Два разговора

Древо познания добра и зла

Премудрость возглашает на улице,
на площадях возвышает голос свой,
в главных местах собраний проповедует,
при входах в городские ворота говорит речь свою:
«доколе, невежды, будете любить невежество?
доколе буйные будут услаждаться буйством?
доколе глупцы будут ненавидеть знание?»

(Притч. 1: 20–22)

В наше странное время молодых людей уже почти не трогают слова о распущенности, о наглости, об эгоизме и равнодушии, но один маленький упрек молниеносно вводит их в состояние красного каления (интересно, что уже не только мальчиков, но и девочек): упрек в глупости, в незнайстве, в том, что «ума мало», что «плохо кумекаешь и шевелишь мозгами». Так превозносятся в наше время ум и знание! Слова же «бесчувственный» и «жестокое сердце» уже почти никого не задевают и не обижают, а когда-то это было страшным оскорблением.

Изображение из iOS.png

Но знаешь ли ты, что разум и мудрость человека сильно зависят от того, имеет ли человек страх Божий, любит ли он Бога и бережет ли свою чистоту и целомудрие (с ними тайным образом связана целостность ума, без них истинная мудрость невозможна)?

И коль сейчас так ценятся знания, скажу тебе несколько слов вот о чем. Дерево познания добра и зла, о котором идет речь в Библии, – разве это древо знания и познания? Дерево не может источать знания.

Древо познания добра и зла, бывшее орудием испытания человека, представляло человеку «с одной стороны, непрестанно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании» (так говорит святитель Филарет Московский). Названо оно древом познания добра и зла, потому что с ним была связана заповедь, обучавшая человека в отношении послушания и непослушания Богу.

Знание – не грех, познание – не мерзость пред Богом. Злом для человека оказалось совсем другое: его непослушание Господу Богу. Это сполна познали Ева и Адам, вкусив от запретного плода, а потом и все их потомки.

Знание – не грех, познание – не мерзость пред Богом. Зло для человека – его непослушание Господу Богу

Бог дал человеку в Раю всего лишь одну заповедь для его испытания: «от всех дерев ты ешь, а вот от этого дерева не ешь» (см.: Быт. 2: 16). Адам и Ева нарушили данную им заповедь послушания Богу, поступили не так, а против Бога, против любви к Нему. Злом явилось и то, что человек, созданный из праха земного, неразумно захотел вдруг стать равным Богу: будете как боги (Быт. 3: 5). Исходной же ошибкой было то, что Ева неосторожно вступила в разговор с диаволом и послушала его.

Изображение из iOS.png

А вот в наши дни, как ты знаешь, очень многие не хотят верить в существование диавола и злых невидимых ангелов (демонов), и это страшно радует злую силу и нá руку ей. Многие люди перестали разбираться в том, что такое невидимые демоны и сатана, и, не понимая этого, часто служат стремлениям злых сил и даже во многом водятся ими.

А познание, знание, раскрытие законов мира – это никакое не зло. Разве грех узнавать что-нибудь новое? Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11: 9–10). Только бы мы не забывали о Боге, Творце нашего мира, и о заповедях, данных Им человеку.

Помни, что послушание Богу – источник всех благ для человека. Преслушание же неминуемо влечет за собой наказание и ведет человека к смерти (Быт. 2: 17). «Что же такое добро? Послушание. А что такое зло? Непослушание», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим. 6: 16).

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки (1 Ин. 5: 3).

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11: 23).

Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк. 9: 26).

Ты видишь, как плачут иконы

И отрет Бог всякую слезу с очей их…
(Откр. 21: 4)

Пришло время молиться. Будем тихо делать свое дело пред людьми, но сейчас пришло нам время молиться. Испытание, время тяжкого испытания. Ты видишь, как плачут иконы…

Через материальное вещество нашего мира идет к нам весть из того мира, горнего, о сострадании нам святых. Сочувствуют они искренне нашей горькой беде. Тот мир недалек от нас, близко. И нет уже там ни вопля, ни плача, ни воздыхания. Время горькое земное пронеслось, рассеялось как дым, прошло как сон. Там уже время отрады.

Изображение из iOS.png

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! (Еккл.1: 2). Все – суета и томление духа! (Еккл.1: 14)

Кто в страшном горе может утешить? Только Бог. Все бегут, устремленные в свои дела, всем некогда. Но с нами в такую минуту совсем рядом Сам Господь! Он очень нас любит, верен до смерти и ни на мгновение не оставит нас в пришедшей к нам горести.

Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6: 68–69).

Он все знает, все видит, все понимает, и все наши боли сжимают и Его сердце. И святые, которые столько претерпели в жизни своей, – они тоже искренне сострадают нам. Ты видишь, как плачут иконы? 

А самое большое страдание и горе – оно пришлось на долю Божией Матери. Ее страшные муки не сравнятся ни с каким другим горем. На виду у всех мучительно умирает Ее изъязвленный и поруганный Божественный Сын, распятый теми самыми человеками, которых Он исцелял, избавлял от бесов, давал счастье видеть мир и ходить по земле. Безгрешный Сын Божий, сотворивший небо с облаками и землю, пришедый спасти людей, которых Он так возлюбил, что готов за них и жизнь отдать, – и вот Он умирает в презрении и уничижении, отвергнутый ими.

Нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь… предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис. 53: 2–12).

Изображение из iOS.png

А Матерь Божия – у Его креста, с непосильной ни для кого из людей ношей. Страдание у Нее – безмерное… Больше всех других людей возлюбил Ее Бог – и вот самое большое страдание и горе определил Ей! Но потом и самую большую пасхальную радость даровал, когда воскрес и явился к Ней! Больше всех вместила Она горя и боли в Свое исстрадавшееся сердце и сколько потом смогла вместить благодати Божией!

Всемогущий и всеведущий Бог знает, для чего Он нам попускает ту или иную скорбь и страдание. Все это – в Его всемогущих руках, пригвожденных когда-то людьми ко Кресту. Но Он отрет, отрет всякую слезу с очей наших и будет водить нас на живые источники вод (Откр. 7: 17)! Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21: 7).

Всемогущий и всеведущий Бог знает, для чего Он нам попускает ту или иную скорбь и страдание

«Бог терпел и нам велел». Лишь бы нам не возроптать, а благодарить Его даже и в таком горе. Смысл всего происходящего с нами откроется в свое время! Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак. 5: 11).

С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8: 17). Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8: 18). По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1: 5). Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31).

Не предавай сердца твоего печали. Ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. Отдаляй ее от себя, воспоминая о конце (Сир. 38: 18–20).

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).

Ведь это Он и нам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф. 28: 20).

Сергей Крапивин 23 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить