Основы православной антропологии

Распечатать

Обложка Леонов.png
Леонов Вадим Алексеевич, протоиерей. Основы православной антропологии: Учебник.
— 3 изд., испр. и доп. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 544 с.

Святоотеческой традицией накоплен большой опыт и глубокие знания о человеке, но это сокровище не систематизировано и фрагментарно содержится в аскетических и духовно-нравственных сочинениях.

Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, профессор кафедры богословия Сретенской духовной академии, с 2003 года читает в вузах курс лекций по православной антропологии. На основе этого курса он написал учебник, 3-е исправленное и дополненное издание которого недавно вышло в свет.

В книге последовательно изложены начала православной антропологии, базирующиеся на Библии и трудах святых отцов. В ней рассматриваются основные антропологические темы и даются богословские обоснования ключевых идей христианства.

Леонов.jpeg

Автор стремился сделать учебник понятным и полезным, не сужая круг читателей до воцерковленных людей. Книга обращена к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам-теологам и тем, кто хотел бы познакомиться с православным вероучением и найти в Божественном Откровении пользу для своей души.

Основы православной антропологии

Святоотеческой традицией накоплен большой опыт и глубокие знания о человеке, но это сокровище не систематизировано и фрагментарно содержится в аскетических и духовно-нравственных сочинениях.

Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, профессор кафедры богословия Сретенской духовной академии, с 2003 года читает в вузах курс лекций по православной антропологии. На основе этого курса он написал учебник, 3-е исправленное и дополненное издание которого недавно вышло в свет.

В книге последовательно изложены начала православной антропологии, базирующиеся на Библии и трудах святых отцов. В ней рассматриваются основные антропологические темы и даются богословские обоснования ключевых идей христианства. 

Автор стремился сделать учебник понятным и полезным, не сужая круг читателей до воцерковленных людей. Книга обращена к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам-теологам и тем, кто хотел бы познакомиться с православным вероучением и найти в Божественном Откровении пользу для своей души.

Смерть и бессмертие

Священное Писание прямо говорит, что Бог сотворил человека для бессмертия, почему и удостоил его Своего образа: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2: 23). Идея бессмертия человека выражена в седьмом, одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры. Однако смерть для человека — возможное состояние, которое осуществляется, если он сознательно и добровольно отвергает Источник Жизни — Бога. В жизни людей эта возможность, к сожалению, стала реальностью: Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2: 24).­­..

В христианстве бессмертие душ и духов понимается как дар милости Божией, и Бог имеет возможность лишить их этого дара, однако сам по себе тварный дух по собственной воле не может самоуничтожиться.

После Воскресения Господа Иисуса Христа мир изменился. Церковь воспевает Христа Спасителя как победителя смерти и ада, но при этом люди, в том числе и крещеные, продолжают умирать, и души некоторых все равно оказываются в аду. Как это понимать? В чем состоит победа Христа над смертью и адом?

Уже говорилось о необходимости различать смерть духовную и смерть телесную. Они взаимосвязаны: духовная смерть есть причина телесной гибели человека. Всеобщность смерти духовной стала причиной неотвратимости телесной смерти и ада для всех людей. Христос, придя в мир и пострадав за грехи всего человечества, побеждает смерть в ее основании — Он уничтожает разрыв между душой и Богом, то есть смерть духовную. Он восстанавливает единство человечества с Богом и тем самым уничтожает вечную смерть для душ человеческих. После Воскресения Господа духовная смерть уже уничтожена для всех, кто имеет единство со Христом, а телесная смерть побеждена в том смысле, что она уже не становится переходом в ад, но стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека. Телесная смерть побеждена будущим воскресением из мертвых всего человечества, которое стало возможным именно благодаря Воскресению Господа Иисуса Христа. Таким образом, духовная смерть и ад утратили свою всеобщность и неотвратимость и теперь не могут овладеть людьми, если те имеют единство со Спасителем, телесная смерть стала подготовительной ступенью для жизни вечной.

Основы православной антропологии.jpg

Содержание

Предисловие
Введение
Часть I. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ. ОНТОЛОГИЯ
Глава 1. Происхождение и предназначение человека
Глава 2. Человеческая природа
Глава 3. Образ и подобие Божие
Часть II. ЧЕЛОВЕК ПАДШИЙ. АМАРТОЛОГИЯ
Глава 1. Зло и грех
Глава 2. Первородный грех
Глава 3. Греховные страсти
Глава 4. Смерть людей до Воскресения Христа
Часть III. ЧЕЛОВЕК ВО ХРИСТЕ. СОТЕРИОЛОГИЯ
Глава 1. Новый Адам — Господь Иисус Христос
Глава 2. Спасение человечества во Христе
Глава 3. Церковь — «корабль спасения»
Глава 4. Воссоздание единства человечества
Часть IV. ЧЕЛОВЕК В ВЕЧНОСТИ. ЭСХАТОЛОГИЯ
Заключение
Библиография
Творения святых отцов и другие источники
Богословские и исследовательские работы

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

01.05.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить