Разве мы гордые?

Распечатать
Разве мы гордые.JPG
Разве мы гордые? / Кирилл (Попов), иером. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 240 с. : ил.

Как пишет автор книги иеромонах Кирилл (Попов), гордость обнаруживается практически у всех людей — детей и стариков, состоятельных и бедных, здоровых и немощных, сильных и слабых. В каких бы обстоятельствах человек ни оказался, в каком бы он ни находился положении, он всегда сможет найти повод к превозношению, обращению с другими свысока. И самое сложное здесь то, что такая страсть, как правило, не проявляется явно, она принимает замаскированные формы, а порой оказывается скрытой под видом смирения. Горделивость и надменность так или иначе присущи любому человеку, при этом мы не всегда понимаем, насколько превозношение опасно для души, в какой степени такое состояние отдаляет нас от Бога. Книга «Разве мы гордые?» призвана помочь читателю разобраться в этой непростой теме, опираясь на Священное Писание, наследие святых отцов и суждения современных пастырей. В книге не только глубоко изучаются причины возникновения гордости, но и предлагаются пути преодоления этой страсти в условиях современной жизни. Книга адресована широкому кругу читателей, в том числе и священникам, принимающим исповедь.

Как преодолеть духовную слепоту (отрывок)

Человек, пребывающий в страсти, в том числе и страсти гордости, как отмечают святые отцы, «не видит своего состояния», не чувствует опасности, которой он подвергается, а потому и не заботится спастись из такого состояния. Более того, не зная и не чувствуя своего бедственного положения, человек обманывается, искренне полагая, что у него все хорошо, а потому ему и нет необходимости заботиться о здоровье своей души. Будучи же бесчувственным и не осознавая зла, причиняемого его душе грехами, грешник оттого бывает горд. О таком состоянии пишет преподобный Симеон Новый Богослов: «Будучи же горд, он и мысли не допускает, чтобы был болен, и ненавистью отплачивает тому, кто стал бы ему говорить о его болезни или предлагать врачевство, тогда как настоящий христианин, чувствующий раны и болезни души своей, ищет врача и охотно подчиняется его врачеванию... Не чувствуя же болезни, не тяготится ею и не ищет врачевства… Плача достойное состояние, ибо пока он таков, неисцелим и, как неисцелимый — погибший». Для того чтобы начать исправление, человеку в первую очередь нужно увидеть в себе «болезни души», каковыми и являются, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, «похоти богатства, славы и удовольствия, по причине коих люди бывают гневливы, досадительны, неподвижны на добро, празднолюбивы, лихоимны, хищны, неправедны, тщеславны, горды, завистливы, человеконенавистны, мстительны». Начало аскетического подвига начинается с осознания бездны падения. К этой цели человека направляет Божественная благодать, указывая ему путь спасения. Только осознав, что душа одолевается недобрыми стремлениями, можно осознать и потребность в духовном враче, а значит, направить все силы на борьбу со страстью. Пока не увидит душа и не восчувствует болезни свои, то есть грехи, не может уврачевать ее и Сам всемогущий Врач. Святитель Николай Сербский, прямо указывая на то, что «страсть слепа», что она есть «слепая сила, влекущая человека в пропасть», научает каждого христианина, как преодолеть состояние духовной слепоты: «Другим наше лицо видно без зеркала, а нам только в зеркале. Наше зеркало — Христос. Посмотри на Христа, вглядись в Него, словно в зеркало, и задумайся: стал бы Он делать то, что делаешь ты? Конечно, нет. Зеркало дало бы тебе отрицательный ответ, то есть оно показало бы твое душевное уродство». Итак, важно увидеть грех. Но это только начало к восстановлению духовного зрения, только начало настоящей духовной борьбы. По мысли святителя, «увидеть и признать свою страсть» недостаточно. Он отмечает: «Пока человек не убоится и не возненавидит свою страсть, как телесную болезнь, не сможет исцелиться. Пусть каждый представит свою страсть подобно телесной болезни. Это важно для исцеления. Например, гордость как паралич. Тогда, может быть, человек воскликнет, как некогда пророк Исаия: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1: 6). Или как апостол: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7: 24)». Вместе с тем видение своих грехов раскрывается человеку постепенно, по мере преуспеяния в духовных подвигах и углубления покаяния. Каждому вступившему на сложный, многоболезненный путь борьбы не стоит тешить себя мечтаниями о быстрой победе. Это «дело не единого дня или месяца, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией к искоренению сего смертоносного корня гордости». Своими силами победить эти страсти невозможно. Кто хочет сам победить гордость, тот непременно впадет или в ту страсть, с которой борется, или в побочную, предупреждает святитель Феофан Затворник. Только соработничество (synergia) Бога и человека способно преодолеть страстное состояние. Господь не замедлит явить Свою помощь — избавит, излечит и помилует. От человека же требуется сделать шаг к Нему: «Посмотри и ты на Него, как в зеркало, чтобы увидеть свои раны, прикоснись к Нему, чтобы исцелил тебя, поклонись Ему — Богу, чтобы открыл тебе Свои вечные тайны». Врачевство заключается и в том, что человек начинает видеть свои духовные немощи. Он научается самопознанию, без которого зараженный горделивым нечувствием к болезням своей души (грехам) не сможет обратиться ко спасению. Преподобный Симеон Новый Богослов советует: «Необходимо учить и научить человека самопознанию, чтоб он знал себя и таким образом смиренномудрствовал. Смиренномудрие есть главным образом разумность. Как гордый неразумен и бессмыслен, так, напротив, смиренный разумен и смыслен. Поелику… безумие и слепота гордыни так близки к людям и так сильны в них, то Всеблагий Бог определил, чтоб вместе с радостным находили на нас и прискорбности, чтоб чрез то научились мы смиренствовать, а не гордиться. Итак, всякому человеку необходимо знать себя самого, что он — ничто».

Содержание

Введение

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАСТИ ГОРДОСТИ
Как говорит о гордости Священное Писание
Святые отцы и подвижники благочестия о страсти гордости

  • Появление страсти гордости в ангельском мире и человеке
  • Свойства гордости по учению святых отцов

Гордость и гордыня
Страсти гордости и тщеславия: сходства и различия
Виды гордости по учению святых отцов

Глава 2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ В ЧЕЛОВЕКЕ СТРАСТИ ГОРДОСТИ
Действие диавола
Удобопреклонность человеческой природы ко греху
Возможные основания для гордости

  • Красота тела и украшение себя нарядами
  • Приятность голоса
  • Крепость и сила тела
  • Дела рук человеческих
  • Добродетели
  • Исправность жизни
  • Тщательность
  • Пост
  • Молитва
  • Милостыня
  • Нестяжание
  • Мудрость и знания
  • Терпение, послушание
  • Подаваемая Богом помощь
  • Похвала

Зарождение гордости в детской душе
Внешние обстоятельства как основание для гордости

  • Вавилонская башня как образ превозношения над Богом
  • Власть и военное превосходство над другими
  • Высокое положение в обществе: чины и звания
  • Благородное происхождение
  • Богатство и благополучие
  • Пресыщенность
  • Пороки и нечестие как основание для гордости
  • Влияние окружения

Глава 3. РАЗВИТИЕ СТРАСТИ ГОРДОСТИ В ЧЕЛОВЕКЕ
Развитие страсти гордости по Священному Писанию

  • Удаление от Бога и надеяние на свои силы
  • Возрастающее упрямство и упорство против Божьего закона
  • Ненасытимая и неудовлетворимая

Развитие страсти гордости по учению святых отцов

  • Удаление от Бога. Самолюбие, самость, самоугодие

Как гордость разрушает душу человека

  • Превратный ум — «худое делание разума»
  • Развитие мечтательности и прелести

Проявления страсти гордости

  • Обращенность на себя
  • Зависимость от мнения
  • Подозрительность и мнительность в отношении других
  • Вмешательство в чужие дела
  • Сравнение себя с другими
  • Пренебрежение ближним
  • Требовательность к другим
  • Ненависть
  • Ропот
  • Самооправдание
  • Обидчивость и месть
  • Зависть
  • Споры и ссоры, нежелание уступить
  • Видимое проявление гордыни в отношениях с Богом

Взаимодействие гордости с другими страстями

Глава 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАСТИ ГОРДОСТИ
Как преодолеть духовную слепоту
Бог исцеляет гордость человека через испытания, скорби и болезни
Увещевание
Обличение
Невидение своих добрых дел и понесенных подвигов
Доброделание, совершаемое тайно
Простые работы
Советы по преодолению страсти гордости, основанной на власти и могуществе

  • Преодоление самовластия
  • Как не возвышаться над подчиненным
  • Внимательное отношение к своим поступкам

Советы по преодолению страсти гордости, основанной на богатстве
Советы по преодолению страсти гордости, основанной на влиянии окружения

  • Преодоление обвинения и гнева против живущих неправедно

Добродетели и духовные навыки, врачующие страсть гордости

  • Упование на Бога
  • Смирение
  • Послушание
  • Самоукорение
  • Внимание к себе
  • Память о смерти

Заключение

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

25.12.2020
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить