Приходское богословие

Распечатать
2024-08-05_16.55.11.png
«Приходское богословие» и другие рассказы / А. И. Авдюгин, протоиерей. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. : ил. — (Зеленая серия надежды).

В «Зеленой серии надежды» издательства Сретенского монастыря вышла долгожданная новинка – книга протоиерея Александра Авдюгина «"Приходское богословие" и другие рассказы». Автор этой книги – священник, который уже четвертый десяток лет служит на многострадальной Луганщине. Родился будущий протоиерей Александр Авдюгин в 1954 году в Ростове-на-Дону. Школа, армия, работа на заводе и в шахте, учеба в институте – биография, каких немало. Все изменила поездка в Оптину пустынь в конце 1980-х: Александра благословили трудиться в издательском отделе обители, а в 1990-м он уже был рукоположен в иерея. Сам батюшка говорит о своем воцерковлении так: «К вере и православию привели меня наша классическая проза, наша культура и духовная литература». Сейчас он служит настоятелем храма святых Иоакима и Анны в шахтерском городе Ровеньки, ведет активную миссионерскую работу в интернете, много пишет. Отец Александр стоял у истоков жанра приходских историй. В 2018 году он стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу», в 2022-м получил приз «Золотой витязь» на одноименном Международном Славянском форуме искусств. Рассказы отца Александра Авдюгина иногда сравнивают с шукшинскими – они такие же небольшие, но проникающие в самое сердце. Эти истории о простых людях с их сермяжной правдой могут дать читателю серьезный повод к размышлению. На фоне смешных несообразностей и нелепых казусов повседневной жизни автору удается еще острее ставить вечные вопросы о Боге и Церкви, о жизни и смерти.  Короткие, мудрые, веселые и грустные рассказы, воспоминания и заметки-размышлизмы, вошедшие в сборник "Приходское богословие" и другие рассказы», читаются удивительно легко. Они будут интересны не только воцерковленному человеку, но и тем, кто еще только собирается войти в храм Божий.

***

Павел услышал гул самолетов, когда находился в центре полигона, у «памятника», изображавшего вместо вождя партии кого-то, очень похожего на комвзвода. Почти сразу же парень уловил тонкий нарастающий свист, и, хотя звук летящих бомб он слышал только в кино, определил безошибочно – полигон бомбят. И еще сразу почувствовал, что укрыться здесь негде. Независимо от того, эскадрилья его будет накрывать или только одно звено эскадрильи, уйти отсюда живым можно только чудом. Первый взрыв раздался с края полигона, потом заблестело и загрохотало все вокруг. Казалось, всю землю поднимает вверх, переворачивает и опрокидывает снова. Едкая гарь и жженый воздух, забивающий горькой землей рот и нос, не давали дышать. Правой рукой Павел нащупал во внутреннем кармане, между военным и комсомольским билетами, сложенную ленточку. Он не помнил, как вытащил ее и начал обматывать ею голову. Даже в этом грохочущем мраке успел прочитать: «Живый в помощи Вышняго...» и потом все томительно-страшные, долгие минуты бушующей вокруг смерти язык, губы, мозг постоянно повторяли: «Живый в помощи Вышняго, Господи, спаси!» Павел почему-то отчетливо понимал, что Бог может его спасти. Все мысли были сосредоточены на этой коротенькой строчке из единственной молитвы, которую он узнал только сейчас. Никакие другие слова, никакие образы и картинки из прошлой жизни не мелькали в его сознании. Не было боязни боли – одна лишь мольба: «Живый в помощи Вышняго, Господи, спаси!» И еще была уверенность: Он спасет, Он не попустит. Не вопль ужаса рвался из сердца Павла, а уверенная, настойчивая просьба, которая не может быть не услышана. В детстве он видел, как молятся мать и бабушка. В их городке была церковь, и мальчишкой его водили на службы. Научили даже, как брать благословение у батюшки и как «говеть» – так называли подготовку и само Причастие. Но затем школа, насмешки друзей, пионерский галстук и комсомольский значок заставили отдалиться от храма, а потом и вовсе забыть про него. И вот сейчас, в этом адском рёве и бушующем вокруг пламени, перед Павлом предстала грустная фигура Спасителя в белом одеянии, со склоненной головой. Именно та фигура, которая была написана на иконе рядом со столиком, куда бабушка «ложила канун», как она говорила (молилась об упокоении). Павлику тогда все хотелось спросить, почему Христу не открывают калитку, в которую Он стучит. И вот сейчас, именно тот грустный Боженька смотрел на парня и слушал его говорящее сердце: «Живый в помощи Вышняго, Господи, спаси!»
С. 58 – 60.

***

Удивительный отшельник был. На Руси любили его житие читать. Даже в прошлом веке, в шестидесятых годах, на хуторе Долотинка, что под Миллерово, соседка моей бабушки тетя Каля выносила вечером толстую, завернутую в платок книгу, торжественно и неторопливо усаживалась на лавочку у завалинки под большим развесистым кленом и громко возглашала: «А ну, бесенята, идите сказания слушать!»

Бесенята – это мы, ребятишки от шести до десяти лет в количестве до дюжины. Собирались мы у хаты тети Кали по причине, как сейчас представляется, прозаичной, а тогда казавшейся нам невероятно важной – речушка рядом бежала с поэтическим названием Журавка. Она и сейчас там течет, но шесть десятков лет назад в ней купаться можно было, а нынче утки с гусями вброд переходят.

Слово «жития» мы в те годы не знали и не понимали, но различие между сказкой и сказанием разумели. Волшебство сказок удивляло, Незнайка, Элли и Железный Дровосек восхищали, но быть все же хотелось Сергием Радонежским, Александром Невским или на крайний случай кем-нибудь из тех, кто в пустыне жил, с дикими зверями дружил и бесов разгонял. Было внутреннее ощущение, что Баба-яга, Кощей Бессмертный и иже с ними – это одно, а чудеса и события из сказаний – совсем другое.

Тетя Каля много сказаний нам прочитала, интонации ее речи до сих пор помню. Как-то был в сельском приходе под Ростовом и на часах услышал знакомый с детства голос. Даже испугался. Выглянул из алтаря ошарашенный... но старушка оказалась не та.

Преподобный Сисой Великий запечатлелся в сознании, наверное, потому, что он и мальчишку воскресил, и бесов гонял повседневно, и с ангелами беседовал. Как после этого не запомнить?

Есть и еще одна причина долгой, ясной памяти. Когда сказание о Сисое заканчивалось, тетя Каля нам наказывала, чтобы мы летом по утрам не спали, а по росе бегали – тогда здоровенькими будем. Почему? Да потому что говорится в народе: «Сисой, Сисой, беги по росе босой».

С. 236 – 238.

IMG_1382.jpg

Содержание

Часть I. РАССКАЗЫ

Рождественская история

Истопник

Огород — дело духовное

Не мелочи архиерейской жизни

Директорское преображение

Проходите, матушка!

Павел–Платон

Приходская история

Катехизация

Александр Сергеевич и Игорь Иванович

Анна Петровна

Дед Димитрий

Святость, пронизывающая века

Часть II. ПОДВИЖНИКИ ЗЕМЛИ ДОНБАССКОЙ

Памяти мученика за веру

Жизнеописание игумена Павла (Волгина)

Часть III. ПАМЯТНОЕ

Как я стал священником

Жив? Здрав!

Зачало

Архимандрит Сергий (Рыбко)

Преподобный отче наш Амвросие

Будьте святыми!

О кресте

Оптинское

Моя катехизация

Вспоминательное

Не жилец

Примерный водитель

Гурзуфское

Православный священник и мусульманский кот

Крымское

Бабушкин закон Божий

От Севы Новгородцева к живому попу

Сплошная ностальгическая секуляризма

О Сисое Великом и тетушке Кале

Суббота предвосхищающая

Часть IV. ПРИХОДСКОЕ

Православная философия

Дегустатор

Недочеты оглашения

Дорогой владыка

Кpилами богоpазумия впеpивши твой ум

Приходское богословие

Об исповеди

Знакомый

Дар Богоотцам

Наше время плакать

Старушка

Тихое богословие

Глава отдела

Осень, голуби и Водолазкин

Помилованная Анна (рассказ прихожанки)

О злой свекрухе

Генеральная исповедь

Часть V. РАЗМЫШЛИЗМЫ

Донбасс

День Победы

Не пьянства ради, а токмо пользы для

Да, были люди в наше время...(брюзжание)

О происхождении старцев младых

Священники и интернет

Школа злословия

Високосное

Самая трудная любовь

О благодарности

Предпостовое

К Рождественскому посту

Новогодняя размышлизма

О сретенских свечах

Современный страдалец Иоанн Предтеча

Пятница, 13-е

Ко дню всех святых

Ко дню жен-мироносиц

Брань междоусобная

Раним человек

О случайностях

Страдания о времени

Царствования

Коротко о разном

IMG_1380 (1).jpg

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
19.09.2024
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить