
Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 640 с. — (Духовная сокровищница).

В серии «Духовная сокровищница» издательства Сретенского монастыря вышла книга епископа Петра (Екатериновского) «Указание пути ко спасению: опыт аскетики». Данный труд, несколько раз издававшийся до революции в Оптиной пустыни, – это настоящий учебник. В нем подробно рассмотрены все аспекты духовной жизни человека: молитва, пост, борьба со страстями, стяжание добродетелей, воспитание благочестия, участие в церковных таинствах. Автор в доступной форме рассказывает о трудностях и искушениях на пути ко спасению и дает множество ценных практических советов, как возрастать духовно.

Имя епископа Петра (Екатериновского) по праву можно поставить в один ряд с именами святителей Филарета (Дроздова) и Игнатия (Брянчанинова). Его главный труд «Указание пути ко спасению: опыт аскетики» всегда высоко ценился читателями. Современники отмечали, что творение епископа Петра доступно и понятно любому и отвечает на главные вопросы о духовной жизни. В наши дни эта книга дает возможность почерпнуть необходимое из богатого наследия, которое оставил нам XIX век – период небывалого взлета русской духовной мысли и святости.

Книга «Указание пути ко спасению: опыт аскетики» рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви и адресована пастырям и мирянам, желающим идти по пути спасения.

аскетика внутри
Необходимость православной веры

Истинность, богоугодность веры нашей Православной Церкви подтверждается и тем, что Бог почти в каждом веке доселе прославлял нетлением и чудотворениями святых мощей угодников Божиих, в нашей Восточной Церкви исповедовавших православную веру и спасавшихся по руководству правил святых отцов вселенских, чего в других исповеданиях христианских нет с тех пор, как Западные Церкви отделились от Православной Восточной Церкви. Другие исповедания — произведения суемудрых людей поздних времен, после семи Вселенских Соборов, как несогласные с Божественной истиной и с волей Божией, не ведут к спасению.

Замечательно, что и святые иконы чудотворные в разные времена являлись только в Православной Церкви, и теперь во многих местах нашего Отечества совершаются чудотворения от этих икон, чего нет ни у раскольников наших, ни в Западных Церквах. Это явный знак правоты, богоугодности нашей православной веры и Церкви. Да и характер нравственной жизни, дух благочестия у подвижников Православной Церкви сообразнее с духом Евангелия и с правилами древних святых отцов, нежели как это замечается у наших раскольников и монашеских орденов Западной Церкви. Это дух смирения, самоотвержения, любви с благодатным помазанием

Средства к укреплению веры

Вера и зачинается, и утверждается смирением, то есть сознанием недостаточности, тупости, удобопогрешительности нашего разума в понимании небесных предметов, которые по своей высоте и таинственности, не прозреваемой умом, омрачаемым страстями, далеко превышают наш разум. Сколько небесные истины высоки, столько же необходимо знать их для достижения спасения, и потому необходимо принимать их на веру, тем более что эти истины открывает нам Сам Бог, Которому нельзя не верить и нельзя не повиноваться без оскорбления Его.

Для утверждения веры нужно чаще и внимательнее рассматривать открытые нам Богом истины, изложенные в Священном Писании, размышлением уяснять и глубже в сердце напечатлевать их. Как свет солнечный тем более являет свое благотворное действие в растениях, чем более обращены и открыты они к нему, так и Божественное учение тем более просвещает и животворит верующих, чем открытее к нему умы и сердца их. Свет яснее всего свидетельствует сам о себе; нужно только иметь чистый взор, глаза, не помраченные темной водой или желтухой.

В случае недоумений, сомнений не надобно полагаться на свой разум, толковать по-своему, а лучше за уяснением истины, советом обратиться к пастырю Церкви, знающему хорошо учение святых отцов и вообще Православной Церкви, которая не может погрешать под управлением Духа Божия, всегда присущего ей. Притом и самим надобно упражнять, утверждать свою веру, например, когда молимся, то оком веры должно взирать на Бога, присущего нам; когда исповедуемся, то в лице священника должно представлять не человека, а Самого Иисуса Христа; когда приступаем к причащению, то должно верить, что, под видом хлеба и вина причащаясь Тела и Крови Христовой, соединяемся с Самим Иисусом Христом, присущим в таинстве; когда постигают нас искушения, должно возводить очи к Небесному Царю и Правителю мира, без воли Которого ничего не может случиться с нами, и т.п.

Но поскольку и сама вера православная, спасительная есть дар Божий (Еф. 2: 8; Флп. 1: 29; Лк. 22: 32) и апостолы просили Спасителя умножить их веру (Лк. 17: 5), без которой невозможно получить оправдание и спасение (Рим. 1: 17; Евр. 10: 38), то будем и мы молить Господа, чтобы Он даровал и укрепил в нас веру, чтобы нам не впасть в сомнения, суемудрие, суеверия или холодность к вере и спасению; особенно нужна молитва об укреплении веры, когда диавол колеблет ее разными сомнениями, стараясь довести до неверия, как это нередко бывает и с ревностными подвижниками, которые знают, что враг нашего спасения диавол не оставляет ни одной добродетели в них без искушения.

Содержание

Предисловие

Введение
Высшее назначение человека
Необходимость усильных подвигов для достижения спасения

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕВАТЬ В ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВЕ

СМИРЕНИЕ, НЕНАДЕЯННОСТЬ НА СЕБЯ И НАДЕЖДА НА БОГА

НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА ВТОРАЯ

О ЕСТЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ К ПРЕУСПЕЯНИЮ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВЕ
Исследование нравственного состояния
Диэтика
Об охранении зрения
Об охранении слуха
Об охранении осязания
Об охранении вкуса и обоняния
Об обуздании воображения
Об ограничении любопытства
О подавлении гордости
О подавлении пресыщения
О подавлении сладострастия
О подавлении уныния
О подавлении корыстолюбия
О подавлении нетерпеливости
О подавлении гнева
О подавлении зависти
Поучения святых отцов о борьбе со страстями
О хранении уст
Об одежде и скромном положении всего тела
Об удалении от худых сообществ
Искусство упражняться в подвигах благочестия (гимнастика духовная)
Разделение подвигов самоумерщвления и общие правила
О свойстве и необходимости внутреннего самоумерщвления
Необходимые предосторожности во внешнем самоумерщвлении
Об уединении
О сне
О посте
О бодрствовании в отношении к козням бесовским и о способах брани с этими злейшими врагами нашего спасения
Как враги нападают на людей
Для чего Бог попускает бесам искушать людей
Как отражать нападения бесов
Как вести себя после тяжкой борьбы
Как вести себя после падения

О МОЛИТВЕ
Необходимость и важность молитвы
Качества и условия благоуспешности молитвы
О набожных чувствах умиления
О сухости чувств
Как вести себя в состоянии духовной сухости

О ЧТЕНИИ НАЗИДАТЕЛЬНЫХ КНИГ

О БЛАГОДАТНЫХ СРЕДСТВАХ К ПРЕУСПЕЯНИЮ В ХРИСТИАНСКОМ СОВЕРШЕНСТВЕ, ДАРОВАННЫХ СПАСИТЕЛЕМ
О таинстве Покаяния
О Причащении
О таинстве Елеосвящения
О пособиях, установленных Церковью
О пользе хождения в святой храм к богослужению

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О ПОРЯДКЕ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА ВТОРАЯ

ОБ ОЧИСТИТЕЛЬНОМ ПУТИ НАЧИНАЮЩИХ

О ГРЕХАХ
Сознание своих грехов
Скорбь о грехах

ОБ ИСПРАВЛЕНИИ СЕБЯ
Намерение вести новую жизнь
Исполнение намерения исправить нравы
Нравственное образование надобно начинать раньше
Вывод из сказанного

О САМООТВЕРЖЕНИИ

О ПОДАВЛЕНИИ САМОЛЮБИЯ И СТРАСТЕЙ
О подавлении гордости
О смирении
Побуждения к смирению
О важности смирения
Средства к приобретению смирения

О ВОЗДЕРЖАНИИ

О ТЕРПЕНИИ И КРОТОСТИ
Необходимость терпения и кротости
Побуждения к терпению
Средства для приобретения терпеливости
Вредные следствия нетерпеливости и раздражительности
Средства против гнева

О НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ

ЗАМЕЧАНИЕ КАСАТЕЛЬНО ОТВЕРЖЕНИЯ РАЗУМА И ВОЛИ
О порядке подавления страстей
Как побеждать страсти
Не надобно пренебрегать и малостями
О борьбе с помыслами
О необходимых предосторожностях
Как возбуждать ревность к нравственному совершенству

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О ПРОСВЕТИТЕЛЬНОМ ПУТИ ПРЕУСПЕВАЮЩИХ

О ГЛАВНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ
О благоразумии
О мужестве
О правде
О воздержании

О БОГОСЛОВСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ

О ВЕРЕ
Предмет веры
Необходимость веры
Необходимость православной веры
Средства к укреплению веры

О НАДЕЖДЕ И УПОВАНИИ
Важность надежды
Основание надежды
Средства к утверждению надежды

О ЛЮБВИ
О любви к Богу
Важность любви
Основание и побуждение любви
Средства к приобретению любви к Богу
О любви к ближним
Действия любви
Средства к приобретению любви
Развитие любви и житейский быт

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
О порядке в исполнении разных обязанностей и в упражнении в добродетелях
О порядке в исполнении обязанностей вообще
О порядке в исполнении обязанностей к Богу
О порядке в исполнении обязанностей к себе и другим
Об образовании душевных способностей
О правильном попечении о теле и внешнем состоянии
Правила благоразумия
Правила для приобретения истинных радостей
Правила для отклонения несчастий
Правила для благодушного перенесения несчастий
Условия для нравственного усовершения других
Образ и порядок усовершения других
Учение святого отца Дорофея о благоустройстве благочестивой жизни

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О ПУТИ УСОВЕРШАЮЩИХСЯ

ОБЕТ ДЕВСТВА

ОБЕТ НИЩЕТЫ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ

ОБЕТ ПОСЛУШАНИЯ

ОБ УДАЛЕНИИ ИЗ МИРА В МОНАСТЫРЬ

РАЗРЯДЫ МОНАХОВ
Обязанности и занятия послушников
Обязанности и занятия монахов
Обязанности и занятия схимников

ВАЖНОСТЬ СОЗЕРЦАНИЯ БОГА

СПОСОБ РАЗЛИЧАТЬ ВИДЕНИЯ

О ВАЖНОСТИ МОНАШЕСТВА 

ПРИОБРЕСТИ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

05.03.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить