Евангелие в миниатюре


Фото 1 (19).jpg
Митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллард)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Сегодня, мои возлюбленные чада о Господе, мы услышали прекрасную притчу о блудном сыне, притчу, которую святые отцы назвали «Евангелием в миниатюре». Все притчи Христа, безусловно, можно рассматривать как такие миниатюрные Евангелия, но сегодняшняя особенно выделяется на фоне других, поскольку в ней показана великая Божия любовь к нам и открывается то, как мы можем разделить эту любовь. Она начинается так: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение» (Лк. 15: 11–12).

Можно было бы спросить: почему отец так быстро уступает просьбе младшего сына? Разве он не должен был попытаться отговорить его, объяснить ему, как правильно распорядиться его частью наследства? Вместо этого отец молчит, не противоречит сыну, не пытается выразить словами свою любовь; скорее, его молчание и действия выражают эту любовь. Он оставляет сына в полной свободе. Отец из этой притчи символизирует собой Бога Отца, Который свободно и легко дает нам множество даров и благословений.

Возможно, отец в глубине души уже знает, что будет с сыном, если тот уйдет, но все же его любовь покрывает возможность падения и восстания сына. Он знает тайну отцовства и сыновства, которая заключается в том, чтобы дать другому возможность свободно вернуться домой. И вот отец отпускает сына.

Сын же не осознает, что все, что было у отца, уже принадлежало и ему. Дети часто не понимают этой реальности: все, чем владеют их родители, также принадлежит им. Но родительские блага должны быть соединены с источником благословений. Поэтому, когда младший сын решительно берет свою долю, эта часть очень быстро истощается и увядает, так как она была отрезана от источника жизни. Таким образом, младший сын расточил не только отцовские блага, но и сам был отсечен от источника жизни, от любви своего отца.

Родительские блага должны быть соединены с источником благословений

Поскольку сын решил отделить себя от любви отца, он вступает в жизнь, которую можно описать только как ад и смерть. Это ад страстей, когда мы знаем, что алчем, но ничто из того, что мы поглощаем, не может наполнить нас. И таким образом мы переходим от одного к другому, ища что-то, что нас удовлетворило бы, но все это делает нас только еще более алчущими и несчастными. Это досаждающая закономерность, которую мы встречаем в разных видах в своей жизни. Это же мы видим в похождениях младшего сына на чужбине: он расточает все, что у него было, но потом становится алчущим. Поэтому он нанимается кормить свиней, но даже здесь, как мы слышим, никто не дал ему рожков, которыми питались свиньи.

Фото 2 (21).jpg
Бартоломе Эстебан Мурильо. Блудный сын в нищите

Когда мы, подобно младшему сыну, оказываемся захвачены этим бесконечным круговоротом удовлетворения внутренней пустоты и голода, которые не могут быть утолены, мы начинаем страдать еще больше, отделяемся и изолируемся от других людей. Когда мы порабощены своими страстями, то становимся не только отлученными от Бога, но и отрезанными от других людей, и тогда одиночество и отчаяние наполняют наши сердца. Тем не менее и посреди отчаяния всегда есть надежда, посреди тьмы всегда есть свет, потому что всегда остается возможность покаяния. Это путь, открытый для нас Господом Иисусом Христом.

Посреди отчаяния всегда есть надежда, потому что всегда остается возможность покаяния

Покинув отца как источник своей жизни и сойдя в бытие смерти и ада, младший сын становится прообразом всего человечества, на протяжении многих поколений заключенного во мраке смерти и в аду страстей. Но Сам Господь наш Иисус Христос прокладывает исход из этого темного состояния, спускаясь в ад, чтобы принести свет Своего Воскресения сидящим во тьме, предложить вечную жизнь умершим и дать свободу тем, кто томился в аду. Этот великий дар доступен для всех, кто ищет его и держится за него. И это одна из причин, по которой эта притча предлагается нам в подготовительное воскресенье перед Великим постом.

Фото 3 (19).jpg

Младший сын даже посреди ада своих грехов и страстей находит в сердце маленькую искру жизни, то есть находит место для покаяния. Он приходит в себя и осознает все блага, которыми обладают наемники его отца. Он решает вернуться к отцу и сознаться в своем грехе, не в том, что он взял свою долю наследства, а в том, что отрезал себя от отцовской любви. Что же вызывает покаяние в сердце сына? Это любовь отца к нему, та любовь, которая была с ним все это время. Хотя сын не осознавал этого, любовь отца была с ним, даже когда отец был далеко и, возможно, даже совсем позабыт.

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Любящий совершенной любовью, даже если и отсутствует, находится вместе с тем, кого любит, как бы присутствует, будучи никому не заметным». Мы так привыкли к мысли, что любовь должна подразумевать какое-то физическое нахождение рядом. Но настоящая любовь сильнее разлуки, настоящая любовь сильнее смерти.

Сын осознает это и чувствует свою вину, так как отверг любовь своего отца. И он понимает, что, хотя он и покинул отчий дом, отец никогда не покидал его и оставался соединенным с ним через свою долготерпеливую и сильную любовь.

Он покинул отчий дом, отец никогда не покидал его и оставался соединенным с ним через свою любовь

Мы видим, что это действительно так, по действиям отца, который увидел сына, когда тот был еще далеко, сжалился, побежал, пал на шею ему и целовал его. Отец не проявляет гордости, но сам покидает свой дом и бежит навстречу сыну. И он не засыпает сына упреками о том, чтобы тот осознал свою ошибку. Он не требует, чтобы сын хоть что-то вернул ему, но предлагает ему еще больше своих благ, надев на него лучшую одежду, дав ему перстень на палец и обувь на ноги и устроив праздничное торжество.

Заметим, что здесь, как и в начале притчи, отец молчит. И сейчас он оставляет сына в полной свободе. Его любовь к сыну выражается не в словах, а в действии, в приказе слугам созвать большой пир. Святые отцы увидели в этом празднике прообраз святой и Божественной литургии, через которую мы, во многом блудные сыны, можем с миром и радостью вернуться в дом нашего Отца и приобщиться к Его жизни. Но для этого мы должны свободно прийти на этот пир, мы должны признать себя блудными сынами. И в этом признании, в этом покаянии, которое совершается в нашем сердце, мы приблизимся к Богу.

Превью, Фото 4.jpg
Николай Лосев. Блудный сын

Этому противопоставляется произошедшее со старшим сыном, который осердился из-за того, как отец обращался с другим своим сыном, сбившимся с пути. Старший сын не осознает, что и сам является блудным сыном, хотя физически оставался все это время рядом с отцом. Но его сердце было затуманено для понимания этого, и, в отличие от младшего сына, он осердился и не хотел войти. И это означает, что, хотя он никогда не покидал отчего дома, он никогда там на самом деле не был.

Он не в состоянии пойти в дом своего отца, чтобы радоваться возвращению собственного брата, и даже оправдывает себя перед отцом, хвастаясь своей верностью и добродетелью: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего» (Лк. 15: 29). Однако его действия показывают, что у него не было смирения, что на самом деле он нарушил отцовскую заповедь. Но не тем, что сделал что-то дурное, а тем, что не был в состоянии принять отцовскую любовь и увидеть, что эта любовь одинаково распространяется на обоих его сыновей. И потому ад в его сердце больше того ада, который перенес младший сын на чужбине.

Поэтому, дорогие братья и сестры во Христе, давайте назидаться из сегодняшней притчи, но не только назидаться, но и жить ею. Ибо мы все – блудные дети, так или иначе растратившие великие дары, которые дал нам наш Господь. Мы их растратили, но наш Господь не отверг нас по этой причине. Мы их растратили, и наши собственные действия, мысли и страсти привели нас на страну далече, в страну тьмы и пустоты. И все же, несмотря на это, наш Небесный Отец продолжает любить нас, и Его великая любовь защищает нас и возвращает нас к Нему.

Если же мы останемся в своих страстях и грехах, в лености и в осуждении других, то останемся в стране тьмы и пустоты по своему выбору, а не по наказанию Божию. Но если мы, подобно младшему сыну, образумимся, если принесем искреннее и смиренное покаяние в той жизни, которую мы ведем, тогда мы вкусим на трапезе бессмертия. Тогда мы истинно соединимся со Христом, и Он будет и впредь предлагать нам Свое драгоценное Тело и Кровь и освящать всех причащающихся.

Приобщимся же к этому дару по благодати и милости Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемого со Своим безначальным Отцом и Пресвятым, Преблагим и Животворящим Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская

Сайт Orthodox Church in America

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить