Эстафетная палочка православия

Цареградская икона Божией Матери

Фото 1.jpg

«Россия начинается здесь» – эта фраза приветствует гостей города Пскова на набережной реки Великой. Но можно с уверенностью сказать, что во Пскове начинается не только Россия, но и русское православие. Именно отсюда пошло: Москва – третий Рим. Отчего? Начать рассказ следует со знаменательного события: явления иконы Пресвятой Богородицы в Константинополе 25 апреля 1051 (или 1071) года.

Предельно четкое описание иконы нам дает сочинитель XIX века архимандрит Платон:

Фото 2=превью.jpg
«Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склеенных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину – три четверти аршина, в ширину – девять с четвертью вершков, в толщину – полных полвершка. Изображение на ней Божией Матери поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу, Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же, Христос Господь, изображен несколько восклонившимся к Богоматери, с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец хитона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой – Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом»[1].

Фото 3.jpg

Исследователи трактуют появление образа как символ того, что находится он находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры[2]. Пока Византия оставалась православной, икона Богородицы хранилась в Царьграде.

В 1386 году во Псковском селе Виделебье родился мальчик Елеазар, принявший впоследствии постриг в пригородном Снетогорском монастыре с именем Евфросин. Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», он с благословения настоятеля обители поселился на реке Толбе, в 25 верстах от Пскова, в лесах. Через короткое время к пустынножителю присоединился преподобный Серапион Псковский, мало-помалу пришли и другие монахи, желающие молитвенного подвига и уединения. Пустынь преобразовалась в первый в Псковской земле общежительный монастырь. Монах Евфросин стал игуменом, затем старцем обители.

Пока Византия оставалась православной, икона Богородицы хранилась в Царьграде

А в 1439 году, пока Елеазаровский монастырь креп и увеличивался, случилось значимое для всего православного мира событие: на Ферраро-Флорентийском Соборе была принята Флорентийская уния. Ее условиями было принятие православием католических догм о филиокве и чистилище, признание главенства во Вселенской Церкви за папой Римским при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении.

Византийский император Иоанн VIII Палеолог и большинство греческого духовенства из числа участников Собора согласились на эти условия в надежде получить военную помощь от западноевропейских стран в борьбе против турецкой угрозы. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок-османов[3].

В 1453 году Константинопольский патриарх Геннадий II из осажденного города послал гонцов с главной иконой Византии к псковскому знакомому – старцу Евфросину (Елеазару).

Фото 4.jpg
Надкладезная часовня иконы Божией Матери Цареградская близ Спасо-Елеазаровского монастыря
в Псковском районе Псковской области. 27 сентября 2019, фото Р. А. Сергеева

Святая икона Цареградской Божией Матери была принята братией и старцем Евфросином на дороге у монастыря. На месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии получивший название Пречистенский и прославившийся как целебный. Монастырь же долгое время назывался Сретенским – в память о встрече «эстафетной палочки православия».

Вот как оценивает появление на Русской земле иконы Цареградской Божией Матери архимандрит Платон:

«В тяжкое для Пскова время испытания Божия, когда следовали друг за другом нападения со стороны лифляндцев, литовцев и поляков, когда обрушивались на город то моровые язвы, то пожары, когда слабые в вере упадали духом, беспомощные нуждались в помощи благодатной и еще скорбели о том, что родная нам по Православию мать-Греция пала от меча Магомета Второго за охлаждение к Православию и свои беззакония, а также и за принятие от латин унии, – Патриарх Цареградский Геннадий II предпослал Пскову в новоустроенную Елеазаровскую обитель список с Цареградской чудотворной иконы Божией Матери. Святой образ был предпослан как дар Небесный – прибежище православных, щит против врагов, утверждение и избавление от всех бед и зол; как указание на то, что единоверная ему Греция под Святым Покровом Церкви дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась Православия и не впадала в новшества Рима; как урок не вдаваться в латинство под опасением гнева Божия, какому подверглась Греция.

Фото 5. Спасо-Елеазаровский монастырь..jpg
Спасо-Елеазаровский монастырь. Аppreal.org

Юная обитель Елеазаровская поняла этот урок, столь ясно сам за себя говоривший, и приняла с верою и благоговением святую Цареградскую икону как приснотекущий источник спасения Пскову и верным латышам и эстам, подающий и ей самой твердое ограждение и защищение. И сама обитель еще крепче стала на Божественной страже как занявшая, по неисповедимому Промыслу Божию, свой пост на рубеже Псковской области и на границах Лифляндии и Ливонских шведов – врагов православия.

Юная обитель Елеазаровская поняла урок

Преподобный Евфросин с братиею для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел по Гдовскому от Пскова тракту на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном, и в то же время в память Сретения иконы Царицы Небесной заложил на сем источнике деревянную часовню с кладезем, так как воды сего источника издревле и до сего времени христолюбцами считаются целебными. Эта часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по временам заменяема новой, и доселе носит имя "часовня Пречистой". Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью. Святая Цареградская икона Божией Матери со времени Своего пришествия в Елеазаровский монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией. Множество страждущих от духов нечистых и других душевных и телесных болезней и не из одной Псковской области, но из соседних латышей и эстов-чухон получали свыше утешение, здравие, отраду, благовременную помощь к устроению себя, умиротворение, милосердие, призрение, облегчение, врачевство и всякую благопотребную отраду и спасение.

Лютеранка Эмилия, страдавшая от кровотечения много лет, впала от истощения сил в совершенное изнеможение и едва могла ходить. При пении акафиста пред Цареградским образом Божией Матери она помазана была святым елеем от лампады, зажженной перед этой иконой. Очистившись от кровотечения, она исцелилась. Видя благодатную помощь, Эмилия присоединилась к православию и с радостью возвратилась в дом свой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.

Андрис (Андрей) от юности был слеп. Имея веру и любовь к Божией Матери, он любил часто ходить в Елеазарову пустынь и там пред чудотворным Цареградским образом молить Ее. Молился он всегда усердно. Однажды при совершении водосвятного молебна он плакал горько и взывал из глубины души: "Пречистая Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Умилосердись над грешным мною, сподоби меня хотя бы однажды взглянуть на образ Твой Святый, и Тебя, Благодатная, узреть на нем изображенную, и Твоего Сына Спасителя мира, держимого Тобою, Благосердая! Я знаю, что я до того грешен и окаянен, Владычице Неба и земли, что ни там, ни здесь я недостоин видеть Тебя, Радость наша, если Ты не умилосердишься и не помилуешь меня, убогого раба Твоего!" Андрей был окроплен святою водою, и – о чудо! – святая вода попала на глаза слепого и, омыв их, подала зрение. Андрей ясно узрел чудную икону Богоматери. На ней лица Приснодевы и Предвечного Младенца сияли светом Божественной красоты и благодати; он увидел потом и преподобных отцов Евфросина и Серапиона, предстоящих при сей святой иконе и радостно взирающих на него. Будучи при видении сем восхищен от страха и радости, Андрей воскликнул к удивлению всех с ним бывших: "О Премилостивая Владычице – свет очей моих и радование сердца моего! Благодарю Тя, Благодатная! Ты не ради моего моления, но ради Твоего благосердия и человеколюбия Сына Твоего, Христа Бога нашего удивила на мне, Пречистая, милости Своя. Ныне очи мои зрят то спасение, которое подал Сын Твой и Бог наш всем верующим во имя Его". Пробыв три дня, молясь неотступно за всеми службами пред Святою Цареградскою иконою Богоматери, Андрей возвратился в дом свой, к удивлению всех, с очами, ясно видящими, и все, знавшие его, прославили величие Божие.

Андрей ясно узрел чудную икону Богоматери

Некий Кармич (Карп) был глухонемым и много лет находился в телесном расслаблении. Он нередко бывал в обители преподобного Евфросина и веровал, что Царица Небесная молитвы его, приносимые пред Цареградскою Ее чудотворною иконою, услышит и присущею Ей благодатию подаст цельбу недугам его. "Силен, – немотствовал он, – Христос Бог наш молитвами Пренепорочной Своей Матери жилы мои расслабленные укрепить и подать ушам моим слух и языку речь благовещанную".

Фото 6.jpg

Однажды при пении утренней службы глухонемой, стоявший на коленях пред чудотворной иконою Богоматери, был возбужден живою верою к молитве. В это время от святой иконы услышал глас, повелевающий ему в слух всех молиться к ней; поэтому он внезапно возопил: "Благосердая Госпожа Владычица, подай мне молитвами Твоими благодатную помощь Сына Твоего и Бога нашего отныне слышать все хвалы Его и поведать вся чудеса Его на всяко время и Тебе, Богомати Преблагая, величать, яко спасения нашего виновную и ходатаицу ко Творцу непостыдную!". Пришед же еще в больший восторг молитвенный и, не помня себя, он вскочил на ноги и начал припадать к Пречистой иконе Приснодевы и часто класть поклоны, быстро вставая и преклоняясь, так что все бывшие в церкви приведены были в великое изумление и воскликнули: "Что сталось с Карпом: глухой слышит, немой вопиет, весь расслабленный стал до того в силе своей крепок, что и нерасслабленный не может так скоро класть земные поклоны, как он ныне их кладет".

Сочинитель грешный архимандрит Платон. 30 июля 1874 г.[4]»

Известно, что оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы утрачен. В XVI веке обитель была ограблена. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере, где она находится и поныне. Но в XX веке в Елеазарово появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его первой после восстановления обители игумении Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавете (Беляевой). К сожалению, история о том, как попала Цареградская икона к старцу Николаю, неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре[5]. Церковь празднует день ее памяти 25 апреля/8 мая.

Фото 7.jpg

О концепции «Москва – третий Рим»

Передача Цареградской иконы Божией Матери из Константинополя во Псков дала историкам повод утвердить концепцию «Москва – третий Рим». Она принадлежат монаху того же Елеазаровского монастыря – старцу Филофею, который жил и творил в первой половине XVI века[6]. Исследователям известны его письменные труды – послания к духовным чадам и политические записки. Послания старца великому князю Василию III Ивановичу дают политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму – Константинополю – и далее к Москве. В этом, отмечает историк В. В. Колесов, мысль старца Филофея развивается параллельно или под влиянием концепции «переноса империи» (translatio imperii), которая в условиях средневековой Европы давала обоснование для возведения новых европейских монархий в достоинство юридически правомочных наследников Римской империи[7].


[1]Государственный архив Псковской области, фонд 340, опись 3, дело 14, листы 260–284.

[2]По исследованиям историков Спасо-Елиазаровского монастыря: http://eleazarovo.ru/svyatyni/chudotvornye-ikony/ (дата обращения: 04.05.2023)

[3]Византийский словарь: в 2 т. / [сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.448.

[4]Государственный архив Псковской области, фонд 340, опись 3, дело 14, листы 260–284.

[5]По исследованиям историков Спасо-Елиазаровского монастыря: http://eleazarovo.ru/svyatyni/chudotvornye-ikony/ (дата обращения: 04.05.2023)

[6]Гольдберг А. Л., Дмитриева Р. П. Филофей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 471–473

[7]Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома): http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105 (дата обращения: 04.05.2023)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить