Преподобный Серафим Саровский

Распечатать
2024-06-17_16.55.13.png
Преподобный Серафим Саровский. — 5-е изд., доп. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 336 с. : ил. — (Жития святых).

Преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых на Руси святых. В издательстве Сретенского монастыря вышло 5-е, дополненное издание книги «Преподобный Серафим Саровский», в которой содержатся житие, описание чудес и наставления этого дивного угодника Божия.

Избрав монашеский путь в юности, преподобный Серафим около пятидесяти лет жил в Саровской пустыни и прошел там все ступени подвижничества. Просвещенный благодатью Святого Духа, этот великий угодник Божий многие годы поучал вере и наставлял в благочестии тысячи людей, ежедневно стекавшихся в Саров. Эта книга составлена с искренним желанием, чтобы воспоминание о преподобном Серафиме послужило к пользе и назиданию читателей.

Настоящее издание воспроизводит текст «Жития преподобного Серафима Саровского», опубликованного в 1904 году и ставшего уже библиографической редкостью. Оно содержит полное описание жизни и подвигов великого угодника Божия, рассказ о благодатных действиях Божией помощи по его молитвам, описание торжества его причисления к лику святых, а также его душеполезные наставления и келейное молитвенное правило. 

Книга «Преподобный Серафим Саровский» будет интересна всем, кто почитает этого великого русского святого, хочет больше узнать о нем и услышать его живой голос.

***

Для внимательных к действию Провидения открывалось, что с младенчества Прохор был под особым руководством и охранением Промысла Божия. Ему было семь лет, когда мать его, осматривая строение Сергиевской церкви, взяла с собой и сына на самый верх строившейся тогда колокольни. Здесь Прохор потерялся из виду матери и, оставшись один, по неосторожности упал на землю. В великом испуге Агафия сбежала с колокольни, думая найти сына своего разбившимся до смерти, но с удивлением и несказанной радостью она увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Пошли расспросы: с какой высоты он упал, отчего цел остался? Кончилось тем, что мать со слезами радости признала делом особенного Божественного охранения спасение сына от смерти и ушиба и возблагодарила Бога. Через три года новое событие обнаружило еще более ясным образом особенное покровительство Божие над Прохором. Ему было десять лет, телесное сложение он имел хорошее, в душевных силах проявлялась острота ума, память быстрая, в поведении — кротость и смирение. В это время начали его учить церковной грамоте. Отрок показывал и охоту, и способность к учению, но ученье должно было прекратиться. Прохор сделался так тяжко болен, что не надеялись на его выздоровление. В самое трудное время болезни в сонном видении Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Прохор, проснувшись, рассказал это видение своей матери. Сон показывал в отроке благочестивое настроение души, восприимчивость к религиозным внушениям, а его осуществление, совершившееся очевидным образом, явило над Прохором Высшее Промышление. Во время одного из крестных ходов несли по городу Курскую чудотворную икону Знамения Божией Матери по той улице, где был дом Мошниной. Пошел сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, вероятно, для сокращения пути и избежания грязи, направился через двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафия вынесла больного сына на двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под ее осенение. Заметили, что с этого времени Прохор начал поправляться и скоро совсем выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его.

***

До такого состояния духовной трезвенности, постнического воздержания, неусыпной молитвы и постоянных трудов не иначе можно было дойти, как путем долговременного самоотвержения и непрестанным принуждением себя к иноческому доброделанию. Отец Серафим, можно сказать, с детства трудился над собой, воспитывал себя в этом духе, и вся прошлая жизнь его была лествицей к настоящей степени подвижничества. Но будущее готовило ему подвиги и труды гораздо бóльшие. Обращаясь к прошлому, отец Серафим видел над своей головой особый покров Пресвятой Богородицы и попечение Божественного Провидения. Теперь искушения едва ли могли отвлечь сердце его, привязанное к Богу, с пути строгого благочестия. Между тем Промысл Божий нашел нужным, в виду новых, труднейших подвигов, подкрепить ревность его духовными видениями. Чистота сердца, воздержание, постоянное возвышение души к Богу соделали его способным к созерцанию их. В записках, напечатанных в «Маяке» за 1844 год (книга 32), говорится, что отец Серафим, служа в сане иеродиакона, по временам видал при церковных служениях святых ангелов, сослужащих и поющих с братией. Они принимали образы молниеобразных юношей, облеченных в белые златотканые одежды, но пения их нельзя было уподобить никакой гармонии на земле. Дивное впечатление производили на его душу эти видения! «Бысть сердце мое, — говорит он, — яко воск тая от неизреченной радости. И не помнил я ничего от такой радости; помнил только, как входил в святую церковь да выходил из нее». Особенно поразительно было одно видение, которое мы расскажем здесь близко к словам самого старца Серафима, как этот рассказ изложен в упомянутых записках саровского инока того времени: «Еще поведаю тебе, радость моя, преславное видение, мне, убогому, бывшее. Только дай слово, что ты слышанное от меня никому не откроешь».

Собеседник же, вероятно сам автор записок, поклонившись старцу, дал обещание скрывать тайну. Но отец Серафим, предугадывая, что она может быть открыта после его (то есть Серафимовой) смерти, подтвердил: «Ты с тем и умри, никому не говори». Собеседник поклонился святому старцу в знак согласия в ноги, и умиленные слезы невольно потекли из очей его... Старец же продолжал: «Случилось мне служить с отцом Пахомием и казначеем Иосифом во святой Великий Четверток. Божественная литургия началась в два часа пополудни и обыкновенно — вечернею. После малого выхода и паремий возгласил я, убогий, у святого престола: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны — и, вошедши в царские врата, навел на предстоящих орарем и возгласил: и во веки веков. Тут озарил меня свет, как луч солнечный. Обратив глаза на сияние, я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа — во образе Сына Человеческого в славе, сияющего светлее солнца неизреченным светом и окруженного, как бы роем пчел, Небесными Силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил служащих и молящихся. Затем Он вступил в местный образ, что близ царских врат. Сердце мое возрадовалось тогда чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу».

IMG_6705.JPG

Содержание

Предисловие к изданию 1904 года

Глава 1. От рождения до вступления в Саровскую пустынь

Глава 2. От вступления в пустынь до пострижения в монашество

Глава 3. От пострига до удаления в Дальнюю пустынь

Глава 5. Возвращение в обитель и затвор

Глава 6. Пребывание в Ближней пустыни

Глава 7. О Дивеевской обители

Глава 8. Об Ардатовской обители и о Зеленогорской общине

Глава 9. Последние годы жизни

Глава 10. Кончина и погребение

Глава 11. Благодатная помощь после кончины

Глава 12. Свидетельства о помощи старца

Глава 13. Открытие мощей и причисление к лику преподобных

Наставления отца Серафима

Келейное правило отца Серафима

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
27.07.2024
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить