Чудо Божие в истории мира, России и жизни каждого человека

В Издательстве Сретенского монастыря вышла книга Павла Астахова «Простые чудеса». О том, что такое чудо и Промысл Божий о человеке, автор рассказал на встрече с прихожанами обители.

1 астахов.jpg
С внуком в Сретенском храме
Новомучеников и исповедников

Альберт Эйнштейн говорил, что есть только два способа прожить жизнь: так, как будто никаких чудес не существует, или так, как будто всё вокруг является чудом. Часто говорят, что чудеса – это то, что нарушает законы природы. На этот вопрос очень хорошо ответил один из величайших богословов – Аврелий Августин. Он сказал, что чудо Божие не противоречит природе, а противоречит тому, что нам известно о природе. И он же добавил, что сам человек является наибольшим чудом. Помимо тварного и физического мира, в котором мы с вами живем, есть еще и мир вышестоящий – духовный, сверхъестественный, Божественный. Чтобы понять, как физические и духовные законы сопрягаются, не нарушая друг друга, богослов и священник Валерий Духанин привел одно высказывание. Все знают, что есть геометрия, ее изобрел древнегреческий математик Евклид. И одна из аксиом евклидовой геометрии гласит, что если на плоскости провести прямую и поставить точку, то через эту точку можно провести только одну прямую, которая будет параллельна первой прямой и никогда с ней не пересечется. А наш соотечественник Николай Иванович Лобачевский в конце XVIII века сказал, что это не так, и помимо евклидовой геометрии появилась геометрия Лобачевского. Он сказал, что если речь идет о плоскости, то это верно, но мы с вами не плоские и живем не на бумаге, и поэтому через эту точку можно провести в других плоскостях бесконечное количество прямых, которые никогда не пересекутся с первой. Это простая демонстрация того, как сверхъестественный мир со своими законами нарушает другие законы, но на самом деле является законом высшего порядка, к которому нужно апеллировать. Для некоторых это нечто сверхъестественное, что правильно. Святитель Феофан Затворник говорил: «Где присущ Бог, Сущий превыше естества, там совершаются и дела вышеестественные». Вот о них я и хотел бы поговорить.

Сама видимость чуда, как говорил отец Павел Флоренский, уже чудесна. В жизни каждого происходят чудеса. Когда они происходят в библейском масштабе, в истории развития мира и отдельно взятого государства, то они имеют судьбоносное значение для целой цивилизации. Самое главное чудо, как говорил тот же Аврелий Августин, – это человек. И многие святые отцы, говорили, что самое удивительное и важное чудо – это преображение человека, когда вчерашний еретик становится православным, вчерашний преступник становится христианином, разбойник вчерашний становится святым, неверующий становится верующим. Это действительно преображение человека, человеческой души. Это может случиться с каждым, но не каждый идет по этому пути. Преподобный Макарий Египетский говорил, что подлинное чудо – это нравственное преображение человека.

Самое удивительное и важное чудо – это преображение человека

Мы все часто слышим о чудесах, интересуемся ими. Фактически осталось одно чудо света –это египетские пирамиды. Есть различные аномалии и тому подобное. Но всё это не нарушает законов Божиих, потому что это чудеса, подвластные другому миру.

2 - 2023-03-07T091332.891.jpg
Гюстав Доре. Сотворение мира. Гравюра

Когда Господь создал весь тварный мир за шесть дней, Он решил, что это хорошо, и в седьмой отдыхал, что и мы с вами должны делать: шесть дней работать, а седьмой – отдавать Богу (см.: Быт. 1). В то время для человека чудес не существовало, потому что физический мир находился в полной гармонии с миром духовным, сверхъестественным. Человек мог не только свободно общаться с Богом, но и видеть Его. Человеку не нужно было заботиться ни о пропитании, ни о защите, потому что на него никто не нападал и не покушался, потому что все твари были созданы для него. Но человеку этого было мало, нам же всегда мало, правда? И человек начинает задавать вопросы: а что же там еще? а почему Он нас создал, а не мы Его? а давайте попробуем познать это создание и его суть. С этого и начинается грехопадение. Митрополит Антоний Сурожский очень хорошо охарактеризовал чудо. Он сказал, что чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Грехопадение сделало невозможным наше существование в постоянном чуде. Мы перестаем воспринимать всю жизнь как чудо. И в те редкие моменты, когда гармония восстанавливается, мы видим, ощущаем и чувствуем благодать Божию. Пророк Исаия говорит: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59: 2). После грехопадения человек отделился от Бога, но Господь его не оставил. Он не оставил человека, обрекая его на тяжелый труд, тяжелые роды. Несмотря на это Бог не отходит от человека и сопровождает его. Появляется второе поколение после сотворенных людей, и сразу же Каин убивает своего брата Авеля. Снова происходит тяжелейший грех. Но Господь не хочет смерти грешника. Человек пытается исправиться, найти гармонию существования с Богом, и Бог его постоянно ведет и указывает ему путь.

Чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом

Есть интересная притча, в ней говорится об умирающем человеке, которому вдруг открывается весь его жизненный путь, и он видит, как идет цепочка его следов от рождения до гробовой доски. Он внимательно присматривается и видит, что рядом с его следами другая цепочка следов, ровных и одинаковых, она всё время сопровождает его. И человек видит, что, когда начинаются овраги, болота, пустыни, буераки, вторая цепочка следов исчезает. И он говорит: «Господи, а что это за следы рядом?» Бог отвечает: «Это Мои следы, Я всегда шел с тобой рядом». «Но почему в самые трудные моменты Ты исчезал и бросал меня? Вот от чего были мои проблемы! Ты уходил от меня». Господь снисходительно улыбается и говорит: «Глупый, в самые сложные дни твоей жизни Я нес тебя на руках». Так и нас Господь всегда несет нас на руках, но мы не всегда это понимаем и ценим. И тем не менее Господь терпит всё в нас. Во времена Ноя, спасая последних праведников, чтобы как-то очистить землю, Господь пытается жесткими методами решить этот вопрос. Но один из спасшихся сыновей всё же совершает еще один грех. Этот грех мы хорошо знаем, это хамство. Хам – человек, который опозорил своего отца. Но всё равно Господь призывает нас и пытается убедить в том, что можно спастись, в том числе через Его чудеса.

Есть малый последний ветхозаветный пророк Малахия, который восклицает: «Сын чтит отца, и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне?» (Мал. 1: 6). Это крик, который всё время несется от Бога к человеку. И тем не менее Господь милостив, введет человека, и мы видим, как Он Сам является Моисею, который совершенно не хочет быть пророком. Но Господь является и призывает его, и здесь тоже происходят чудеса, которые очень полно описаны в Ветхом Завете. Моисей не хочет идти к фараону, чтобы говорить о том, что постигнет его народ, если он не отпустит евреев. Но он идет и рассказывает о казнях египетских. Мы знаем о десяти казнях, посланных на Египет, на фараона и всех его людей. Они были посланы для того, чтобы вывести богоизбранный народ из рабства. Это происходит, и чудеса всё время сопровождают богоизбранный народ. Бог всё время был рядом и кормил их манной небесной. Интересно, что манну небесную ученые даже пытались воссоздать. Это некая субстанция, которая на целый день насыщает человека. И историки, и неканонические книги, говорят о том, что каждый, кто ел эту манну, представлял свой любимый вкус. Если кто-то любил жаренного фазана, то ел эту манну и чувствовал вкус фазана, а кто-то чувствовал вкус ананаса, а кто-то – вкус черной икры. И когда израильский народ чудесным образом освободился из египетского плена, то через Моисея они получили десять заповедей, высеченных на скрижалях. Вы знаете, что десять заповедей сами по себе – это чудо? Я сейчас говорю о тварном мире, если спуститься с духовного уровня. Ученые-исследователи пытались собрать целый зал и дать возможность умным, образованным людям добавить хотя бы одну заповедь. Попробуйте написать еще одну заповедь, которая дополнила бы те десять, которые дал Господь. Это невозможно сделать. Они самодостаточные, необходимые и полные. И это тоже чудо, потому что это полнота, которую Господь дает людям.

3 - 2023-03-07T091336.828.jpg
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Моисей со скрижалями Завета. Гравюра

В Библии, в Ветхом Завете, мы видим много чудес, которые совершаются напрямую Господом и людьми, которых Он ведет. Пророку Илие вороны приносят пищу, а затем он возносится на небо живым. Победа маленького щуплого Давида над гигантом Голиафом – это тоже чудо, которое было дано Господом. Святой Дух творит всегда и везде, властвуя над материей. Как сказал один английский писатель и христианский богослов, чудо – это мгновенная власть духа над материей. И мне кажется, что это правильно. В одно мгновение происходит нечто особенное, и мы видим, что нематериальный мир здесь важнее. Не деньги, не сила – здесь важнее всего Дух, Который моментально явился и сотворил то, что невозможно и непознаваемо. Особо интересующимся я советую поискать доказательство физиков, которое они придумали. Есть второй закон термодинамики, с помощью которого доказывается присутствие Бога в виде неопознанной энтропии, как говорят ученые. Они не могут сказать, что такое энтропия. Это некий элемент Божественной сущности, который проявляется во власти Духа над материей.

Конечно, надо вспомнить наших великих предков. Царь Константин Великий первым создал великую империю, в которой православие было государственной религией. Константин, прежде чем завоевать свой трон, сразился со своим недругом Максенцием, который до этого уже уничтожил нескольких претендентов и властвовал безраздельно. Он был язычником, и при том страшным язычником. Он приносил жертвы, ему служили волхвы и маги. И Константин выходит, чтобы сразиться с ним. Он боится и понимает, что до него уже нескольких убили. И вдруг в закатном небе он видит две горящие буквы «Х» и «Р» (Хризма), которые часто повторяются. В «Апокалипсисе» Иоанн Богослов пишет: «Это печать Бога живого» (см.: Откр. 7: 2). Константин видит эти горящие буквы и не понимает, что они значат. Но понимает, когда ночью во сне к нему приходит Сам Спаситель и говорит: «Константин! Эти буквы помогут тебе победить. Они должны быть на каждом знамени». И вот с тех пор на боевых знаменах можно увидеть эти буквы. Утром все полки Константина с такими знаменами выходят, сражаются у моста через Тибр и разбивают армию Максенция. А он перед этим вечером служит языческую мессу, и ему говорят его волхвы: «Ты победишь!» Но он не победил, а утонул в Тибре.

Есть несколько версий относительно того, как крестилась святая равноапостольная Елена, мать Константина, которую мы тоже чтим. Есть версия, что сначала крестилась она и привела Константина к крещению, а есть версия, которую приводит Евсевий Кесарийский, что она пришла к вере через сына, через эти знамения и чудеса. Но это не имеет значения. Правление Константина для нас является образцом того, как государство может существовать, имея православие государственной религией. Мне кажется, только так и возможно существование государства. Конечно же, невозможно, видя Елену или Константина на фреске, не вспомнить князя Владимира и его бабушку Ольгу.

Ольга, вдова Игоря, мать Святослава, отца Владимира, и бабушка Владимира. И Владимир, в прошлом викинг, варяг, размышляя, какую религию выбрать, какая будет ему удобнее как руководителю, выбирает христианство. В купели Днепра крестится Киевская Русь. И именно Ольга приводит внука к этому крещению. Посмотрите, как часто в нашей жизни, особенно за последние сто лет, повторялась эта история, когда наши бабушки крестили многих из нас в советские времена. Когда было не так просто и не так безопасно пойти креститься, именно бабушки приводили и крестили нас. Наши бабушки – это, наверное, основа основ. В том числе, основа нашей веры. Кстати, Владимир после крещения в течение 20 лет отвоевывал все земли вокруг у язычников. Он расширяет государство, завоевывая земли вятичей, волжских и дунайских булгар – всех, под знаменем Христа.

4 (78).jpg
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира

Все победы в православной Руси совершаются во славу Божию, и появляются настоящие богатыри. Мы знаем таких богатырей, которые завоевали свою славу не только силой могучей, как Илья Муромец, но и тем, что с ними произошло то самое преображение и к концу жизни они стали схимниками, монахами, святыми людьми. Преподобный Илья Муромец, святой благоверный князь Довмонт, в крещении Тимофей, благоверный князь Александр Невский – это люди, которые стали монахами. Александр Невский, который сперва разбил шведов в 1240 году, а потом и немцев на Чудском озере в 1242 году. Интересно, что уже после Куликовской битвы, через 117 лет после кончины святого благоверного князя Александра Невского, были вскрыты его мощи, и они оказались нетленными. Он был прославлен, его мощи были положены во Владимире и находились там до того момента, когда туда приехал новый император. Петр I молится у мощей Александра Невского, а затем воздвигает собор в Петербурге и сам лично переносит туда эти мощи. И что интересно, Петр I молится перед Казанской иконой Богородицы, и победа в Полтавской битве совершается именно в день обретения Казанской иконы Богородицы, 8 июля.

Все победы в православной Руси совершаются во славу Божию

А если вернуться чуть назад, то давайте вспомним, чем закончилось противостояние с поляками, которые захватили нашу страну и хотели обратить ее в другую веру, потому что они и сами предали православную веру, ведь изначально Польша была православной страной. Это противостояние с поляками закончилось тем, что Господь послал чудо обретения Казанской иконы Божией Матери. Девятилетняя Матрена видит сон и не понимает, Кто ей явился. Она рассказывает своему отцу, посадскому сотнику, а он говорит: «Дочка, ты что! Окстись! Какие сны? Какая икона?» Вторая ночь, и она опять видит этот сон, что где-то на пепелище стоит икона и зовет ее: «Матрена, забери меня!» И третья ночь приходит, и опять Богородица стучится к девочке Матрене, и тогда уже отец поднимает всех, они открывают подпол, и действительно, там стоит икона.

Для того времени в России эта икона была необычной. Вы все видели Владимирскую икону, где Младенец расположен справа. А тут Младенец слева и как бы стоит на руках у Матери, готовый идти в путь. Обретается Казанская икона Богородицы, строится собор. Эту икону крестным ходом переносят к Дмитрию Трубецкому, а он заказывает список с этой иконы и отправляет ее Дмитрию Пожарскому, который уже руководит ополчением против поляков. И с этой иконой они идут на Москву. Под Новодевичьим монастырем решающая битва, и над этой битвой стоит Казанская икона Богородицы. И 4 ноября, в день, когда мы отмечаем праздник в честь Казанской Богородицы, совершается победа над поляками и освобождение Руси.

Я рассказал про Петра I, который уже позже совершает молебен, побеждает в Полтавской битве в день обретения Казанской иконы Богородицы. Интересно, что чуть позже, когда Россия будет защищаться от безбожника Наполеона, уже Михаил Илларионович Кутузов будет молиться перед этой иконой. Даже будучи генерал-губернатором Киева, он писал своей жене в записке: «Друг мой, спешу на службу. Нельзя опаздывать». Он всегда был на службе. Кутузова хоронят в Казанской соборе, который посвящен Казанской иконе Божией Матери. Над его могилой картина Федора Алексеева «Чудо Казанской иконы Божией Матери». И Александр Сергеевич Пушкин приходит, стоит возле могилы и шепчет: «Перед гробницею святой стою с поникшей главой…»

5 (41).jpg
Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»

Одним из учителей Кутузова был Александр Васильевич Суворов – человек, который жил, трудился, сражался и закончил свой путь с именем Бога. Он говорил: «Бог – наш генерал. Он нас ведет, от Него и победа». Он написал замечательную книгу «Наука побеждать», где описал всё, что должен делать русский солдат, чтобы победить. Своих солдат он называл «чудо-богатыри». Главная составляющая в слове «богатырь» – это Бог. Суворов не только воспитал солдат, которые одержали великие победы. Он был великим молитвенником и свою жизнь заканчивал фактически как монах. Он написал прошение императору, чтобы уйти в монастырь, но не успел. Император попросил его еще немного послужить, снова призвал. И уже потом, отходя в мир иной, Александр Васильевич соборовался, причастился и сказал: «Долго гонялся я за славою – всё мечта, покой только у Престола Всевышнего».

6 (29).jpg
Александр Васильевич Суворов

Еще одним учеником Суворова можно считать благоверного воина Федора Ушакова, который выдержал 43 морских сражения и не проиграл ни одного. Ни один матрос Федора Ушакова не попал в плен. Он освобождал Крым и Черное море от турецкого владычества. Его корабль, участвовавший в Крымской войне, назывался «Рождество Христово». Этот корабль никогда не страдал в битвах. Он дрался в одном сражении с тремя турецкими фрегатами, а потом еще и утопил флагман турецкого флота в Каппадокии и взял в плен султана. Вот каким был Федор Ушаков. И каждый день он начинал с молитвы. После всех важных побед он просил: «Давайте отслужим, братцы, молебен». Перед освобождением Корфу, где заседал французский легион в несколько десятков тысяч человек, Федор Ушаков призвал жителей Корфу восстать против безбожников, потому что французские войска, разрушившие французскую монархию, были революционными войсками, которые воевали с Богом. Мы знаем, чем заканчивается война с Богом. И поднялся на войну с этими захватчиками и гарнизон, и жители Корфу. И Федор Ушаков одержал блестящую победу. Такую, что старый Суворов написал ему: «Ах, не быть мне мичманом при сражении за Корфу!» Он мечтал быть там хотя бы мичманом. Три тысячи французских солдат и офицеров сдались в плен. Федор Ушаков всех их пожалел, потому что так Суворов велел относиться к своим врагам: «Бей, коли враги. Сдался – не трогай. Ты должен быть благородным». Эту науку усвоили его ученики. Феодор Ушаков прославлен как святой.

7 (15).jpg
Федор Федорович Ушаков

Вернемся, однако, к Александру Сергеевичу Пушкину. Тот, встав перед гробницей в Казанском соборе и перед картиной Алексеева «Чудо Казанской иконы Богородицы», сказал: «Перед гробницею святой стою с поникшею главой…» К сожалению, мы жили и учились во времена, когда Пушкина представляли вольнодумцем, другом декабристов, который высмеивал царя – помазанника Божия, писал сатирические поэмы вроде «О попе и его работнике Балде». А на самом деле с Александром Сергеевичем произошло чудо преображения. Никто не рассказывает, почему вдруг после второй ссылки Александр Сергеевич пишет стихотворение, которое мы учили в школе:

«Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился».

Каково состояние Пушкина, когда он находится в ссылке? Почему он пишет об этом и куда он идет в этой духовной жажде? Он идет в Святогорский монастырь и знакомится с настоятелем Ионой, который дает ему книги, поскольку Пушкин любил не только писать, но и читать, а он жалуется в своих письмах, что ему нечего читать, ведь он уже два года в ссылке и всё перечитал: Киевский патерик, жития святых, Священное Писание. И Пушкин начинает читать те книги. Он понимает, что и языка этого не знает. В письме своему другу он пишет, что книги написаны на церковнославянском языке и нет перевода на русский. И Пушкин начинает изучать церковнославянский язык. Мало того, он пишет: «Дети мои в подлинниках будут изучать эти Священные книги. Невозможно жить в России и не знать этих книг. Невозможно, чтобы человек, нося имя святого, не знал жития своего святого». И читая эти книги, увлекаясь церковнославянским, он заканчивает свое стихотворение так:

«Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей"».

И как же можно после этого называть Пушкина безбожником и вольнодумцем? Нет, происходит чудесное преображение Александра Сергеевича. Особо потрясли Пушкина две книги: Книга Иова и всё, что связано с Моисеем. Когда он прочитал о Моисее, то сказал, что только в Боге мог найти успокоение такой великий человек. Именно эти двое святых помогают Пушкину бороться со смертельном раной. Это подтверждают люди, которые были рядом с ним. Он всё время говорил, что Иову было тяжелее, а пророк Моисей был примером для него. Он выдерживает эти предсмертные муки и отходит к Богу. Александр Сергеевич похоронен в семейной усыпальнице, там, где похоронен его дед, Ганнибал Петрович, где похоронена его мама, отец, брат Платон. Каждый из вас может побывать в Святогорском монастыре и посмотреть, это недалеко от Пскова.

Конечно, вслед за Пушкиным приходят великие русский писатели. Каждый из них по-своему верит в Бога, прославляет Его, и пишет свои произведения с библейско-евангельской мудростью. Так, как это делает Достоевский, неуемно рассуждая о том, кто же человек: «тварь дрожащая» или «право имеет». Так он ставит вопрос. Всё наполнено евангельским смыслом у Достоевского. Тургенев, Гоголь – это православные писатели. Позже Шмелев, Ильин – это люди, которые прославляют своим художественным языком православие, Бога, нашу веру. Они создают свои произведения с трепетом, пытаясь раскрыть действие Бога в жизни человека.

И вот приходит огонь на землю России, огонь из преисподней, который выпускают Ленин и его команда. Это действительно огонь оттуда, который, казалось, всё сожжет: и тысячелетнюю Русь, и православие, и храмы, и священников. Мы помним этот «красный террор», как писал этот классик революции, чьи труды мы изучали и в школе, и в институтах. Вешать, расстреливать, уничтожать, запугать попов так, чтобы они никогда больше о Боге не думали. Вот как говорил Ленин. Казалось, что всё, Россия закончилась. Но нет, мы с вами находимся в том месте, где на стенах, на куполе храма, построенного трудами братии и прежде всего владыки Тихона (Шевкунова), вы видите почти всех новомучеников Российских, пострадавших за веру. В XX веке практически не было других мучеников, кроме русских и российских. И нет такого количества святых новомучеников и страстотерпцев ни в одной религии мира, как в нашем православии, которые отдали свою жизнь за Родину во имя Христа. Именно их сонм, тогда родившийся и составляющий небесное воинство, помогает нам жизнь. Мы смотрим на них и понимаем – вот оно, небесное воинство, которое стоит за нас, и наше дело правое, мы победим, как это будет сказано совсем скоро, во время Великой Отечественной войны, когда множество чудес будет явлено нашим воинам, и не только нашим.

7 (16).jpg

Немцы ведь педантичны, записывают все наблюдения. И в самое тяжелое время – 11 ноября 1942 года во время осады Сталинграда, который был почти полностью разрушен, немцы фиксируют странное небесное явление. Некогда Тамерлан увидел явление Богородицы, то же самое происходит над осажденным Сталинградом. Это письменно зафиксировано, что было это небесное явление. Многие увидели Богородицу, кто-то увидел ангелов. Это привело к тому, что немцы были полностью разгромлены. Было и другое чудо. Вы знаете, что Сталинград был настолько разрушен, что 18 февраля 1943 года на заседании в Кремле, когда Сталин поставил вопрос о восстановлении города, все министры развели руками. Они сказали, что это невозможно, не осталось ни одного целого здания, кроме церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Это было единственное целое здание в сгоревшем Сталинграде, это факт.

В своей программе «Простые чудеса» мы рассказывали про чудо, которое произошло в сентябре 1942 года в маленькой белорусской деревеньке Рожковка. Это одна из тех 186 деревень, которые немцы приговорили к уничтожению и сожжению. Людей уже выгнали из домов и собрали во рву, где должны были расстрелять и закопать. Остальных приготовили к сожжению, закрыли в амбаре. И в этот момент на поле около деревни садится немецкий самолет. Из него выбегает майор люфтваффе, подбегает к коменданту и говорит: «Остановите казнь! Дайте мне четыре часа». Комендант подчиняется и засекает время с немецкой педантичностью. И через четыре часа этот майор возвращается с указом о помиловании этой деревни. Никто ничего не понял, но эта деревня уцелела. Дело в том, что этому майору явилась Богородица, он сам не понял, Кто это. Как Тамерлану явилась Богородица и сказала: «Не трогай этот город». Немец и деревню эту не знал, полетел по координатам, сел на поле. Жители этой деревни построили храм в честь этого чудесного явления Богородицы. Этот немец и сам привез икону, которую написал, образ, который увидел. И эта икона до сих пор стоит там в церкви в честь Казанской Божией Матери в селе Рожковка. Как часто мы сегодня вспоминаем чудо Казанской иконы Божией Матери!

В нашем Сретенском монастыре написаны лики несвятых святых, тех самых, про которых написал в своей книге митрополит Тихон. Здесь вы можете увидеть архимандрита Алипия (Воронова). Молодым человеком он был призван на фронт, он тогда был неверующим и некрещеным. Мама дала ему с собой образок, иконку Божией Матери, и сказала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице, и Она тебе поможет». И вот отец Алипий описывает страшную ситуацию. Они попали в окружение, он был ранен. Они забрались в болото, и выхода оттуда нет. С одной стороны – немцы, с другой стороны – минные поля. И он достал иконку и стал своими словами молиться: «Богородице Дево, если Ты есть, помоги мне!» Помолился, и вдруг его зовут ребята и говорят: «Смотрите, старушка пришла». Они подошли к ней, а старушка говорит: «Ну что, сынки, заплутали? Пойдемте, я вас выведу, здесь тропочка есть». И выводит их по тропинке из окружения, и они попадают к своим. Отец Алипий отстал от остальных и сказал старушке: «Мать, спасибо тебе большое! Не знаю, как тебя благодарить». А старушка улыбнулась и ответила: «Ты мне всю жизнь будешь служить». И ушла. Что знал тогда этот воин советской армии об этой «старушке», о Богородице? Спасла иконка и спасла. И действительно, проходит время, и он становится настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и служит Богородице, потому что сам монастырь создан в честь успения Богородицы.

8 (9).jpg
Архимандрит Алипий (В миру Иван Воронов)

Таким образом, Бог всегда рядом. Он действует в нашей жизни. Все чудеса, которые происходили и происходят с нами, происходят только по воле Божией. Часто некоторые скептически относятся к этой теме. А я вспоминаю, как говорил Спаситель: «Бойтесь закваски фарисейской» (см.: Лк. 12: 1), потому что фарисеи первые сказали: «Он исцеляет и изгоняет злых духов волею Вельзевула. Не просто так чудеса Его» (см.: Мф. 9: 34). Вот кто первый поставил под сомнение чудеса Божии. Давайте не будем им уподобляться. И будем, как говорил Господь, бояться «закваски фарисейской». Будем с благодарностью воспринимать все эти чудеса, помнить слова наших святых отцов, например, святителя Игнатия Брянчанинова, который сказал: «В помощь слову Божиему даны чудеса Божии». А тот же Федор Михайлович Достоевский сказал, что не вера от чуда рождается, а чудо от веры. Веруйте, и будут чудеса в вашей жизни!

КУПИТЬ КНИГУ

Павел Астахов 6 марта 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить