Каллиакманис Василий, протопресвитер. Брак и семейная жизнь ; пер. с новогреч. Т. А. Артюховой ; Сретенская духовная семинария. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 176 с. : ил.
|
Книга протопресвитера Василия Каллиакманиса «Брак и семейная жизнь», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, охватывает почти всю тематику, касающуюся институтов брака и семьи. В ней затрагиваются вопросы, связанные с мирным сосуществованием двух полов, воспитанием детей, домашним насилием, нравственными дилеммами в вопросах репродукции. Она адресована в первую очередь священникам, педагогам, православным психологам.
Автор этого сборника, протопресвитер Василий Каллиакманис, служит приходским священником в храме святого Георгия в Салониках, а также преподает на богословском факультете Салоникского университета им. Аристотеля, сочетая в себе черты, с одной стороны, ученого, а с другой — пастыря, предлагает богатый материал, в котором актуальные вопросы человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму православного христианского предания.
Церковь с самых древних времен приветствовала брак и признавала его духовную составляющую. Она причислила его к своим таинствам, придала ему священное значение, сопоставила отношения внутри него с отношениями ее самой и Христа, сообщив ему таким образом сотериологическую перспективу. Любовь, которая проявляется в превратностях семейной жизни, добровольное несение общего груза и общей ответственности, готовность пожертвовать собой на благо людей, живущих с тобой под одной крышей, — Церковь не могла не благословить все эти благие проявления, и, естественно, она сочла их образцом подлинной христианской жизни.
Но, как это часто случается и в других сферах нашей жизни, институт брака за свою историю не раз претерпевал множество нападок с разных сторон. Его недооценивали, считая то давно устаревшей условностью, то простой уступкой материальности человеческой природы. Конечным результатом этого стало скорее повсеместное распространение разнообразных безвыходных ситуаций, а не освобождение от формальностей или «земных» оков. Как уже замечают многие исследователи, кризис института брака и семьи тесно связан с более общим кризисом человеческой личности, который сотрясает нашу культуру. Но при этом с начала экономического кризиса в Греции появилось убеждение, что общественный организм не распался именно из-за тесных семейных связей, которые продолжают скреплять греческий социум.
Выводы:
Основу духовной жизни как живущих в браке, так и безбрачных людей составляют истинные догматы и подобный Христу нрав. Через таинства благодать изливается в сердце человека, а благодаря соблюдению заповедей она культивируется и развивается. Так христианин переживает периоды духовного взросления, и цель его — прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 13). Человек состоит из земного тела, разумной души и Святого Духа, а духовный человек — это тот, на ком покоится Дух Божий, будь он женат или безбрачен. Тот, кто добровольно и сам этому содействуя принимает благодать посредством таинств и соблюдает заповеди Христовы. Существуют параллели в духовной жизни женатых и неженатых людей, но вместе с тем к подвигу одних и других применяется разная методология. Восхождение вверх для всех едино, и для него необходимо постоянное бодрствование и духовная зрелость, ибо время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7: 29–31).
Содержание
Предисловие
Глава 1. Брак и семья
1. Институт семьи
2. Ценность детей
3. Равноценность женщин
4. Ответственность мужчин
5. Вклад старшего поколения в дело воспитания детей
6. Евангельское основание и пастырские перспективы
Глава 2. Священные и мирские стороны при совершении последования Венчания
1. Брак как биологическое и духовное событие
2. Сомнение в священности этого таинства
3. Богословские замечания
4. Иерология брака в современную эпоху
5. Пастырская ответственность
Глава 3. Преодоление различий между мужчиной и женщиной. в богословии апостола Павла
1. Противостояние двух полов
2. Попытки изменения
3. Разные уровни и пастырские ступени
4. Единство человеческой природы и преодоление различий
5. Современные проблемы и примирение двух полов
Глава 4. Пастырская ответственность в воспитании детей
1. Дети в современном обществе
2. Недостаточная пастырская забота
3. Родители, дети и типология семьи
4. Трудности воспитания
5. Отрочество
6. Демифологизация родителей
7. Поиск символических родителей
8. Многочадие и доброчадие
Глава 5. Дети в Церкви
1. Отцы Церкви о деле воспитания
2. Методология христианского воспитания
3. Любовь между мужчиной и женщиной и брак
4. Красота творения
5. Наказания и поощрения
6. Дети учат
Глава 6. Вклад богословия старца Софрония в дело воспитания детей
1. Опыт преподобного Силуана
2. Старец Софроний и богословие освобождения
3. Окружение в обществе и в семье
4. Естественное желание, упрямство и безволие
5. «Молоко» и твердая пища
6. Есть ли машины на небе?
7. Между церковной и мирской жизнью
Глава 7. Богословская точка зрения о праве на репродукцию
1. Церковь и современные вопросы
2. Препятствия для брака
3. Отсутствие гармонии в паре и современное законодательство
4. Ответственность Церкви и пастырское мерило
Глава 8. Проблема домашнего насилия
1. Введение
2. Виды домашнего насилия
3. Причины, вызывающие насилие в семье
4. Предложения по профилактике насилия
Глава 9. Матушка и дети из священнической семьи
1. Неподходящая атмосфера для христианского воспитания
2. Жена священника как мать
3. Духовное «несварение»
4. Ответственность Церкви как института
Глава 10. Духовная жизнь семейных и безбрачных людей
1. Введение
2. Мораль и догматы
3. Таинства и духовная жизнь
4. Соблюдение заповедей .
5. Духовный человек
6. Ступени духовного взросления и ситуационный подход к духовным вопросам
7. Двойная методология
8. О духовной шкале
9. Выводы
Книгу можно приобрести:
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.