«Люби чистоту души»

Новомученики и исповедники Церкви Русской о чистоте сердца.

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский и Гдовский:

Чем чище сердце, свободнее от страстей, тем оно ближе к Богу, тем благодатнее и дерзновеннее в мольбах и прошениях ко Господу.

1.jpg

Чистота сердца имеет несколько степеней.

Низшая степень есть чистосердечие, то есть такое свойство души, когда действительно имеем доброе расположение к другим и говорим, что у нас на сердце.

Средняя степень – это когда сердце не допускает никаких нечистых мыслей, чувствований и желаний. Это состояние подобное детской невинности, но соединенной с благоразумием мужа и с опытностью старца.

Высшая степень – бесстрастие, о котором святой Иоанн Лествичник говорит: «Под именем бесстрастия не что иное разумею, как мысленное в душе человеческой небо; истинно бесстрастный тот, кто плоть свою очищает от всякого растления, ум возносит превыше всякой твари, чувства все покоряет разуму и душу свою представляет лицу Господню».

Эта святая и блаженная чистота достигается великими подвигами и долгими трудами. Святые отцы достигали ее, например, Павел Фивейский, живший 90 лет в пустыне, Антоний Великий, почти столько же времени подвизавшийся в пустыне, Макарий Великий, святой Иоанн Лествичник, преподобный Сергий, Серафим Саровский и многие другие.

2.jpg

Священномученик Иоанн Восторгов:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят(Мф. 5: 8).

Как не может быть тьмы в свете, так не может быть вражды в чистом сердце. И нищий духом в чистом сердце своем не имеет и тени вражды, мало того, – он не может видеть вражды и между другими, но хочет всюду видеть мир, согласие; он старается везде уничтожить раздор, примирить враждующих; он делается миротворцем.

Великий Миротворец есть Сын Божий Единородный. Он уничтожил великую вражду между человеком и Богом, Он примирил правосудие Божие с Божественным милосердием; поэтому всякий миротворец достоин того, чтобы Бог назвал и его Своим сыном; он уже принадлежит к Царству Небесному.

Священномученик Николай Могилевский, митрополит Алма-Атинский:

Человек может жить только тогда, когда войдет в живое общение со своим Богом, Который есть истинная самосущая Жизнь и полнота благ.

Если Бог есть Свет, говорит преподобный Феодор Студит, Жизнь и Истина, то как не вожделенно стремиться к Нему, искать общения с Ним живого и достигнуть его!

Путь к такому богообщению у человека должен состоять в развитии в себе всех тех даров духовных, какими он преимущественно был наделен от Своего Творца, чрез достижение чистоты души, которая «есть первоначальное дарование нашего естества».

3.jpg

Достижению этой необходимой чистоты душевной на земле и мешают страсти человеческие. Страсть – это дверь, заключенная пред лицом Чистоты. Если кто не отворит этой двери, тот не войдет в непорочную и чистую область сердца.

*

Между тем чистота души составляет единственное необходимое и обязательное условие для достижения созерцательного единения с Богом. Кто не победил греховных страстей, в ком хоть несколько еще живут плотские страсти, тот не может видеть Бога, как и Сам Он говорит: «Не возможеши видети лица Моего» (Исх. 33: 20).

Как невозможно, чтобы кто-либо видел лицо свое в мутной воде, так и душа, если не очистится от чуждых (т. е. страстных) помыслов, не сможет созерцательно молиться Богу. Поэтому, говорит св. Григорий Богослов, сперва надо очистить себя, а потом уже беседовать с Чистым. Надо истребить в себе языческие народы (страсти) и тогда, вошедши в обетованную землю, можно успокоиться во святилище Божием.

Итак, если страсти препятствуют душе быть чистою пред Богом и если они служат преградою сокровенным добродетелям души, чрез упражнение в которых она может достигать этой спасительной для нее чистоты, – то борьба с ними является неизбежной и необходимой.

*

Этот неизбежный путь борьбы со страстями и пороками, по учению отцов-аскетов, для человека составляет принадлежность всей его истинно христианской жизни. Борьба эта должна быть неуклонной и постоянной: она не должна прекращаться даже тогда, когда чрез победу над страстями достигнет бесстрастия, и поэтому ведется истинным христианином, пока он во плоти, – до смерти.

4.jpg

Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский:

Все святые считали себя грешнее всех. Многим это кажется странным, даже невозможным. Как это объяснить? Дело в том, что духовный взор святых, обращенный в собственное сердце, был крайне обостренным; они видели то, чего не видим в себе мы, грешные люди.

Если через окно упадет в комнату яркий солнечный луч, то вы увидите в свете этого луча бесконечное множество носящихся в воздухе пылинок. Почему стало видно эту нечистоту воздуха? Только потому, что ее озарил солнечный свет. А пока света не было, вы этой пыли не видели. Так и святые. Когда в их сердце водворяется все большая и большая чистота, когда их сердце озаряется ярким светом Христовым, тогда они видят все мельчайшие пылинки своей души, все мельчайшие грехи свои. Видя их безмерное множество, они ужасаются и искренне, от всего сердца, считают себя тяжкими грешниками.

Нищие не имеют крова, они ночуют там, где примут их. Человек смиренный, нищий духом, не имеет иного крова, кроме крова крыл Божиих. Только под этот кров стремится он всегда.

Епископ Арсений (Жадановский):

Постарайся воспользоваться всем, что тебе, как христианину, Господь даровал: поверуй в Господа, поведи трезвую, трудовую жизнь, будь покорным сыном Святой Церкви, чаще исповедуйся в своих грехах, с верой принимай Святые Тайны, и ты духовно возродишься. Тогда тебе и на ум не пойдет пьянствовать, курить табак, развратничать, ты станешь все больше и больше приобретать вкус к нравственно доброму, тебя будет пленять чистота жизни, смирение, милосердие, кротость, воздержание, – словом, ты полюбишь нравственную красоту и возненавидишь грех.

*

Ты любишь, когда в природе все прекрасно и красиво, ты любишь благоухание полей и лесов, ты не терпишь грязи, а стремишься к чистоте и опрятности, которая тебя утешает, тебя освежает и тебя радует. Так и относительно нашего внутреннего состояния. Люби чистоту души и всячески стремись к ней; эта чистота наполнит дом твоей души неизглаголанною радостию и небесным благоуханием.

*

Чистота – одежда человека пред Господом.

5.jpg

*

Как приобретается чистота сердца? Большое значение для достижения этого есть постоянное укорение себя в своих немощах и недостатках. Укорение дает возможность распознать себя, свою греховность, оно парализует всякую гордость, духовную прелесть, которая так часто тормозит наш духовный рост. Укорение приводит нас к смирению – этой основе для всякого нравственного преуспеяния. Но укорения мало. Бывают у нас такие душевные язвы, которые и укорением не исцеляются. Нужно более сильное средство, чем укорение, и это – обнаружение, открытие внутренней нашей язвы пред духовником, старцем или просто другом. 

Один брат страдал от дурных помыслов и чувств; много он в этом себя укорял, но это не помогало, он продолжал страдать. Он тогда пошел к одному старцу и, несмотря на весь стыд и внутренний тормоз, с Божьей помощью открылся в грех, и как только он это сделал, вся нечистота, одолевшая его, пропала у него.

Укорение и открытие помыслов – это, так сказать, личная работа над самим собою для выработки чистоты сердца. Но над нами Господь Бог. Ему мы повинны в своих грехах, и вот далее, что мы должны делать для очищения сердца, – это постоянно каяться Господу Богу в своих грехах, ища примирения со своею совестью и молясь, чтобы Господь простил нам грехи. И милостивый Господь всегда готов принять наше покаяние и помиловать нас.

*

Грехи – наш долг пред Господом. Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще уплачивать долги, в противном случае они, накопившись, делаются слишком великими, тягостными, непосильными, неоплатными. Так и грехи, долги наши пред Господом; хорошо как можно чаще их уплачивать, ежедневно, ежечасно, ежеминутно, постоянно каясь пред Господом. Люди, радеющие о духовной жизни, уделяя по требованию своего сердца время для такого внутреннего покаяния, молятся Господу Богу до тех пор, пока не почувствуют сердцем, что Господь им прощает. Да, примирение со своею совестью, прощение Господом нам грехов может чувствовать наше христианское сердце!

Но вот нам даны еще для очищения сердца благодатные средства – исповедь и Святое Причащение. Здесь уже сама благодать Божия приходит к нам и очищает, оживотворяет наше сердце, все наше существо. Внутреннее наше делание можно сравнить с возделыванием земной почвы. Как почву нужно разрыхлять, удобрять и поливать, чтобы она производила злаки, так и почву нашего сердца также нужно возделывать. Вот укорение и откровение – то же, что разрыхление; внутреннее покаяние и молитва – удобрение, а Таинства – благодатный дождь на почву нашего сердца.

6.jpg

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Неверие есть болезнь души. Бог есть Дух. И чтобы чувствовать Его, надобно иметь человеку здоровый дух. Это то же, что и в телесном организме. Чтобы видеть окружающую природу или слышать звуки, нужно иметь глаза и уши здоровыми, открытыми, способными воспринимать световые и звуковые волны.

Так же и в духовной жизни: если страсть или порок ослепляет и оглушает дух человеческий, то он не ощущает духовного мира, окружающего его – не чувствует ни Бога, ни святых, ни собственной души, ибо только «чистые сердцем Бога узрят».

*

Чистота сердца – это высшая ступень духовной жизни. К ней ведет долгая и трудная духовная работа, и достигается чистота сердечная следующим путем, указанным Спасителем: смирением – нищетой духовной; слезами покаяния; кротостью; алканием и жажданием – неудержимым стремлением к правде, свету, святости, к Богу – и милосердием.

Хочешь видеть Бога, то есть верить в Него без сомнений и колебаний, чувствовать Его, – иди сим путем: очищай свое сердце…

*

Плоды чистоты сердца суть сии:

– Чистота помыслов, ибо помыслы исходят из глубины сердца.

– Чистота желаний. Отсутствие в сердце нечистых помыслов дает полный простор для святых желаний.

– Святое направление воли. Окрепшая в добре воля человека уже не знает слабости и колебаний при искушениях. Ум и чувство требуют одного и того же, с чем согласна и воля.

– Свободный от греховных мыслей ум ясно и безошибочно определяет, что Божие и что вражие. Вот почему святые подвижники так просто и скоро решают самые сложные и запутанные жизненные вопросы.

– Ясность чувства в определении добра. Тогда как у грешного человека с нечистым сердцем чувства неправильно «чувствуют», ибо они преклонены в сторону греха, христианин, «чистый сердцем», легко чувствует, где зло и добро.

– Зрение Бога. Зрение сие есть двух родов: зрение как чувствование и зрение как видение телесными глазами. И первое, и второе – награда чистому сердцем. Примеры телесного зрения Господа: св. мч. Севастиана в темнице после мук посещает Сам Христос и исцеляет его от ран и язв, нанесенных ему мучителями; преп. Серафим видит Иисуса Христа в сонме праведников грядущим в Саровском храме во время Литургии.

*

Очищай свое сердце, – и ты не будешь сомневаться в бытии Бога. Он станет близок твоей душе, подле тебя, с тобой и в тебе…

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить