Боль расширяет сердца

Распечатать

Беседы о скорбях и болезнях

Боль расширяет сердца.JPG
Андрей (Конанос), архимандрит. Боль расширяет сердца : беседы о скорбях и болезнях.
— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2019. — 160 с. : ил.
В новой книге издательства Сретенского монастыря собраны беседы архимандрита Андрея (Конаноса) о том, как не отчаяться в горестях, как во всем видеть промысл Божий и верить, что все происходит с нами по воле Божией, как уметь среди скорби находить радость.

…Проблемы, тревоги, страдания — делают нашу душу бдительнее, и в этом смысле оживляет нас. Несмотря на то что боль — это огорчение, она пробуждает душу. Ведь находясь в абсолютном комфорте, мы забываемся, расслабляемся и начинаем переходить допустимые границы. Когда наше приятное расслабление не сопровождается благодарностью, правильным отношением к Богу и памятью о нашей постоянной связи со Христом, то все это множество даров (и очень приятных даров), полученных от Бога, может оказаться не полезным для нас.

Конечно, все, что дает нам Христос, — и боль, и радость — это Божий дар. Просто радость мы принимаем в дар намного легче. А боль — это Божий дар, в котором добро для нас сокрыто; это — дар нашей душе.

Когда радость посещает тебя и ты при этом забываешь Христа, когда ты хватаешь Божий дар, посланный свыше, и убегаешь с ним, как собака убегает с полученной костью, ты тем самым фактически говоришь Богу: «Дай мне это и потом оставь меня в покое. Я знаю, что делать дальше. Все, я оставляю Тебя и ухожу». Что ж, в таком случае Божий дар не достиг своей цели в твоей жизни. Мы забываем Бога, когда у нас все хорошо.

А вот когда в нашу жизнь приходит страдание, тогда мы вспоминаем о Нем. И когда нам трудно и мы очень сильно ждем чего-то, когда у нас проблемы со здоровьем, когда мы проходим через какие-то испытания (например, экзамены), — вот тогда мы начинаем бодрствовать и жить строго и аскетично, как подвижники. Такая у нас природа.

Кто-нибудь спросит: «Означает ли это, что человек должен постоянно страдать?» Нет. Мы не должны испытывать муки, но мы должны всегда прославлять и благодарить Бога. Делаешь ли ты это, когда Бог дает тебе просимое? Он даст еще больше. Прославляешь ли Христа? Чувствуешь ли связь с Ним, любишь ли Его так, как Его любят маленькие дети? Если да, то хорошо. В таком случае ты достиг цели всей своей жизни — полюбить Христа.

Боль требует веры, требует любви, требует соприкосновения со Христом, требует смирения. Ты должен быть смирен: смиренный гораздо легче проходит через боль, потому что он уже смирен, душа его смиренна. Хоть он и проходит через те же мучения, через которые мы, остальные, эгоисты, проходим, но он, смиренный, другой. Хоть Бог и посылает смиренным то же самое, но ты видишь, что на лице у них не написано ни сетования, ни негодования, ни претензий, ни упрямства, ни возмущения: оно смиренно. И Бог говорит: «Не буду давать ему сильную боль: он уже получил свой урок, он смирен. Моя цель не в том, чтобы Мои люди испытывали боль, — говорит Бог, — Моя цель не надавать тебе шлепков, не истязать и унижать тебя, а чтобы душа твоя была здорова». Бог не садист, Он не мучает нас, Он не рад мучить нас, Он нас лечит. Поэтому смиренный очень здоров, ибо это и значит смирение — здоровая душа.

Важно не просто исцелиться от болезни, а увидеть жизнь по-другому. Потому что мы бываем очень здоровыми, но неблагодарными, не радуемся жизни, не говорим: «Слава Богу!» — и не чувствуем себя счастливыми. Когда мы заболеем — начинаем плакаться, но и сейчас, когда у нас все в порядке, мы все равно не говорим: «Слава Богу!» Когда благодаришь Бога, ты отгоняешь от себя боль и ропот в любой болезни и страдании.

На Святой Горе кто-то сказал мне:

— Когда молишься о ком-нибудь, чтобы он выздоровел, не молись, чтобы Бог Сам пришел и подал ему что-то, чего у того нет, а молись, чтобы то, что вошло в него при Крещении — свет, Святой Дух, здоровье, благодать, сила Христа, — проявилось наружу.

То есть благодать Святого Духа. Она существует внутри, ты в это целься, а не останавливайся умом на болезни, не думай о самом плохом, но о самом хорошем. Чтобы происходило самое хорошее. И если тело не получит пользы, то пусть хоть у души она будет. Понимаете?

Содержание

Легкая жизнь затрудняет путь ко Христу

Узлы небесного гобелена

Без Христа мы сошли бы с ума

Смиренный не чувствует боли

Тайна боли

Когда ты распят, то чувствуешь всемирную боль

Наша душа нуждается… в боли

Измени свой взгляд на жизнь

Книгу можно приобрести:

09.09.2019
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить