Храни свое сердце от зависти

2 августа празднует день Ангела Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Без преувеличения можно сказать, что день Ангела Святейшего – праздник и для всей Грузии, потому что если у Патриарха именины или другое торжество, то двери открыты для всех. Каждый может прийти и получить благословение. Святейший пишет музыку, картины. По его проекту был построен собор. Но, самое главное, он настоящий пастырь. Свое служение он называет «солнечная ночь». В декабре 1977 года после интронизации верующие вышли из храма в Мцхете и увидели необычное природное явление: солнце еще не зашло, но луна уже сияла на другой стороне горизонта. Так, служение Патриарха Илии II пришлось на непростой для страны период, но тем не менее солнце веры всегда освещало его служение и жизнь. Вспомним его высказывания о том, как взрастить в человеке настоящее солнце веры, озаряющее жизнь христианина.

*

Ректор духовной академии учил нас: «Когда диакон скажет: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию", обязательно попросите у Господа благодати и перекреститесь». Вот уже 50 лет прошло с тех пор, но и сегодня так же, как тогда, я слышу его слова. Помните об этом и вы, и когда диакон произносит возглас, преклоните ваши главы, перекреститесь и помолитесь о ниспослании вам благодати.

Служение Патриарха Илии II пришлось на непростой для страны период, но тем не менее солнце веры всегда освещало его служение и жизнь

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя! Когда я учился в семинарии и приехал в Тбилиси на каникулы, это был необыкновенный день для меня, я никогда его не забуду. Меня привели к Святейшему Патриарху всея Грузии Мелхиседеку III, который в те годы управлял Грузинской Церковью. Святейший и Блаженнейший Мелхиседек был очень образованный и внимательный человек. Он окончил Казанскую Духовную Академию, кроме того, был великолепным математиком. Как я только подошел к нему и взял благословение, он обратился ко мне почему-то по-русски (наверное, думал, что по-русски я лучше пойму): «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Вспоминаю период моего служения в Абхазии. Есть там одна деревня, Георгиевка. Возле нее в лесу жили две монахини-отшельницы. Они стали свидетельницами необычной истории. К ним пришел, хромая, медведь. Испугавшись, они забежали в келью. Медведь подошел к келье и с ревом показал им заднюю лапу, в которой застрял гвоздь. Матушки догадались, что зверь просит их о помощи. После недолгих колебаний они постарались гаечным ключом вынуть гвоздь из лапы. Медведь, понимая, что ему помогают, прилег и вытянул лапу. Когда матушки вытащили гвоздь, зверь облизал раненную лапу и ушел. Вечером монахини увидели, как он вернулся и принес им, видимо, в знак благодарности кукурузные початки.

*

Часто нам не хватает взаимопомощи, не хватает единодушия. Часто в беде мы не помогаем друг другу, не поддерживаем друг друга, мы отходим в сторону и смотрим издалека, как погибает наш близкий родственник или друг. Как будто это нас и не касается. Но настанет время, когда, возможно, и нас постигнет беда, и тогда мы поймем, как в жизни необходима взаимопомощь.

К сожалению, мы до сих пор не научились беседовать, не научились слушать других людей. Часто по телевизору показывают дебаты на какие-то темы, и участники передачи – двое, трое, четверо или больше человек говорят одновременно, не слушают друг друга и прежде всего стремятся любым способом высказать свое мнение. Это показатель их низкой культуры. Мы должны еще многому учиться, и особенно – слушать и слышать друг друга. Отличающееся мнение не означает того, что вы станете друг другу врагами.

Мы должны еще многому учиться, и особенно – слушать и слышать друг друга

Вот я – Патриарх. Это не значит, что я все знаю и ни в чем не ошибаюсь. Когда возникает проблема, я могу о ней спросить других, выслушать их аргументы, со своим вопросом я обращусь и к послушнику, и к ребенку, и к священнику, и к владыке. Вот так нужно поступать: выслушать другого человека и по крупицам собрать истину. Человек, который доверяет только себе, своей воле, своим рассуждениям, очень часто ошибается.

*

Чем выше человек стоит духовно, тем более приниженно себя преподносит людям.

Сегодня надо самым настоятельным образом хранить мир между людьми, между народами и государствами как дар Божий, как самое необходимое условие нашего бытия.

*

Брат и сестра! Храни свое сердце от зависти. Видишь успех у друга твоего, радуйся вместе с ним. Одаренному помоги проявить его дар. Помни, что Бог видит твое сердце и воздаст тебе по богатству сердца твоего.

Помни, что Бог видит твое сердце и воздаст тебе по богатству сердца твоего

Очень часто мы считаем себя праведниками или святыми, но в то же время повседневные грехи нам не кажутся страшными, влекущими за собой духовную смерть и вечное осуждение. Мы рассуждаем так: я никого не убивал, а мелкие грехи – у кого их нет? Опасно такое рассуждение. Ведь гора может состоять из больших камней, но может быть и из мелкого гравия и песка. Перед Богом нет маловажных грехов: всякий грех оскорбляет Его величие и удаляет нас от Бога.

Перед Богом нет маловажных грехов: всякий грех оскорбляет Его величие и удаляет нас от Бога

Смирение как состояние души – это познание своей духовной, нравственной и интеллектуальной ограниченности. Смирение по отношению к людям – признание их достоинств и превосходства над собой. Смирение перед Богом – убеждение, что без помощи Божией мы не можем совершить никакого добра; это память о том, что без Бога невозможен ни один миг нашего существования. Смирение – антипод гордыни, поэтому стяжание смирения – это борьба с гордостью и самостью в их различных проявлениях.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить