Познай самого себя

Распечатать
Previev_COVER_POZNAY SEBJA.jpg
Познай самого себя / святитель Нектарий Эгинский ; пер. с англ. М. С. Степановой. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2025. — 352 с.

Издательство Сретенского монастыря продолжает знакомить русского читателя с духовным наследием святителя Нектария Эгинского – великого чудотворца, богослова и духовного писателя. В издательстве вышла книга святителя «Познай самого себя».

В представляемом читателю труде святой архипастырь поднимает сложнейший вопрос о самопознании, продолжая при этом древнюю святоотеческую традицию. Речение «Познай себя», как известно, является одним из классических крылатых выражений Античности, унаследованных христианским богословием. Но в христианстве самопознание приобрело особое значение – оно считается важнейшим способом богопознания.

Произведение «Познай самого себя» входит в общую канву богословского наследия святителя Нектария: он часто приводил собственные размышления, подкрепляя их выборками из Священного Писания, творений святых отцов и не противоречащих христианству сочинений античных философов. Стиль изложения святителя Нектария напоминает произведение древнегреческого писателя и философа III в. до н. э. Феофраста «Характеры». Последнее представляет собой набор психологических очерков: автор изображает льстеца, болтуна, бахвала, гордеца и пр., приводя яркое описание ситуаций, в которых раскрывается соответствующий характер. Святитель Нектарий, в свою очередь, описывает не характеры людей, а различные добродетели и пороки, а также обладающих ими (например, «Образ неверия» и «Образ неверующего»). При этом святитель снабжает свои размышления строгими и точными чертами. Таким образом, настоящая книга представляет собой сборник духовно-нравственных очерков.

IMG_9176.JPG

Благодаря настоящему изданию русский читатель узнает святителя Нектария с новой стороны, откроет для себя его духовно-богословское наследие и приблизится к самопознанию.

***

Как привлекателен портрет верующего! Как он чудесно благодатен! Его красота завораживает, его тон выражает полное доверие Богу. Тишина, которую излучает его композиция, вселяет в душу чувство умиротворения, а безмятежность отражает сердечное спокойствие и самообладание. Доброта, читающаяся на лице верующего, свидетельствует о чистоте его совести. Верующий изображается как человек, свободный от тирании бесконечных волнений жизни, которые непрестанно утомляют дух. Верующий – человек, чье доверие Богу яркими красками отражено на всем его облике. Он видится счастливым и блаженным; он блажен, потому что уже в настоящее время обладает уверенностью в Божественной природе своей веры и убежден в ее истинности. В его сердце таинственно говорит Бог. Божественный голос отдается эхом в клети его сердца, переполняя его Божественной радостью. Сердце и ум верующего посвящены Богу. Его сердце горит любовью к Богу, а дух стремится вознестись к Нему.

IMG_9182.JPG

Как только сердце верующего расторгнет узы себялюбия, которые сдерживали его любовь в пределах узкого круга, мешали видеть что-либо кроме самого себя и поступать, не думая только о себе, он сбросит это иго и вырвется из страшного рабства эгоизма, отвергнув безотрадное поклонение самому себе. Итак, освободившись от своих оков, он странствует по всей земле, от одного края до другого, устремляясь туда, куда его зовет любовь к ближнему. Нет никого, кто мог бы помешать или воспротивиться ему. Наслаждения мира и радование земными благами, которые устремляются и проходят, подобно бурным рекам, более не прельщают его. Идол эгоизма пал; все жертвы, приношения, ладан, которые верующий ранее приносил ему, он теперь приносит лишь Богу любви, Которого ныне любит и пред Которым благоговеет всей душой. Полностью посвятив себя, и сердце, и душу, истинному и живому Богу, он забывает мир и даже часто пренебрегает заботой о собственном теле. Его взгляд устремлен на Бога, а сердце непрерывно ищет Его. Дух верующего услаждается, размышляя о делах Божиих, а душа оживляется Промыслом Божественного Творца.

***

Человеческое сердце было сотворено для того, чтобы его наполняло высочайшее благо, поэтому оно стремится к радости и услаждается лишь ею, ведь в ней обретается Бог; но Бог удален от сердца неверующего. У сердца беспредельные желания, ибо оно было создано, чтобы вместить Беспредельного. Но когда сердце неверующего не занято Беспредельным, оно постоянно вздыхает, ищет, изнемогает от желания, но это желание никогда не удовлетворяется. Ибо удовольствия мира не способны заполнить пустоту в сердце. Мирские удовольствия и развлечения, как только они проходят, вместо себя оставляют в сердце горький осадок. Мимолетная слава сопровождается великими печалями.

IMG_9192.JPG

Неверующий не осознаёт, что человеческое счастье состоит не в наслаждении земными благами, но в любви Божией, ведь Бог есть совершенное и вечное благо. В этом горе незнающих Бога. Отрицающий Бога отрицает собственное счастье и бесконечное блаженство. Он жалко пытается идти по многотрудному пути жизни. Дрожа от страха и отчаявшись, он подступает к уже выкопанной для него могиле. Перед его глазами разворачивается удивительная драма, ее действия происходят на мировой сцене, поставлена она Божественной премудростью, а ведущие роли в ней принадлежат Господней благодати и силе, поддерживаемым гармонией и Божественной благостью, — все это открывается неверующему и все же проходит совершенно незамеченным. У него перед глазами проносятся мечты о радости и блаженстве, но он, обреченный [на вечные муки], как Тантал, не способен охладить свой иссушенный неверием язык. Ему не под силу утолить жажду, так как вода, плещущаяся из освежающего источника веры, разлетается во все стороны, но не попадает ему на уста.

Содержание

Глава 1. О нравственном законе
Глава 2. Размышления о справедливости и об истине, а также их образы
Глава 3. Нравственные добродетели познания
Глава 4. Нравственные добродетели духа, которые суть воля и желания

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

06.02.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить