Беседы на Евангелие от Иоанна

Распечатать
1.jpg
Беседы на Евангелие от Иоанна / протоиерей О. В. Стеняев. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 432 с. : ил. ISBN 978-5-7533-1888-6

«Важно думать, чтó из происходящего ныне последует за нами в грядущую вечность. Так, евангельские беседы отправятся вместе с нами в вечность, любые наставления в вере, то, что мы получаем в храме, – всё это последует за нами в вечность. Потому что изучение Писания, наставления Церкви, исследования святых отцов предлагают нам горизонты другой, надмирной реальности», – пишет известный проповедник, миссионер и духовный писатель протоиерей Олег Стеняев. В издательстве Сретенского монастыря вышла его новая книга – «Беседы на Евангелие от Иоанна».

Евангелие от Иоанна отличается от трех синоптических Евангелий по стилю и характеру изложения. Небольшое количество сюжетных линий восполняется духовными рассуждениями, за которые его автора прозвали Богословом. С этой глубокой и удивительной книги в пасхальную ночь начинается годовой круг евангельских чтений.

Протоиерей Олег Стеняев в своей новой книге просто и доступно анализирует евангельский текст, проясняя сложные моменты и заостряя внимание на непреходящих проблемах, актуальных для современного человека. Он объясняет обычаи и традиции того времени, взгляды и мировоззрение современников Иисуса Христа, приводит самые важные и интересные комментарии святых отцов на Евангелие от Иоанна и делится историями из своей богатой пастырской и миссионерской практики.

_5091089_о.jpg

«Беседы на Евангелие от Иоанна», написанные в разговорной форме, затрагивают широкий спектр нравственных, моральных, религиозных и культурных вопросов и будут интересны широкому кругу читателей, желающих более глубоко понимать евангельский текст, в котором звучит живое слово Иисуса Христа, обращенное к каждому из нас.

*

Святые отцы заостряли свое внимание на семейной проблематике. Если в Ветхом Завете цель семьи — родить и воспитать праведника, то в христианстве — родить и воспитать святого. Праведность отличается от святости. Святость предполагает непосредственный контакт с источником святости, с Богом. Праведность может быть результатом богобоязненности и не всегда подразумевает наличие непосредственного контакта с Создателем. Поэтому святой — это не просто человек благочестивого образа жизни, а человек, устанавливающий особые личные отношения с Богом (см. 1 Пет. 1, 15). Святость была недоступна для ветхозаветных людей. Апостолы, действующие в Евангелии, — это плотские люди. Духовными и святыми они стали в день Святой Пятидесятницы, когда Святой Дух вошел в них, а не сошел на них, как на ветхозаветных пророков (там тоже было действие Святого Духа), и установился непосредственный контакт с Богом (см. 2 Пет. 1, 21).

Очевидно, что в супружестве надо жертвовать всем и все терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена — все пропало. Если христианин не сохранил семью, развелся, не воспитал детей в вере, он не считался даже христианином. В Новом Завете предложен такой критерий: кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 5).

Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола. 

*

Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).

Христос указывает здесь на грех как на главную причину недуга и предупреждает этого человека, что хотя он и выздоровел, но нужно перестать грешить, чтобы не случилось с ним чего хуже. Нечто подобное Иисус скажет блуднице, которую хотели побить камнями и бросили к Его ногам: иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Господь ожидает от нас перемен. Мы не можем оставаться такими же, какими были до встречи с Евангелием. После этой встречи мы должны меняться — после первой исповеди, после причастия, после исцеления. Иногда ко мне обращаются люди, которым поставили серьезные диагнозы, и спрашивают, что им делать. Я отвечаю, что они должны разобраться, зачем им нужно здоровье. Если для того, чтобы вести прежний образ жизни, который привел их к такой ситуации, в которой они оказались, то результат будет плачевный. Исцеление возможно только, если они дадут Богу обет изменить свою жизнь.

_5091093_о.jpg

Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Хорошо бы на выходе из каждой больницы написать эти слова Христа. Люди будут задумываться и, может быть, принимать правильные решения.

*

Христос — наш Учитель во всех отношениях. Бог стал Человеком, потому что мы не можем подражать Богу, а подражать человеку в поступках, словах, реакции на ту или иную ситуацию можем. Христос в вопросах бесстрастия призывает нас подражать Богу. Он говорит в Нагорной проповеди: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Петр категорично пишет в своих посланиях, что Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Таким образом, миссия Христа — претерпеть мучения, чтобы освободить нас от страстей и греха; вкусить смерть, чтобы умертвить саму смерть; воскреснуть для нашего оправдания и явить нам пример истинной человеческой жизни. Поэтому Он Учитель во всех отношениях. Мы не можем подражать Христу в смерти за грехи всего мира, этого от нас и не требуется, но мы можем подражать Ему в терпении, например если нам посылаются тяжелые испытания, болезнь. Будучи христианами, мы принимаем все это как из рук Христа, зная, что без воли Отца Небесного ни один волос не упадет с нашей головы, понимая, что если Господь нам послал испытание, это для чего-то нужно. Мы посвящаем Христу свои страдания, переживания, скорби. Отдав это Богу, впоследствии мы осознаем подлинный смысл испытаний, посланных Господом. Их цель — усовершенствовать нас. О душах праведных сказано, что Господь испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную (Прем. 3, 6; ср. 1 Пет. 1, 7; Откр. 3, 18).

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
22.05.2024
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить