«Господь бесконечно любит нас…»

Памяти протоиерея Димитрия Смирнова

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8)

21 октября исполняется три года с момента отшествия протоиерея Димитрия Смирнова в мир иной. Три года, как мы верим, в селениях праведных, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Фото 1.png
Протоиерей Димитрий Смирнов

Несомненно, у большинства из тех, кто встречал отца Димитрия, в сердце продолжает жить добрая память о нем. Но говорить о его личности сложно. Слишком необъятной, широкой, масштабной она была для понимания обычного человека. Отец Димитрий жил в иной плоскости, нежели большинство из нас, – в плоскости Христовой любви, о которой постоянно проповедовал. Он жил тем, о чем говорил. Неисчислимы случаи его помощи другим людям словом и делом. Рядом с ним человек мог чувствовать себя как у Христа за пазухой. Он любил людей, которые к нему приходили.

Когда отец Димитрий проповедовал о Спасителе, иногда не мог сдержать слез. Для него Христос был осязаемой, живой Личностью. Он плакал, говоря о том, как Бог любит человека, как Он спешит к каждому, стоит только человеку воззвать к Нему из глубин сердца… Он плакал, вспоминая реальную святость некоторых людей, с кем сталкивался в жизни, и сам вел других к святости, с терпением и любовью исповедуя сотни, если не тысячи душ, которые отовсюду стекались к нему.

С детьми он был ласков, и те гроздьями облепляли со всех сторон амвон, когда отец Димитрий выходил на проповедь. Кто сидел, кто лежал, кто играл, а взрослые в это время плотной толпой придвигались к солее, чтобы услышать пастыря доброго. У него был редкий дар слова, и слово его было порой острое и парадоксальное, вскрывающее греховные тайники души, обличающее человека, хвалящее Бога и Божие Милосердие, призывающее к покаянию, зовущее ко спасению.

К слову его и обратимся сегодня. Ниже приводятся высказывания отца Димитрия из его проповедей разных лет. «В память вечную будет праведник» (Пс. 111: 6). Аминь.

*

Христианство, что это такое? Это высшее проявление человечества. Потому что человек создан для духовной жизни. А духовная жизнь – это как раз, когда поступки людей диктуются благодатью Святаго Духа. Потому что, если не диктуются благодатью Святаго Духа, это кончается всегда одним распятием Христа.

*

Грехом называется всякое противление человека воле Божией. Какова же воля Божия по отношению к человеку? Человек и Бог – две личности, и Бог ищет спасения каждому человеку. В Писании сказано: Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). А истина – это и есть Бог. Поэтому Бог желает, чтобы каждый человек пришел к Нему. Если же он к Богу не идет, это и есть состояние греха, потому что спасение, или, иначе говоря, вечную жизнь, или Царствие Божие, наследует только тот, кто этого желает.

*

Большинство, конечно, считают, что они ни в чем не грешны, ничем не хуже других. Это люди погибшие. Но некоторые сознают всю бездну греха, в котором они живут, и никак не могут согласиться с этой греховной жизнью. Они страдают оттого, что не видят Бога; оттого, что Его не знают. Они хотят Его познать, Его возлюбить, хотят быть с Богом в полноте общения. Они мучаются оттого, что не могут к Богу приблизиться настолько, чтобы полностью погрузиться в любовь Божию. Вот к ним и обращены слова Христовы.

Фото 2.jpg

Бог есть свет, и кто пойдет за Ним, пойдет по тому пути, который Он проложил. Вехи этого пути – заповеди Христовы. Надо их изучить, познать и начать исполнять. Исполнять заповеди для падшего человека – очень тяжкий труд. Но когда он укрепится в вере, укрепится настолько, что не будет мыслить себя вне заповедей Христовых, тогда он вдруг заметит, что ему творить заповеди не только не трудно, а настолько легко, что он уже просто не может согрешить. Сколько его ни бей, с его уст не может сорваться какое-то нечистое, грязное слово. Он не способен на злобу, ненависть, злопамятство. Он никогда не будет жадничать. Каким образом это происходит? По благодати животворящей силы, которую Бог посылает в сердце человека, которою Он его преображает.

*

Духовная жизнь происходит в человеке таинственным образом. Царствие Божие, Дух Святый, приходит неприметно в сердце человека. Если мы будем глядеть на цветок с утра до вечера, то не увидим, как он растет. Это происходит очень медленно. Вот так же и благодать Святого Духа очень медленно, но заполняет душу человека, если он борется с грехом, если он постоянно выдергивает сорняки, которые постоянно вырастают на огороде его сердца. Но эта борьба с грехом может происходить только в одном случае: если человек имеет постоянную жажду общения с Богом, если он пренебрегает всем ради нее. Поэтому Господь и говорит, что должно быть не хотение, а именно жажда: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7: 37). Бог есть источник нашей жизни. И если жажды этой нет, то никогда никакого Бога не познаешь и не увидишь как своих ушей.

*

Господь хочет, чтобы у нас была только одна страсть, одна жажда – любовь к Богу, желание приобщиться к Святому Духу, потому что Дух есть жизнь. И чтобы нам приобщиться Святому Духу, в нас все скотское и все демоническое должно умереть, отодвинуться, дать возможность Духу Святому поселиться в нашем сердце. Вот на это отодвижение, на это уничтожение греха в нас и должна быть направлена наша воля – на жажду Бога и на ненависть ко греху. И если это действительно будет в нас, тогда мы познаем Бога, приобщимся к Святому Духу.

*

Большинство из нас живет в скорбях: мы и от людей скорбим, и от собственного нездоровья, и от окружающей среды, и от микробов – от всего. Почему же нам так тяжело, почему радость не затмевает это страдание? Да потому, что у нас очень большая скудость в благодати Божией, а без нее терпеть скорби невозможно. Единственный путь к избавлению от страданий в том, чтобы приобщиться к Духу Святому. И если мы все-таки возревнуем о Боге, если у нас в сердце появится жажда, Господь напоит нас, потому что Он для того и пришел, и Кровь Свою пролил, чтобы нас напитать.

*

Единственный источник благодати Божией на земле – это Кровь Христова. Драгоценней этого дара ничего нет. Но чтобы его усвоить, нужно много трудиться. Поэтому чем больше мы потрудимся для того, чтобы во всей полноте, насколько для нас возможно, причащаться, тем скорее мы исполнимся благодати Божией.

Фото 3.jpg

Надо только помнить то, что говорит апостол Павел: смотрите, чтобы Причастие не было вам в суд или во осуждение; многие, причащаясь недостойно, часто болеют и внезапной смертью умирают. Что значит недостойно? Это значит без покаяния, без плача о своих грехах, без желания исправить свою жизнь, без молитвы, поста, без труда над своей душой, не сознавая того, кто ты есть и чего ты причащаешься, не рассуждая о том, что ты созерцаешь всю Божественную тайну Причастия. Бог хотя и милующий страдалец, Который пришел, чтобы нас спасти, но в то же время Он – и огонь поядающий. И чтобы этот огонь сжег зло, которое в нас есть, нам нужно достать это зло из своей души и вынести вон, чтобы оно сгорело отдельно от нас, нас не попалив.

*

Господь, Который есть Свобода и Любовь, сотворил человека свободным, по образу Своему и подобию, чтобы человек отвечал Ему на Его любовь, чтобы он был достоин этой любви и ею жил.

*

Ищем-то мы все не того, ищем внешнего, а надо стараться искать внутреннего, искать в сердце своем Бога, искать, как приблизиться к Богу. Жизнь очень сложна, очень трудна, но Господь близок, Господь знает, как мы немощны, Господь знает все наши грехи. Он знает нас насквозь, Он бесконечно любит нас, Он за нас пострадал, каждый из нас у Него на счету, потому что нас очень мало осталось. И вот несмотря на то, что мы худые, грешные и такие бестолковые, тем не менее Он любит нас, потому что мы Его последние чадушки. Остальным совершенно никакого дела нет ни до чего.

*

Нас всех крестили когда-то только с одной целью, чтобы наша духовная жизнь принесла плоды. Чтобы наша жизнь приумножалась любовью, кротостью и смирением – самыми главными христианскими добродетелями.

*

Господь говорит, что, чтобы достичь Царствия Небесного, нужно отвергнуться себя. Мы достигаем Христа только в меру самоотвержения. Чем больше этого самоотвержения, тем ближе мы ко Христу. И это закон духовной жизни, потому что в нас своего нет ничего, кроме греха. Все то прекрасное, что есть в нас, – от Бога. Он создал нам тело, Он дал нам разум, Он вложил в нас бессмертную душу, в которой есть искони любовь к добру и желание Царствия Небесного. А наше – это то, что мы привнесли в нашу душу, все зло, начиная с грехопадения Адамова и кончая теми грехами, которые мы совершили сами.

*

Дать Христу место в нашей душе можно только вытеснив то зло, которое есть в нас, которое мы успели в душе накопить. Если в нас остался какой-то еще не задетый греховной проказой участок совести нашей, которая заставляет нас двигаться к добру, то этим и надо жить, это и надо в себе развивать, и расширять, и всю тьму постепенно выталкивать из своего сердца. Таким образом мы дадим свободу благодати Божией действовать в нашем сердце, а действие благодати Божией в сердце человека есть святость.

*

Так и получается спасение человеческой души: Господь зовет, а человек откликается и идет за Ним. Путь этот, конечно, трудный, потому что грех прирос к нашей душе и отдирать его нужно с кровью и с мясом. Поэтому немногим вообще хочется над собою трудиться – легче лежать в расслаблении. И поэтому немногие достигают Царствия Небесного.

*

Когда мы познаем свою немощь, ощутим себя действительно нищими духом, когда мы всю свою гордую напыщенность оставим и будем просты, как были просты рыбаки-апостолы. Только тогда мы сможем достичь Царствия Небесного.

*

Нас Господь, по милости Своей, не то что в храм вводит, не то что нас питает нашим благодатным богослужением, а еще готов и очистить нас на исповеди, если мы принесем свое покаяние, если мы действительно хотим исправиться, а не просто батюшке пожаловаться на свою грешную жизнь.

*

Нужно, чтобы было покаяние. Ведь покаяние – это есть не чувство, потому что есть специальный термин, называется – покаянное чувство. И это важный компонент, но все же покаяние – это не есть покаянное чувство. Поэтому так вот продолбить свою грудь, чтобы из нее что-то выжать такое душевное, такое сострадательное самому себе, этого недостаточно. Нужно очень спокойно и трезво заставить себя выполнить волю Божию. Нужно заставить себя исправить свою грешную жизнь. И, конечно, для этого нужна Сила Божия, нужно Бога об этом молить.

*

Покаяние есть признание правды о себе, которая состоит в том, что каждый грешен, и даже у тех, кого мы почитаем как святых, тоже были грехи, только они эти грехи преодолели святостью Божией. Безгрешен один только Бог. И лишь когда человек признает, что он человек не только плохой, а чудовище в человеческом образе, лишь тогда он положит начало покаянию. Но признаться в этом можно только самому себе, сидя в темной комнате, когда не видно, как ты покраснеешь.

Фото 4.jpg

*

Если человек не исповедуется, если он постоянно не борется с собой, если он постоянно не заставляет себя молиться, хотя это трудно, если он постоянно не причащается, не соединяется с Богом в Таинстве святого Причащения, у него просто не будет сил к покаянию, он просто не сможет двигаться по направлению к Богу. Поэтому покаяние – это не только осознание своих грехов, покаяние – это еще и молитва, это изучение Священного Писания, постоянное освоение богослужения, всегдашняя готовность помочь своему ближнему, потому что ближний мой – такой же исстрадавшийся грешник, духовный инвалид.

*

Исповедь – это не копание в каких-то грехах, нет, исповедь есть осознание того, что меня мучает в данный момент, чем я Богу не угодил. И это есть начало новой жизни: от чего я завтра решусь отказаться ради Господа. Для этого мы и пост предпринимаем, чтобы нам учиться отказываться.

*

Как передать детям, внукам, правнукам любовь к Богу? Передать можно только то, что имеешь. Поэтому все попытки воспитания будут безуспешны, если человек сам не научится тому, что он хочет привить своим детям.

*

Основное наше усердие, основное наше делание должно заключаться в молитве за детей. Первое дело, самое важное – детей нужно вымаливать. Второе дело – добрый пример.

*

У нас нет смирения, нет видения другого человека, нет понимания, что ближний – это не просто предмет, одетый в пальто и платок, а живой человек, у него своя душа, своя боль.

*

Человек вообще не думает о спасении собственной души. А спасение, оно рядом. Спасение заключается в том, чтобы предпочесть ближнего самому себе.

*

Если нам нравится человек, мы готовы его ласкать; если не нравится, мы его отодвигаем. Возникло чувство зависти – значит, завидуем; возникло чувство блудное – значит, услаждаемся; если увидели какую-то вещь и нам хочется ее – значит, мыслим, чтобы нам только ее заполучить. И так во всем, мы живем только чувствами, а они воспаляются от геенны, от ада преисподнейшего, от нашей греховной, падшей природы. А нам надо стараться жить не по чувствам, а по заповедям Божиим. Есть заповедь – и надо ее исполнять; понимаешь не понимаешь, хочешь не хочешь, можешь не можешь – а надо. Если мы будем заповеди Божии исполнять, то постепенно наша жизнь начнет исправляться, а если не будем исполнять заповеди Божии, то все как один погибнем. Что значит погибнем? Значит, мы, несмотря на нашу веру, в Царство Небесное не войдем.

Фото 5.jpg
Протоиерей Димитрий Смирнов
в молодости

*

Для каждого из нас есть обитель в Царствии Небесном; каждый может этого достичь, надо просто сделать выбор: а что для тебя слаще? Царствие Небесное, о котором ты не знаешь, что это такое, но выбираешь просто по одному доверию слову Божию, или грех, всю сладость и горечь которого ты уже вкусил и испытал? Вот два пути, два образа жизни.

К спасению призваны все, каждому из нас дана эта возможность, вопрос в том, сумеем ли мы ей воспользоваться. Кто-то из нас погибнет, кто-то из нас спасется, кто-то станет святым. Господь, Который управляет всем, с каждого спросит ровно столько, сколько ему будет дано. И искушений, и всяких трудов, скорбей, болезней, страданий Господь никогда не пошлет больше, чем мы можем это понести. Поэтому если мы с вами по какой-то причине не войдем в сонм святых земли Русской, то в этом будет только наша вина и больше ничья – наша лень, наша нелюбовь ко Христу или отсутствие полноты этой любви, которая бы заставляла нас трудиться…

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить