Человеческое тело в свете православного вероучения

Распечатать
Ларше. Тело. Обложка..JPG
Человеческое тело в свете православного вероучения / Ж.-Кл. Ларше ; Пер. с фр. У. С. Рахновской. – Москва :
Изд-во Сретенского монастыря, 2021. – 128 с. – (Православное богословие).

Автор книги, философ и богослов Жан-Клод Ларше размышляет над высокой ценностью тела как творения Божия в христианстве, над нерасторжимым единством тела с душой и умом.

Разбираются роль тела в грехопадении и результаты грехопадения наших прародителей, через Боговоплощение утверждается значимость и высочайшее предназначение тела.

Ларше говорит и о Церкви как о Теле Христовом, и о соединении со Христом в Крови и Плоти, и о духовном предназначении тела человеческого — его работе в борьбе со страстями и в стяжании добродетелей наряду с душой, помогает понять, как можно преобразить и обóжить свое тело.

В книге «Человеческое тело в свете православного вероучения» затрагиваются темы сохранности и почитания мощей и изображения святых. По мнению богослова, мощи святых являются свидетельством принадлежности к Царствию Божию, а иконы — образом обóженного тела.

В заключение философ говорит о смысле скорбей и всеобщем воскресении, когда тело будет освобождено от болезней и обретет свою целостность.

Книга французского православного философа, богослова и писателя Жан-Клода Ларше призвана помочь читателю посмотреть на проблему человеческого тела, исходя из христианской антропологии и аскетики.

«Роль тела Христа в деле спасения»

Имея тело и испытывая в нем все, что мы испытываем в нашем теле, Христос в силу Своего Божественного могущества может освятить и прославить благое и истребить злое в теле, как Он это делает и с нашей душой.

Евангелия очень реалистично показывают нам, что наше спасение Христос совершил посредством Своего тела.

Так, в пустыне, добровольно подвергшись трем искушениям, чтобы победить их и помочь и нам их побеждать, Христос испытывает голод, борется с соблазнами сброситься с кровли храма и поклониться диаволу (Мф. 4: 1–11; Лк. 4: 1–13). Тело играет основную роль и в спасительных страданиях Страстей и Креста.

Святой Максим Исповедник показывает нам, как страстность, которая поражает падшего человека в его теле, а затем и в душе, является тем самым слабым местом, которым пользуются бесы, чтобы искушать его и вовлекать в порочные страсти (это целый ряд страстей, связанных с поиском наслаждения, еще ряд — с избеганием боли и третий ряд — с сопряжением этих двух устремлений. Далее святой Максим показывает, как Христос, в частности, в двух главных эпизодах дела спасения, имевших место, соответственно, в начале и в конце Его общественного служения, — в пустыне и в период Страстей, — ниспровергает тиранию бесов над нашей природой. В пустыне, победоносно воспротивившись искушениям, относящимся к поиску наслаждения, Он подал нам власть побеждать все страсти, связанные с этим устремлением; в период Страстей и на Кресте, проявив упорство перед лицом искушений, сопряженных с избеганием боли, Он подал нам силу не поддаваться страстям, связанным с этим вторым устремлением.

Но важная роль Его тела проявилась и в чудесах. Как вслед за святителем Кириллом Александрийским настойчиво подчеркивает святой Максим, чудо совершается не только по приказу Божественной воли Христа и по Его (как Бога) всемогущей энергии, но и через Его голос и через соприкосновение с Его человеческой плотью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Тело в его исходном состоянии

1. Связь тела с душой и умом
2. Тело, сотворенное по образу Божию
3. Тело как измерение личности
4. Тело, сотворенное для достижения подобия Божия
5. Обожение как духовное предназначение тела

6. Тело в его райском состоянии

ГЛАВА II. Падшее тело

1. Роль тела в грехопадении прародителей
2. Воздействие первородного греха на тело
3. Роль тела в передаче последствий первородного греха

4. Тело во власти противоречий

ГЛАВА III. Тело, спасенное и обоженное воплотившимся Словом

1. Боговоплощение
2. Роль тела Христа в деле спасения
3. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...»
4. Преображение
5. Смерть и Воскресение
6. Вознесение

7. Христос, врачующий тела

ГЛАВА IV. Тело в духовной жизни

1. Христианин — член Тела Христова
2. Тело в таинствах
3. Роль тела в осуществлении добродетелей 
4. Смысл телесной аскезы
5. Смысл аскетического владения телом
6. Воздержание
7. Обуздание чревоугодия и полового влечения 
8. Тело в молитве

9. Тело в богослужебной жизни

ГЛАВА V. Преображенное и обоженное тело

1. Воздействие духовной жизни на тело
2. Тело преображенное и обоженное
3. О чем свидетельствуют мощи святых

4. Икона как образ преображенного и обоженного тела

ГЛАВА VI. Тело умершее и воскресшее

1. Новый смысл скорбей, претерпеваемых телом
2. Судьба тела после смерти

3. Тело воскресшее

БИБЛИОГРАФИЯ

ОБ АВТОРЕ

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

26.03.2021
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить