Закон Божий для семьи и школы

Распечатать
IMG_7202.JPG
Закон Божий для семьи и школы / составитель протоиерей Серафим Слободской. — 5-е изд.
— Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2025. — 648 с. : ил.

«Закон Божий для семьи и школы» протоиерея Серафима Слободского, впервые изданный в 1957 году, почти сразу был признан верующими людьми лучшим пособием по изучению православной веры. Автору удалось емко и вместе с тем увлекательно рассказать об основных богословских понятиях, о молитвах, о содержании Ветхого и Нового Завета, о главных положениях христианской нравственности, о храмовом богослужении, о таинствах Церкви. В издательстве Сретенского монастыря вышло 5-е издание этой книги. Этот проверенный поколениями текст получил достойное оформление: книга обильно проиллюстрирована репродукциями шедевров иконописи, мировой религиозной живописи и современными фотографиями.

Автор-подвижник не только излагает основополагающие богословские понятия и события Священной истории, но и объясняет их, приводя убедительные примеры из жизни святых и окружающего нас мира. Он также приводит научные данные, подтверждающие истинность библейского повествования. В книге содержатся доступные ответы на сложные богословские вопросы, объяснение ветхозаветных пророчеств и трудных мест Священного Писания.

Для жизни по закону Божию надо знать его. И в этом знании часто нуждаются не только дети, но и взрослые. Книга протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы» – это не скучное пособие, но живое и увлекательное чтение для любого возраста, введение в мир православной веры.

***

Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (см.: 2 Кор 6, 18). 

И мы поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.

Значит, молитва есть беседа, или разговор наш, с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается нам Богом; «без Бога – ни до порога», говорит русская пословица. 

Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвой. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верой и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать, – что нам полезно и что вредно.

Плохо делают те, кто лениво молится Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них.

А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех.

***

Тело и душа – это еще не весь человек, вернее сказать – не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судьи и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. «Дух, – говорит епископ Феофан, – как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий; 2) совесть; и 3) жажда Бога.

1. Страх Божий – это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменной верой в истину бытия Божия, в действительность существования Бога как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития ни находились, все имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон за две тысячи лет до нашего времени сказал: «Нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа». С тех пор, говорит ученый Геттингер, открыты и исследованы Америка и Австралия и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще более прежнего сделались несомненными и вполне очевидными. Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины.

2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это – совесть. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья – блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Третье проявление духа в человеке святитель Феофан метко назвал «жаждой Бога». И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами ни обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем не насытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, то есть жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

Содержание

Предварительные понятия

Молитвы

Священная история Ветхого и Нового Заветов

Ветхий Завет

Новый Завет

О вере и жизни христианской 

О богослужении Православной Церкви

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

05.05.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить