Балканские отцы III–IV веков: святители Викторин Петавский и Никита Ремесианский

Распечатать

Издательство Сретенского монастыря совместно со Сретенской духовной академией представляют вниманию читателей новую книгу – «Балканские отцы III–IV веков: святители Викторин Петавский и Никита Ремесианский». Издание освещает жизненный путь и исторический контекст служения малоизвестных отцов Древней Церкви, один из которых является первым толкователем Апокалипсиса, а второй – апостолом и просветителем Дуная. 

ФОТО 1 (9).jpg
Балканские отцы III–IV веков : святители Викторин Петавский и Никита Ремесианский / протодиакон В. В. Василик. — Москва : Издательство Сретенского монастыря ; Сретенская духовная академия, 2025. — 223, [1] c.

В книгу вошли не переводившиеся ранее на русский язык их труды: святителя Викторина Петавского «Толкование на Апокалипсис» (содержащиеся в этом сочинении богословские идеи творчески переработали в своих трудах такие известные святые отцы, как блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин, Беда Достопочтенный и др.) и творения святителя Никиты Ремесианского «О бдениях», «О благе псалмопения», «О различных наименованиях Христа», «О Духе Святом». В этих сочинениях рассматриваются такие важные и актуальные вопросы, как конец времен, спасение, молитва, благочестие, богопочитание и др., которые интересны современным читателям не менее, чем современникам их авторов. Кроме того, освещаемые в этих трудах вопросы изложены доступно и увлекательно.

ФОТО 2 (10).jpg

Исследования и переводы принадлежат протодиакону Владимиру Василику – доктору исторических наук, профессору СПбГУ, профессору Сретенской духовной академии.

Книга «Балканские отцы III–IV веков: святители Викторин Петавский и Никита Ремесианский» будет интересна широкому кругу читателей: богословам и исследователям поздней Античности и раннего Средневековья, а также всем, кто хочет глубже понять Священное Писание и православное богословие и узнать больше об истории Церкви.

***

«Была же в руке Сидящего на престоле книга, писанная изнутри, запечатанная семью печатями» (см. Откр. 5, 1) – ​так обозначается Ветхий Завет, который дан в руку Господа нашего, принявшего от Отца суд.

Говорит, что глашатай возвещал, достоин ли кто открыть книгу и снять печати ее и никто не нашелся достойный, ни на небе, ни на земле, ни под землей (Откр. 5, 3). Открыть Завет означает пострадать и победить смерть ради людей. Никто не нашелся достойный свершить сие ни среди ангелов на небе, ни среди людей на земле, ни среди душ святых в покое, кроме одного Христа, Сына Божия. Он говорит, что увидел Его как Агнца, как бы закланного, имеющего рога числом семь.

О Нем было проповедано нечто чрез различные приношения и жертвы, в Нем истолковывался закон, каковой подобало исполнить. И поскольку Он Сам был Завещателем и победил смерть, то было справедливо Его поставить наследником Богу, так как он обладал и субстанцией смертного, то есть человеческими членами.

Его называет «Львом от колена Иуды, который победил, корнем Давида» (Откр. 5, 5).

ФОТО 3 (8).jpg

О льве от колена Иудова мы читаем в Книге Бытия, где патриарх Иаков говорит: Иуда, тебя восхваляют братья твои. Ты и уснул, и воскрес, подобно льву и подобно львенку (Быт. 49, 8–9). Итак, по причине победы над смертью Он именуется львом, а по причине претерпевания ради людей Он как агнец веден был на убиение (Ис. 53, 7). Но, поскольку Он победил смерть и предварил службу палача, то Он именуется «как бы закланный».

Он открыл и распечатал завет – ​тот, что прежде некогда запечатал. Зная это, Моисей-законодатель покрывал то, чему подобало быть запечатанным и скрытым до пришествия Его страдания. Он покрывал лицо свое и так говорил народу (см. Исх. 34, 33), показуя, что слова проповеди покрыты покрывалом вплоть до прихода времени Христа. Ведь когда он читал народу самый закон, тогда, взяв сухую шерсть, окропил весь народ кровью тельца и водой, говоря: Сия есть кровь Завета, о котором заповедал вам Господь (Евр. 9, 20).

Итак, разумному человеку подобает внимать вселенской проповеди и соединять ее воедино. Ведь недостаточно называть ее законом, поскольку она именуется также и Заветом. Никакой закон не называется заветом, и заветом именуется не что иное, как то, что делают те, кто собираются умереть, и что они написали в завещании внутри свитка, то запечатывается до дня смерти завещателя.

Поэтому по достоинству Он обозначается через агнца закланного, который, как лев, сокрушил смерть и исполнил то, что было предвозвещено о Нем, и освободил человека, то есть плоть, от смерти, и принял владение субстанцией умирающего, то есть человеческих членов. Подобно тому, как через одно Тело все верующие воскресают в жизнь вечную, подобно тому, как открывается лицо Моисея (ср. Исх. 34, 33–35), так сразу и происходит откровение, – ​поэтому Апокалипсис называется Откровением, – ​так сразу постигаются приношения бескровной жертвы, так немедля с очевидностью постигаются священство и Христовы заповеди, и созидание дома, и свидетельства.

ФОТО 4 (6).jpg

***

Помимо других творений, свт. Никите атрибутируют и трактат «О бдениях. Чем для нас важен этот трактат? Во-первых, здесь отражена жизнь балканских христиан IV–V вв. С одной стороны, перед нами проходят ревнители ночной молитвы: «А кто вкусил, тот понимает и чувствует, каковое бремя снимается с груди через бдение, каковое оцепенение ума сбрасывается, какой великий свет просвещает душу бодрствующего и молящегося». Свт. Никита являет нам также образы безвестных тружеников, которые, «или желая угодить своим господам, или получить для себя в чем-либо пользу, отделяют частичку ночи для какого-либо дела и считают особой выгодой то, что, воруя от сна, они могут работать».

С другой стороны, достаточно сатирически изображаются те ленивые и нерадивые христиане, которые не только сами уклонялись от бдений, но и осуждали тех, кто в них ревностно участвовал: «А если наши суть те, кого оскорбляет спасительное действие бдений, то, чтобы не подозревать их в чем-либо худшем, они или ленивы, или сонливы, или старцы, или больные. Если они лентяи, то пусть покраснеют, когда писание провозглашает: “О ленивец, доколе спишь?..”. Глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, то мы должны не завидовать могущим, но ободрять их!» Не менее сатирически свт. Никита высказывается о тех, кто делают вид, что бдят: «Некоторые ленивцы считают достаточным, если кто-либо молится на постели своей или, скорее, бормочет псалом». При этом данные ленивцы... опирались на слова пророка Давида: «Если поминал Тебя на постели моей» (ср. Пс. 62, 7).

Ценность трактата состоит также в объяснении смысла бдения. В раннехристианском предании существовали различные традиции его оправдания. Одна из них состояла в ожидании Второго Пришествия, которое должно произойти ночью. Такого мнения придерживался, в частности, Тертуллиан: «Итак, да не ходим никогда невооруженными! Днем да помним о “стоянии”, а ночью – ​о бодрствовании. С оружием веры да сохраним знамя нашего Началовождя; будем ожидать трубы ангельской!» Нельзя сказать, что подобное мнение было чуждо свт. Никите. Так, он с большим сочувствием приводит слова Спасителя из Евангелия от Луки: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники, горящие в руках ваших. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими. И если придет в вечерний час, и в полуночи, и при пении петухов, и найдет их бодрствующими, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал отец семейства, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 35–40).

Однако, судя по всему, ему ближе другое мнение: бдение нужно для освящения человека, непрестанной молитвы и угождения Богу.

Содержание

Предисловие

Часть I. Святитель Викторин Петавский

Часть II. Святитель Никита Ремесианский

Заключение

Библиография

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

КУПИТЬ КНИГУ

04.10.2025
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить