Икона Богоматери Косинская (Моденская)

Святое озеро

История святого места, связанного с иконой Косинской (Моденской), уходит в глубь веков. В районе Косино находятся три прекрасных озера: Белое, Черное и Святое, – поэтому эту местность еще называют Триозерье. Это, можно сказать, чудная редкость, потому что озер в Москве практически нет. Ученые говорят, что происхождение этих озер относится к ледниковому периоду, но история сохранила нам об одном из озер благочестивое предание. На том месте, где теперь Святое озеро, в давнее время среди лесов стояла церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся там старцем-священником.

1 - 2023-07-03T000353.980.jpg
Святое озеро в Косино

Молитвенник-подвижник просил Господа послать ему под кров христианина, чтобы вместе молиться о спасении Земли Русской и скорбеть о бедствии народа. А в это время в стольном граде Киеве бесстрашием и лютостью прославился грозный воин по имени Вукол, или Викул. Без жалости разил он и юных, и старых, наживая себе добычу от княжеских ссор, и грабил все, что только под руку попадалось.

Уже будучи стар, он отправился с князем в дальний поход. Но в пути с ним случился сильный недуг. Викул упал с коня и потерял сознание. Очнулся, вспомнил свои прегрешения и начал молиться, чтобы помиловал Господь и принял дух его с миром. Когда стемнело, увидел вдали огонек и лишь к утру дополз до бедной хижины. Это была обитель старца-священника. Долго болел Викул, но молитвы и заботы старца возвратили его к жизни. Викул выздоровел, со слезами принес покаяние и дал обет удалиться в пустынное место, чтобы молить Господа о прощении грехов своих и своей родины.

По благословению старца Вукол выбрал место у быстрой речки в диком лесу на Боровицком холме (теперь это территория Московского Кремля) и стал подвизаться в посте и молитве. А по воскресным дням ходил он к своему наставнику в Косино. Много молились пустынники за свою Отчизну, просили Царицу Небесную: «Спаси, заступи и помилуй грешных людей!» – знали, что без веры Господь не помилует, без правды не спасет. И казалось им, что приходит Русь в упадок.

Много лет прожил Вукол среди дремучего леса, часто целые ночи проводил он в молитве, выплакивая перед Богом прощение своих грехов. Подолгу размышлял о судьбе родной стороны, думал: если не устоит Киев из-за раздоров и войн, то какой же город благословит Господь вместо него? Или погибнет сама Русь?.. Однажды в сонном видении Вуколу было открыто, что не зря его душа тоскует о святом Киеве. Будет он сожжен и разграблен, а место его уединения возлюбила Матерь Божия, и будет стоять здесь дивный город на семи холмах, благословит его Господь быть главою городов русских. Имя его – Москва. Будет народ называть его своим родным городом и домом Пресвятой Богородицы. Много пострадает он от врагов, но из всех войн выйдет победителем и станет славнее всех городов русских. Долго размышлял Вукол о своем видении и, потрясенный, пошел в пустынное Косино, чтобы рассказать своему духовному отцу о нем.

Предание рассказывает, что старец ответил так: «Помолимся вместе, сын мой. Сказал Спаситель: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18: 20). Станет Он между нами, и услышит нас Господь». Вошли они в церковь, и стал невидимо между ними Спаситель. Со слезами молили пустынники Бога и Его Пречистую Матерь за народ православный и за будущий город Москву. Вдруг во время Божественной литургии явилась им в облаке Пречистая Дева. Возгорелись их сердца при чудном видении и уста замолкли. Хор ангелов запел Херувимскую песнь. Не смог выдержать святого видения Вукол, счел недостойным свое присутствие при явлении Божией Матери и вышел из храма. Но как только он переступил порог, то стал свидетелем великого чуда. Церковь плавно и тихо, при чудном пении невидимого хора стала опускаться под землю, а вскоре и скрылась совсем. Хрустальная вода залила то место, и образовалось озеро, названное с тех пор Святым.

Церковь плавно и тихо стала опускаться под землю, а вскоре и скрылась совсем

Предание говорит, что «долго после ушедшей в землю церкви не было в Косине храма, но веровали, что под волнами озера не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и за град Москву. На этом-то озере и была явлена икона святителя Николая Чудотворца, во имя которой и был устроен в Косине первый храм, но, по народному верованию, Косино пребывало и пребывает под особым покровительством Божией Матери»[1]. А Вукол после сего дивного события вернулся в свою пустынную обитель, на месте которой впоследствии, в 1272 году, первый московский князь Даниил Александрович возвел деревянную церковь Спаса Преображения как бы в знамение преобразования дикого бора в великолепную столицу.

Дар Петра Великого

В исторических источниках впервые село Косино упоминается в завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского около 1401 года: «А из московских сел дал есмь княгине своей... Косино с тремя озеры». Без сомнения, в Косине уже тогда был храм, но кому он был посвящен, кем строился – неизвестно.

2 - 2023-07-03T000356.023.jpg
Икона Богородицы Косинская (Моденская)

В книге «История прихода Свято-Успенского, Свято-Никольского и Свято-Тихоновского храмов в Косине», составленной Л. Б. Семеновой и А. В. Вовченко, сказано: точным названием «во имя Чудотворца Николая» храм упоминается впервые в 1617 году в дарственной грамоте первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича. Этот документ свидетельствует, что село Косино было отдано в поместье Василию Григорьевичу Телепневу, стольнику, заведовавшему Оружейной палатой в Кремле.

Другим заветным преданием, хранимым жителями села Косино, является воспоминание о пребывании здесь императора Петра I. Как известно, в детстве у царевича зародилась любовь к плаванию. В 1687 году появился потешный флот – струги и шнаки – в Преображенском потешном городке. Петр, перепробовав несколько водных мест, устроил потешную флотилию в Косино на Белом озере, где была построена верфь и пристань.

Можно сказать, что Косино имеет определенное отношение к зарождению русского флота. С переносом потешной флотилии на Переславское озеро Петр не забывал Косина. В 1717 году в память своего пребывания в Косине и по усердию к его святыням император Петр I оставил в дар церкви икону Божией Матери, привезенную его близким вельможей, графом Борисом Петровичем Шереметевым, из итальянского города Модены.

Богоматерь изображена на ней стоящей с Младенцем на левой руке. Богомладенец обращен лицом к народу; в левой руке Его свиток, а правой рукой Он благословляет. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся.

Икона эта, названная Моденскою, впоследствии, пребывая в святых косинских храмах, прославилась многими чудотворениями, которые, начиная с 1808 года, были записаны приходским духовенством и сохранились до наших дней. От иконы были чудеса исцелений от головной болезни, болезней ног, аллергии, легочных заболеваний, приобретенной слепоты, бесплодия. А в 1848 году Богородица по молитвам перед Ее иконой спасла местных жителей от свирепствовавшей повсюду холеры. Так подтвердилось народное верование, что Косино находится под особым покровительством Божией Матери.

В 1814 году село Косино, разоренное французами во время Отечественной войны 1812 года, было продано московскому купцу, коммерции советнику и почетному гражданину Дмитрию Александровичу Лухманову. В истории этого места личности купца Лухманова принадлежит огромная роль. С его помощью благосостояние косинцев стало быстро улучшаться.

3 - 2023-07-03T000359.053.jpg
К. А. Савицкий. Пейзаж. Косино. 1887 г.

Вскоре Лухманов начал главное дело своей жизни – возведение двух каменных храмов во имя Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Храм во имя Божией Матери и Ее славного Успения был освящен в 1823 году. В этом же году Дмитрий Александрович вместо деревянной колокольни начал возводить каменную, где предполагалось устроить небольшой теплый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Он был освящен 26 октября 1826 года. С возведением двух каменных храмов древняя деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца с середины XIX века существовала в основном как памятник культуры.

Главные святыни Косино – иконы Чудотворца Николая и Косинской (Моденской) Богоматери – находились в Свято-Успенском храме в иконостасе главного алтаря на особых возвышенных местах под золочеными сенями. Празднование чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери совершалось дважды в год: в Неделю святых отец (первое воскресенье после праздника Вознесения) и 20 июня / 3 июля.

В 1841 году Лухманов умер, а его потомки (не дворяне) не могли наследовать Косино. Началась тяжба наследников с крестьянами, которая длилась десять лет. Наконец, особым повелением императора Николая I от 16 июля 1851 года крестьяне были изъяты из владения купцов Лухмановых и переданы в государственные. До 1867 года казна отдала в аренду озера, дома и все, что принадлежало Лухмановым. Затем усадьба была с торгов продана московскому 2-й гильдии купцу и фабриканту Михаилу Елисеевичу Горбачеву, имевшему в Москве ленточную фабрику. Горбачев и в Косине устроил ленточную фабрику и построил для этого новый двухэтажный корпус. В это время по Казанской дороге была устроена платформа Косино, и село стало принимать характер дачной местности.

К началу ХХ века Косино благоустроилось и как приход, и как богомольное место, чему немало способствовало и чудесное Святое озеро, откуда началась некогда история Косинского прихода. На Святом озере с давних времен стояла часовня, рядом с нею находились купальни. Три раза в год на Святое озеро совершались крестные ходы.

4 (96).jpg
Д. А. Лухманов

По воспоминаниям очевидцев, накануне праздника чудотворной иконы Богоматери в Косино приезжало множество богомольцев из дальних местностей, а также из Москвы. Почти при каждом крестьянском доме в садах стояли врытые в землю столы со скамейками, за которыми богомольцы пили чай, приготовленный хозяйкой дома. Ночевали богомольцы также у крестьян, а утром в праздничный день отправлялись в храм.

Служба проходила необыкновенно торжественно. Бывало, в этот день служили в Косино и знаменитые протодиаконы Михаил Кузьмич Холмогоров и Максим Дормидонтович Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР).

После революционных событий, по свидетельству местных жителей, в один из таких праздников в 1920 году Косино почтил своим посещением святитель Тихон, Патриарх Московский. Известно, что служить он любил и охотно принимал приглашения служить в приходских церквях, однако к Косину Его Святейшество благоволил особо и не раз посещал это место не только в праздники, но и просто в небогослужебное время. Местные старожилы запомнили его в архиерейском облачении с белым куколем на голове.

В годы русской смуты

С приходом ХХ века Россию постигли суровые и грозные испытания. После событий 1917 года в стране началась разруха, голод, невиданные ранее репрессии. Началось массовое закрытие и разрушение русских святынь. Эта горькая чаша не миновала и Косинский приход. В 1920 году пришло постановление изъять оклады с чудотворных икон. Крестьяне умолили власти не «раздевать» святыни. Поначалу власти отступили, но спустя некоторое время ночью неизвестные, пропилив решетки в окне (с южной стороны Свято-Успенского храма), выкрали оклады. У многих крестьян еще оставались серебряные монеты царской чеканки. Они собрали их, и оклады были устроены вновь, но и их постигла та же участь. Вскоре на Россию и ее Церковь обрушилась волна массовых репрессий.

В конце 1939 года с куполов косинских храмов были сброшены кресты. За год до наступления Великой Отечественной войны храмы были закрыты, а все ценности – конфискованы. На это же время приходится изъятие из храма чудотворной Косинской (Моденской) иконы Богоматери и бесследное исчезновение другой святыни, пребывавшей в приходе с незапамятных времен, – чудотворного образа святителя Николая Чудотворца.

Матерь Божия не допустила окончательного разрушения косинских храмов

Во время войны косинские храмы использовались под производственные нужды. Впоследствии их передали московским областным театрам под склады для реквизита, деревянный храм к этому времени сгорел. Примерно в таком же состоянии Косинская святыня пребывала после нашествия французов в 1812 году, но Господь и Его Пречистая Матерь не оставили это место. Спустя 160 лет после наполеоновского нашествия Матерь Божия, храня Свой удел, не допустила окончательного разрушения и уничтожения святых косинских храмов. Они требовали срочных реставрационных работ. С этим предложением выступили местные жители, после чего власти приняли решение о реставрации территории храмового комплекса в Косине. Работы начались в 1977 году. Однако перед этим произошло великое по своему значению событие.

Промыслом Божиим обнаружилось местонахождение главной косинской святыни, изъятой властями в 1940 году, – Косинской (Моденской) иконы Божией Матери. Она хранилась в фондах Музея древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева, расположенного на территории Спасо-Андроникова монастыря.

5 (48).jpg
Белое озеро в Косино. Вид на церковь. 1930 - 1939 г.

История, связанная с этим знаменательным событием, такова. В 1976 году косинцы, начав хлопотать о реставрации храмов в своем селе, обращались в областное Управление культуры, где работал Дмитрий Дмитриевич Гущин. Он, в свою очередь, был хорошо знаком со смотрителем музея Вадимом Васильевичем Кириченко, от которого знал, что у них хранится икона Божией Матери XVII века с пометкой на обороте «Моденская». Никаких других сведений об этой иконе не было. Узнать икону помогли хлопотавшие о реставрации храмов сельские старожилы Мария Алексеевна Иванова и ее сестра. Они не только знали и помнили Косинский чудотворный образ, но и располагали достоверными источниками, где наряду с изображением чудотворного образа приводилось и подробное описание иконы с указанием размеров.

Сразу же откликнувшись на предложение Дмитрия Гущина, они поехали в Музей им. прп. Андрея Рублева, чтобы своими глазами увидеть «таинственную» икону, в которой они надеялись узнать Косинский образ Царицы Небесной. Надежды их оправдались, как только смотритель Кириченко вынес икону. Без сомнения, это была Косинская (Моденская) икона Божией Матери, пребывавшая ранее в Косинском приходе. Вадим Васильевич рассказал, что вскоре после войны он ездил в Ленинградский музей религии и атеизма с целью поискать, что сохранилось из ценных икон, и обратил внимание на шедевр XVII века – икону Божией Матери. Никогда раньше он ее не видел, ничего не знал, только прочитал на обратной стороне написанное чьей-то доброй рукой: «Моденская». Далее Вадим Васильевич пояснил, что после закрытия косинских храмов изъятую чудотворную икону передали в Московский антирелигиозный музей. Вскоре его закрыли, и перед самой войной святыню передали Музею религии и атеизма, организованному в Казанском соборе Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), в город, которому предстояли тяжелые блокадные дни. Находясь в плену у безбожников, святая икона хранилась небрежно, пока милостью Царицы Небесной не оказалась в руках смотрителя Музея имени прп. Андрея Рублева Вадима Кириченко. Он привез икону назад, в Москву, в свой музей, где она и была опознана. Трудно передать волнение работников музея, когда они узнали, что находящаяся у них икона Божией Матери – великая святыня, прославленная многими чудотворениями, и что до изъятия из храма она пребывала в Косине 250 лет. После своего 36-летнего пленения икона нуждалась в реставрации, провести которую благословили сотрудницу музея Ирину Васильевну Ватагину. Реставрация шла легко и через три месяца была закончена. Далее обновленная икона находилась три года в экспозиции, а затем бережно хранилась до своего возвращения в Косино 2 июля 1991 года.

Вряд ли для верующего сердца покажется простым совпадением такая удивительная последовательность событий, когда прежде началось восстановление самих храмов, была найдена и отреставрирована святая икона Божией Матери, ради которой и возводились в свое время храмы в Косине. Царица Небесная явила знамение Своей милости к возрождению этого святого места[2].

Царица Небесная явила знамение Своей милости к возрождению этого святого места

Вскоре после этого события восстановили косинские храмы. В 1986 году на месте сгоревшего древнего Свято-Никольского храма был построен деревянный храм как образец древнерусского деревянного зодчества. Каменные храмы отремонтировали снаружи, восстановили главы с крестами. Внутри Свято-Никольского храма разместили оркестр гусляров, а в Свято-Успенском был открыт концертный зал, где проходили концерты классической и духовной музыки.

Святое место остается святым

В 1988 году Русская Церковь торжественно праздновала 1000-летие Крещения Руси, а следующий, 1989 год был ознаменован новым юбилеем – 400-летием учреждения патриаршества. На заседавшем в связи с этим юбилеем Архиерейском Соборе было совершено прославление Предстоятеля Русской Православной Церкви – святителя Тихона, которого помнили в Косине и чтили. На это время приходится и начало возрождения прихода.

6 (36).jpg
Храмовый комплекс в Косино 

В 1990 году Церкви был возвращен Свято-Никольский каменный храм в Косине. 23 августа 1990 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) настоятелем этого храма был назначен протоиерей Михаил Фарковец. На следующий же день после выхода Указа о назначении батюшка уже был на своем приходе и с присущей ему энергией взялся за дело возрождения святыни. 16 ноября 1990 года храм святителя Николая был освящен. Это событие состоялось в день празднования Обновления храма святого великомученика Георгия Победоносца в Лиде. Теперь он отмечается в Косинском приходе так же торжественно, как и престольный праздник.

Приходская жизнь, полная трудов и забот, продолжалась. Когда отец Михаил узнал о местоположении святой иконы Богоматери, он сразу доложил об этом Патриарху. В этот же день на имя Святейшего было подано прошение о благословении и ходатайстве перед властями о возвращении святыни. После его обращения в органы государственного управления министр культуры СССР Николай Губенко вынес решение о возвращении Церкви чудотворной Косинской (Моденской) иконы Богоматери. Ни директор, ни сотрудники музея не препятствовали передаче святой иконы в храм.

Это чудо произошло 2 июля 1991 года. Чудотворная икона из запасников музея была торжественно перенесена во вновь открытый собор Спаса Нерукотворного образа. Епископ Истринский Арсений в сослужении духовенства совершил молебен перед Косинской (Моденской) иконой Божией Матери и освятил этот образ. После чего директор музея София Владимировна Вашлаева торжественно передала украшенную венком из живых цветов святыню епископу Арсению. А затем состоялось перенесение чудотворного образа на Косинский приход. Шествие сопровождалось всенародным пением, немолчным славословием Божией Матери. Крестным ходом с южной стороны села при огромном стечении духовенства и православного люда, приехавшего как из Москвы, так и со всей России, чудотворная святыня была внесена в церковную ограду.

Православный народ радовался, что икона вернулась на свое исконное место. В ограде храмов перед святыней был прочитан акафист и отслужен водосвятный молебен, после чего чудотворная икона Божией Матери была внесена в Никольский храм и установлена на специальном постаменте.

Следующий день – 3 июля 1991 года – праздник обретения Косинской (Моденской) иконы Божией Матери. Возобновив традицию патриаршего служения в Косине, впервые после 70-летнего перерыва Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский Алексий II. По завершении богослужения начался многолюдный крестный ход на Святое озеро, где был отслужен молебен Божией Матери и совершен чин освящения озера. После молебна богомольцы, как и прежде, с благоговением погружались в его цельбоносные воды, получая безмерную благодать Божию.

7 (21).jpg
Праздник Косинской (Моденской) иконы Божией Матери

Между тем продолжались строительные работы на территории храма. В следующем, 1992 году распоряжением Правительства Москвы от 21 апреля Церкви были возвращены два другие храма в Косине. Причем полтора года московский Комитет по культуре никак не давал согласия перевести концертный зал в другое место. Окончательное решение было принято на совещании у мэра Москвы, где своим распоряжением Юрий Лужков узаконил передачу храмов Косинскому приходу.

С 1991 года ведется летопись милостивой помощи Богоматери, происходящей по молитвам перед Ее Косинским (Моденским) чудотворным образом.

Помещаем в наш рассказ некоторые из них.

«В день возвращения иконы Божией Матери "Косинская" из музея в храм женщина молилась перед чудотворной иконой Божией Матери, прося исцеления, и приложилась к иконе пальцами, пораженными панарициями. Болезнь прекратилась.

Одна женщина долго молилась перед чудотворной иконой Божией Матери о своем пьющем муже. Придя домой, она увидела его лежащим на полу. Вызвала скорую, мужа привели в чувство. С тех пор он не пьет алкогольные напитки.

Жительнице города Тростянец Сумской области Рудык Марии Семеновне поставили диагноз: опухоль аорты. С помощью дочери, живущей в районе Выхино, Мария Семеновна была госпитализирована. Будучи человеком верующим, Мария Семеновна после обследования во второй половине дня посещала московские монастыри и храмы и молилась перед святынями. От дочери она узнала, что в Косинском приходе есть чудотворная икона Божией Матери. Но, дважды приезжая в Косинский приход, Мария Семеновна не смогла  приложиться к святыне, не зная, что сотрудники по просьбе желающих открывают Успенский храм, где находится икона. По заключению врачей Марии Семеновне оставался еще только один месяц жизни, из которого неделя была посвящена обследованию. Мария Семеновна приняла решение ехать в Косинский приход и просить сотрудников дать возможность приложиться к святыне. В течение сорока минут она со слезами молилась у иконы. На следующий день при рентгеновском обследовании было обнаружено, что опухоль уменьшилась. По истечении трех дней было проведено повторное обследование, которое показало, что опухоль стала еще меньше. Третье рентгеновское обследование показало, что опухоль исчезла. Было сделано еще 17 рентгеновских снимков, которые подтвердили отсутствие опухоли. Это произошло в сентябре 2000 года.

8 (13).jpg
Праздник Косинской (Моденской) иконы Божией Матери

Жительница Подмосковья Лариса Ивановна Недзвецкая была на послушании в храме. Два года в летнее время купалась в Святом озере, в результате чего исцелилась от артроза и подагры и почувствовала улучшение состояния всего организма. С тех пор о болезнях забыла совсем и благодарит Матерь Божию.

Третьеклассница Маша Пушкарева страдала слабым зрением. 3 июля, в день празднования Косинской иконы Божией Матери, она была с мамой у окулиста. Из-за этого они опоздали на литургию, но на крестный ход к Святому озеру успели. Маша погрузилась в воду. Ничего особенного они тогда не заметили. Но, когда девочка пошла в школу, мама поняла, что произошло исцеление – дочка не нуждалась в очках.

Как свидетельствует жена иконописца Игоря Петровича Ботанова, ее муж исцелился благодаря молитвам перед чудотворной иконой Божией Матери. Случай был неординарный: во время операции была удалена осумкованная саркома мозга. Благоприятный исход настолько поразил врача, что он, будучи евреем, принял православие.

Благоприятный исход операции настолько поразил врача, что он принял православие

Елена Борисовна Ефимова, испытывая постоянное недомогание, прошла медицинское обследование. У нее было обнаружено множество болезней, и среди них – онкологическое заболевание. Был назначен день операции. Накануне Елена Борисовна помолилась на молебне перед Косинской иконой и подошла к настоятелю отцу Михаилу Фарковцу за благословением. "Езжай, езжай, обследуйся", – ответил батюшка. Слова священника привели в некоторое недоумение Елену Борисовну, однако повторное обследование она прошла. Ни один диагноз не подтвердился!

У Зои Тимофеевны Кирпичниковой была травма ноги, не поддающаяся лечению. Нога долгое время была "как неживая", и болящая "волочила" ее. Однажды знакомые прихожане заметили, что походка у нее выровнялась, а сама Зоя Тимофеевна поделилась своей радостью: "Вылечила меня Божия Матушка!"»[3]


[1] Толычева Т. Село Косино М., 1886. С.12.

[2] Семенова Л. Б., Вовченко А. В. История прихода Свято-Успенского, Свято-Никольского и Свято-Тихоновского храмов в Косине г. Москвы. М., 1998. С. 47–50.

[3] Чудеса исцелений // Приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино г. Москва: www.kosino-hram.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=102&Itemid=112

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить